Чурбанова С.М., Леонтьева А.А. Развитие воображения и креативности у дошкольников: теоретический анализ современных исследований
Скачать в формате PDF
DOI:
10.24411/1997-9657-2019-10060
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Чурбанова С.М., Леонтьева А.А. Развитие воображения и креативности у дошкольников: теоретический анализ современных исследований // Современное дошкольное образование. – 2019. – №6(96). – С. 70–78. DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10060
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность темы работы связана с поиском условий развития творческого потенциала в детском возрасте, обеспечивающего готовность к школьному обучению, создающего предпосылки для продуктивной учебной деятельности, снижения эмоционального напряжения, улучшения навыков общения. Цель настоящего теоретического исследования – описание различных мультиаспектных подходов к анализу возможностей творческого решения проблем детьми дошкольного возраста. В данной работе анализируются исследования, посвященные роли воображения и креативности в психическом развитии детей. Были выделены два основных направления, объединяющих, с одной стороны, изучение факторов, влияющих на развитие творческих достижений детей, с другой – на разработку педагогических подходов, стимулирующих творческие способности. В исследованиях, применяющих метакогнитивный анализ, показано, что творческий потенциал дошкольников связан с высоким уровнем социального поведения, игрой, созданием «паракосмов», языковыми способностями, творческим повествованием и билингвизмом. Развитие воображения и креативности ребенка можно обеспечить с помощью эффективной образовательной программы, связанной с использованием игровых творческих практик, конструктивной учебно-ориентированной деятельностью, применением интернет-технологий, мобильных приложений, мультикультурной основой совместного решения задач, перспективным планированием, совершенствованием устной и письменной речи. Полученные результаты показали, что различные факторы и педагогические подходы положительно влияют на развитие творческого воображения и креативности. В связи с этим рекомендуется продолжить эмпирическое исследование, направленное на поиск возможных взаимосвязей между уровнем развития вербального обобщения, вербального мышления и творческого воображения ребенка. Это необходимо для грамотного руководства развитием творческого воображения и креативности в дошкольном возрасте.
Литература
1. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл; Эксмо. – 2005. – 1136 с.
2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М.: Академия, 2004. – 240 с.
3. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. – 160 с.
4. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. –
М.: Педагогика. 1991. – 152 с.
5. Кудрявцев В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – №5. – С. 57–68.
6. Сапогова Е.Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника. – Тула: Приок. кн. изд-во. – 1993. – 264 с.
7. Степанова В.В., Толстых Н.Н. Путь к слову // Мир психологии. – 2014. – №2 (78) – С. 110–120.
8. Чулюкин К.С., Баянова Л.Ф. Проблема креативности детей в современной зарубежной психологии развития // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №10. – С. 14–21.
9. Agogua, M., Poirel, N., Pineau, A., Houd, O. & Cassotti M. (2014). The impact of age and training on creativity: A design-theory approach to study fixation effects. Thinking Skills and Creativity. 11, 33–41.
10. Alfonso-Benlliurea, V., & Santos, M. R. (2016). Creativity development trajectories in Elementary Education: Differences in divergent and evaluative skills. Thinking Skills and Creativity. 19, 160–174. doi: 10.1016/j.tsc.2015.11.003.
11. Cheung, R. H. P. (2018). Play-based creativity-fostering practices: the effects of different pedagogical approaches on the development of children’s creative thinking behaviours in a Chinese preschool classroom. Pedagogy. Culture & Society. 26, 1–17. doi:10.1080/14681366.2018.1424725.
12. Churbanova, S. M. (2018). Developing creative thinking in children. National Psychological Journal. 1, 88-97. doi: 10.11621/npj.2018.0108.
13. Dere, Z., & Ömeroglu, E. (2018). A study on the effects of creativity training program on the creative behaviors. Cumhuriyet International Journal of Education. 7(1), 1-15. doi:10.30703/cije.333901.
14. Diachenko, O. M. (2011). On major developments in preschoolers’ imagination. International Journal of Early Years Education. 19, 19-25. doi: 10.1080/09669760.2011.570996.
15. Diener, М., Wright, С., Brehl, В. & Black, Т. (2016). Socioemotional correlates of creative potential in preschool age children: Thinking beyond student academic assessments. Creativity Research Journal. 28, 450-457. doi: 10.1016/j.chb.2018.03.030.
16. Eason, R., Giannangelo, D. M., & Franceschini, L. A. (2009). A look at creativity in public and private schools. Thinking Skills and Creativity. 4, 130–137. doi: 10.1016/j.tsc.2009.04.001.
17. Fryer, M. (2012). Making sense of creativity from a psychological perspective. Creativity and human development. 5, 1-8.
18. Guilford, J. P. (1967). Creativity: Yesterday, today and tomorrow. The Journal of Creative Behavior. 1., 3-14. doi: 10.1002/j.2162-6057.1967.tb00002.x.
19. Holmes, R. M., Gardner, B., Kohm, K.., Bant, C., Ciminello, A., Moedt, K., Romeo, L. (2017). The relationship between young children’s language abilities, creativity, play, and storytelling. Early Child Development and Care. 189:2, 244–254. doi: 10.1080/03004430.2017.1314274.
20. Kim, K. H. (2011). The Creativity Crisis: The Decrease in Creative Thinking Scores on the Torrance Tests of Creative Thinking. Creativity Research Journal. 23 (4). 285-295. doi: 10.1080/10400419.2011.627805.
21. Leikin, M., & Tovli, E. (2014). Bilingualism and creativity in early childhood. Creativity Research Journal. 26, 411-417. doi: 10.1080/10400419.2014.961779.
22. Lubart, T. I. (2001). Models of the creative process: Past, present and future. Creativity Research Journal. 13, 195-308. doi: 10.1207/S15326934CRJ1334_07.
23. Newton, L. & Newton, D. (2014). Creativity in 21st-century education. Prospects. 44 (4), 575–589.
24. Obukhova, L. F., & Churbanova, S .M. (1992). Psychological condition for productivity in schoolchildren’s divergent problem-solving. Journal of Russian & East European Psychology. 30, 57-76. doi: 10.2753/RPO1061-0405300157.
25. Petre, V. G., & Tanggaard, L. (2014). Creativity, identity, and representation: Towards a socio-cultural theory of creative identity. New Ideas in Psychology. 34, 12–21. doi: 10.1016/j.newideapsych.2014.02.002.
26. Piotrowski, J. T., & Meester, L. (2018). Can apps support creativity in middle childhood? Computers in Human Behavior. 85, 23–33. doi: org/10.1016/j.chb.2018.03.030.
27. Rajabi, S., Khosravi, A. R., & Khodabakhshi, M. (2018). Investigating the effect of creative storytelling on enhanced creativity of preschool students in Iran. Journal of Poetry Therapy. 31, 1–12. doi: 10.1080/08893675.2018.1504706.
28. Rizi, C. E., Yarmohamadiyan, M. H., & Gholami, A. (2011). The effect group plays on the development of the creativity of six-year children. Procedia Secial and Behavioral Sciences. 15, 2137-2141. doi: 10.1016/j.sbspro.2011.04.067.
29. Rose L. H., & Lin H.-T. (1984). A meta-analysis of long-term creativity training programs. The Journal of Creative Behavior. 18, 11–22. doi: 10.1002/j.2162-6057.1984.tb00985.x.
30. Shawareb, A. (2011). The effects of computer use on creative thinking among kindergarten children in Jordan. Journal of Instructional Psychology. 38, 213-220.
31. Taylor, M., Mottweiler, C. M., & Naylor E. R. (2015). Imaginary worlds in middle childhood: A qualitative study of two pairs of coordinated paracosms. Creativity Research Journal. 27, 167-174. doi: 10.1080/10400419.2015.1030318.
32. Torrance, E. P. (1965). Rewarding Creative Behavior. Experiments in Classroom Creativity. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall, Inc. 353.
33. Torrance, E. P. (1972). Can we teach children to think creatively? Journal of Creative Behavior. 6, 114-143 doi:10.1002/j.2162-6057.1972.tb00923.x.
34. Vezzali, L., Goclowska, M. A., Crisp, R. J., & Stathi, S. (2016). On the relationship between cultural diversity and creativity in education: The moderating role of communal versus divisional mindse. Thinking Skills and Creativity. 21, 152–157. doi: 10.1016/j.tsc.2016.07.001.
35. Williams, R., Runco, M. A., & Berlow, Е. (2016). Mapping the Themes, Impact, and Cohesion of Creativity Research over the Last 25 Years. Creativity Research Journal. 28, 385-394. doi: 10.1080/10400419.2016.1230358.
36. Wong, M. K.-Y., & Chee, So. W. (2016). Spoken Narrative Assessment: A Supplementary Measure of Children’s Creativity. Creativity Research Journal. 28 (4), 471-477. doi: 10.1080/10400419.2016.1229989.
37. Yasin, R. M., & Yunus, N. S. (2014). A Meta-analysis study on the effectiveness of creativity approaches in technology and engineering education. Asian Social Science. 10, 242-252.doi: 10.5539/ass.v10n3p242.
2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М.: Академия, 2004. – 240 с.
3. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. – 160 с.
4. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. –
М.: Педагогика. 1991. – 152 с.
5. Кудрявцев В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – №5. – С. 57–68.
6. Сапогова Е.Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника. – Тула: Приок. кн. изд-во. – 1993. – 264 с.
7. Степанова В.В., Толстых Н.Н. Путь к слову // Мир психологии. – 2014. – №2 (78) – С. 110–120.
8. Чулюкин К.С., Баянова Л.Ф. Проблема креативности детей в современной зарубежной психологии развития // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №10. – С. 14–21.
9. Agogua, M., Poirel, N., Pineau, A., Houd, O. & Cassotti M. (2014). The impact of age and training on creativity: A design-theory approach to study fixation effects. Thinking Skills and Creativity. 11, 33–41.
10. Alfonso-Benlliurea, V., & Santos, M. R. (2016). Creativity development trajectories in Elementary Education: Differences in divergent and evaluative skills. Thinking Skills and Creativity. 19, 160–174. doi: 10.1016/j.tsc.2015.11.003.
11. Cheung, R. H. P. (2018). Play-based creativity-fostering practices: the effects of different pedagogical approaches on the development of children’s creative thinking behaviours in a Chinese preschool classroom. Pedagogy. Culture & Society. 26, 1–17. doi:10.1080/14681366.2018.1424725.
12. Churbanova, S. M. (2018). Developing creative thinking in children. National Psychological Journal. 1, 88-97. doi: 10.11621/npj.2018.0108.
13. Dere, Z., & Ömeroglu, E. (2018). A study on the effects of creativity training program on the creative behaviors. Cumhuriyet International Journal of Education. 7(1), 1-15. doi:10.30703/cije.333901.
14. Diachenko, O. M. (2011). On major developments in preschoolers’ imagination. International Journal of Early Years Education. 19, 19-25. doi: 10.1080/09669760.2011.570996.
15. Diener, М., Wright, С., Brehl, В. & Black, Т. (2016). Socioemotional correlates of creative potential in preschool age children: Thinking beyond student academic assessments. Creativity Research Journal. 28, 450-457. doi: 10.1016/j.chb.2018.03.030.
16. Eason, R., Giannangelo, D. M., & Franceschini, L. A. (2009). A look at creativity in public and private schools. Thinking Skills and Creativity. 4, 130–137. doi: 10.1016/j.tsc.2009.04.001.
17. Fryer, M. (2012). Making sense of creativity from a psychological perspective. Creativity and human development. 5, 1-8.
18. Guilford, J. P. (1967). Creativity: Yesterday, today and tomorrow. The Journal of Creative Behavior. 1., 3-14. doi: 10.1002/j.2162-6057.1967.tb00002.x.
19. Holmes, R. M., Gardner, B., Kohm, K.., Bant, C., Ciminello, A., Moedt, K., Romeo, L. (2017). The relationship between young children’s language abilities, creativity, play, and storytelling. Early Child Development and Care. 189:2, 244–254. doi: 10.1080/03004430.2017.1314274.
20. Kim, K. H. (2011). The Creativity Crisis: The Decrease in Creative Thinking Scores on the Torrance Tests of Creative Thinking. Creativity Research Journal. 23 (4). 285-295. doi: 10.1080/10400419.2011.627805.
21. Leikin, M., & Tovli, E. (2014). Bilingualism and creativity in early childhood. Creativity Research Journal. 26, 411-417. doi: 10.1080/10400419.2014.961779.
22. Lubart, T. I. (2001). Models of the creative process: Past, present and future. Creativity Research Journal. 13, 195-308. doi: 10.1207/S15326934CRJ1334_07.
23. Newton, L. & Newton, D. (2014). Creativity in 21st-century education. Prospects. 44 (4), 575–589.
24. Obukhova, L. F., & Churbanova, S .M. (1992). Psychological condition for productivity in schoolchildren’s divergent problem-solving. Journal of Russian & East European Psychology. 30, 57-76. doi: 10.2753/RPO1061-0405300157.
25. Petre, V. G., & Tanggaard, L. (2014). Creativity, identity, and representation: Towards a socio-cultural theory of creative identity. New Ideas in Psychology. 34, 12–21. doi: 10.1016/j.newideapsych.2014.02.002.
26. Piotrowski, J. T., & Meester, L. (2018). Can apps support creativity in middle childhood? Computers in Human Behavior. 85, 23–33. doi: org/10.1016/j.chb.2018.03.030.
27. Rajabi, S., Khosravi, A. R., & Khodabakhshi, M. (2018). Investigating the effect of creative storytelling on enhanced creativity of preschool students in Iran. Journal of Poetry Therapy. 31, 1–12. doi: 10.1080/08893675.2018.1504706.
28. Rizi, C. E., Yarmohamadiyan, M. H., & Gholami, A. (2011). The effect group plays on the development of the creativity of six-year children. Procedia Secial and Behavioral Sciences. 15, 2137-2141. doi: 10.1016/j.sbspro.2011.04.067.
29. Rose L. H., & Lin H.-T. (1984). A meta-analysis of long-term creativity training programs. The Journal of Creative Behavior. 18, 11–22. doi: 10.1002/j.2162-6057.1984.tb00985.x.
30. Shawareb, A. (2011). The effects of computer use on creative thinking among kindergarten children in Jordan. Journal of Instructional Psychology. 38, 213-220.
31. Taylor, M., Mottweiler, C. M., & Naylor E. R. (2015). Imaginary worlds in middle childhood: A qualitative study of two pairs of coordinated paracosms. Creativity Research Journal. 27, 167-174. doi: 10.1080/10400419.2015.1030318.
32. Torrance, E. P. (1965). Rewarding Creative Behavior. Experiments in Classroom Creativity. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall, Inc. 353.
33. Torrance, E. P. (1972). Can we teach children to think creatively? Journal of Creative Behavior. 6, 114-143 doi:10.1002/j.2162-6057.1972.tb00923.x.
34. Vezzali, L., Goclowska, M. A., Crisp, R. J., & Stathi, S. (2016). On the relationship between cultural diversity and creativity in education: The moderating role of communal versus divisional mindse. Thinking Skills and Creativity. 21, 152–157. doi: 10.1016/j.tsc.2016.07.001.
35. Williams, R., Runco, M. A., & Berlow, Е. (2016). Mapping the Themes, Impact, and Cohesion of Creativity Research over the Last 25 Years. Creativity Research Journal. 28, 385-394. doi: 10.1080/10400419.2016.1230358.
36. Wong, M. K.-Y., & Chee, So. W. (2016). Spoken Narrative Assessment: A Supplementary Measure of Children’s Creativity. Creativity Research Journal. 28 (4), 471-477. doi: 10.1080/10400419.2016.1229989.
37. Yasin, R. M., & Yunus, N. S. (2014). A Meta-analysis study on the effectiveness of creativity approaches in technology and engineering education. Asian Social Science. 10, 242-252.doi: 10.5539/ass.v10n3p242.
- Комментарии
Загрузка комментариев...