СДО - 2019. - №2
Научный обзор освещает общие представления, сущность содержания понятия билингвизма и его виды в психологии. Актуальность рассмотрения влияния раннего билингвизма и двуязычного обучения обусловлена ростом популярности билингвальных образовательных программ.
В обзоре показано, что билингвов можно систематизировать по возрастному аспекту, синхронности освоения языковых навыков, степени владения обоими языками и репрезентации языков в собственном сознании или культурной близости. Подчеркнуто, что интеллектуальное развитие детей-билингвов является наиболее изученным вопросом в аспекте изучения двуязычия. Показано, что преимущества билингвизма были выявлены в следующих особенностях когнитивного развития: формирование понятий, использование сложных аналитических стратегий при решении невербальных задач, фокусировании внимания и игнорировании ложных сигналов, вербальной оригинальности и гибкости, креативность при решении математических задач. Освещен вопрос изучения билингвизма в нейрофизиологических исследованиях, подтверждающих гипотезы о приросте количества и плотности нейронных связей в зонах, ответственных за лингвистические операции и когнитивные способности. Проведен анализ известных отечественных и зарубежных методик, направленных на оценку языковых навыков у детей-билингвов.
В статье рассматривается проблема формирования конструктивной компетенции музыкального руководителя дошкольной образовательной организации. Особое внимание акцентируется на функциональном компоненте обозначенной компетенции, поскольку он является одним из важных условий приобретения опыта в вопросах конструирования образовательной деятельности, создания дидактических и методических материалов, новых форм, методов, программ и технологий организации образовательной деятельности на основе знаний, навыков и практической деятельности.
Для решения обозначенной цели и проверки гипотезы определены методы исследования: а) теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы; анализ и обобщение теории и практики системы повышения квалификации музыкальных руководителей ДОО; б) эмпирические: изучение и анализ педагогического опыта по проблеме формирования конструктивной компетенции музыкальных руководителей ДОО; наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент; в) методы математической и статистической обработки: выполнение процедуры математической и статистической обработки результатов опытно-экспериментальной работы, сравнение, обобщение.
Статья освещает результаты опытно-экспериментальной работы, подтверждающие выдвинутую гипотезу и доказывающие научную новизну исследования, которая заключается в уточнении понятия конструктивной компетенции музыкального руководителя ДОО, разработке и реализации технологии формирования конструктивной компетенции музыкального руководителя ДОО, определении и обосновании критериев, показателей и средств педагогической диагностики для определения уровня сформированности конструктивной компетенции музыкальных руководителей ДОО.
Статья посвящена исследованию влияния развивающей предметно-пространственной среды на творчество педагога дошкольной организации и ребенка. Целью исследования является изучение процесса развития творчества педагога дошкольной организации, основанное на предположении, что работа по усовершенствованию развивающей среды будет способствовать развитию творчества педагога.
Статья подготовлена на основе материалов исследования развивающей предметно-пространственной среды 26 групп 4 дошкольных учреждений г. Иваново. В качестве инструментария использовались Шкалы анализа, разработанные автором. Инструментарий ориентирован на оценку деятельности педагога через условия, которые он создал для творческой активности детей. Рассматривается проблема определения понятия творчества в работе воспитателя и деятельности ребенка, раскрываются причины проявления творчества педагога и ребенка в процессе создания развивающей среды. Развивающая среда анализируется с разных сторон: как фактор, влияющий на детскую деятельность и побуждающий ребенка к игре, а педагога к работе, и как пространство, которое изменяет взрослый или ребенок, проявляя при этом творчество.
Исследование показало, что привлечение педагогов к усовершенствованию игрового пространства способствует активизации их деятельности и созданию условий для поддержки детской активности. Исследование выявило небольшое улучшение в организации развивающей среды групп экспериментального детского сада. Таким образом, мы установили связь между развивающей средой, работой педагога по ее созданию и наполнению и появлением творчества в игре и другой деятельности дошкольника. Низкий результат оценки изменений развивающей среды в экспериментальном ДОУ можно объяснить тем, что подход воспитателей к организации игрового пространства остался прежним. Отсюда вывод, что необходимо повышать уровень знаний педагогов в области организации развивающей среды и делать это одновременно с практической работой по улучшению игрового пространства.
- Комментарии