Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Чурбанова С.М., Леонтьева А.А. Развитие воображения и креативности у дошкольников: теоретический анализ современных исследований

    Чурбанова С.М., Леонтьева А.А. Развитие воображения и креативности у дошкольников: теоретический анализ современных исследований

    Чурбанова С.М., Леонтьева А.А.  Развитие воображения и креативности у дошкольников: теоретический анализ современных исследований
    Скачать в формате PDF
    DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10060
    Ключевые слова: воображение креативность дошкольный возраст образовательная программа
    Для цитирования статьи:
    Чурбанова С.М., Леонтьева А.А. Развитие воображения и креативности у дошкольников: теоретический анализ современных исследований // Современное дошкольное образование. – 2019. – №6(96). – С. 70–78. DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10060

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2019. - №6
    Чурбанова Светлана Михайловна
    кандидат психологических наук, доцент факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия)

    Леонтьева Александра Александровна
    аспирант факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия)

    Аннотация

    Актуальность темы работы связана с поиском условий развития творческого потенциала в детском возрасте, обеспечивающего готовность к школьному обучению, создающего предпосылки для продуктивной учебной деятельности, снижения эмоционального напряжения, улучшения навыков общения. Цель настоящего теоретического исследования – описание различных мультиаспектных подходов к анализу возможностей творческого решения проблем детьми дошкольного возраста. В данной работе анализируются исследования, посвященные роли воображения и креативности в психиче­ском развитии детей. Были выделены два основных направления, объединяющих, с одной стороны, изучение факторов, влияющих на развитие творческих достижений детей, с другой – на разработку педагогических подходов, стимулирующих творческие способности. В исследованиях, применяющих метакогнитивный анализ, показано, что творческий потенциал дошкольников связан с высоким уровнем социального поведения, игрой, созданием «паракосмов», языковыми способностями, творческим повествованием и билингвизмом. Развитие воображения и креативности ребенка можно обеспечить с помощью эффективной образовательной программы, связанной с использованием игровых творческих практик, конструктивной учебно-ориентированной деятельностью, применением интернет-технологий, мобильных приложений, мультикультурной основой совместного решения задач, перспективным планированием, совершенствованием устной и письменной речи. Полученные результаты показали, что различные факторы и педагогические подходы положительно влияют на развитие творческого воображения и креативности. В связи с этим рекомендуется продолжить эмпирическое исследование, направленное на поиск возможных взаимосвязей между уровнем развития вербального обобщения, вербального мышления и творческого воображения ребенка. Это необходимо для грамотного руководства развитием творческого воображения и креативности в дошкольном возрасте.
    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    1. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл; Эксмо. – 2005. – 1136 с.
    2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М.: Академия, 2004. – 240 с.
    3. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. – 160 с.
    4. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. –
    М.: Педагогика. 1991. – 152 с.
    5. Кудрявцев В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – №5. – С. 57–68.
    6. Сапогова Е.Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника. – Тула: Приок. кн. изд-во. – 1993. – 264 с.
    7. Степанова В.В., Толстых Н.Н. Путь к слову // Мир психологии. – 2014. – №2 (78) – С. 110–120.
    8. Чулюкин К.С., Баянова Л.Ф. Проблема креативности детей в современной зарубежной психологии развития // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №10. – С. 14–21.
    9. Agogua, M., Poirel, N., Pineau, A., Houd, O. & Cassotti M. (2014). The impact of age and training on creativity: A design-theory approach to study fixation effects. Thinking Skills and Creativity. 11, 33–41.
    10. Alfonso-Benlliurea, V., & Santos, M. R. (2016). Creativity development trajectories in Elementary Education: Differences in divergent and evaluative skills. Thinking Skills and Creativity. 19, 160–174. doi: 10.1016/j.tsc.2015.11.003.
    11. Cheung, R. H. P. (2018). Play-based creativity-fostering practices: the effects of different pedagogical approaches on the development of children’s creative thinking behaviours in a Chinese preschool classroom. Pedagogy. Culture & Society. 26, 1–17. doi:10.1080/14681366.2018.1424725.
    12. Churbanova, S. M. (2018). Developing creative thinking in children. National Psychological Journal. 1, 88-97. doi: 10.11621/npj.2018.0108.
    13. Dere, Z., & Ömeroglu, E. (2018). A study on the effects of creativity training program on the creative behaviors. Cumhuriyet International Journal of Education. 7(1), 1-15. doi:10.30703/cije.333901.
    14. Diachenko, O. M. (2011). On major developments in preschoolers’ imagination. International Journal of Early Years Education. 19, 19-25. doi: 10.1080/09669760.2011.570996.
    15. Diener, М., Wright, С., Brehl, В. & Black, Т. (2016). Socioemotional correlates of creative potential in preschool age children: Thinking beyond student academic assessments. Creativity Research Journal. 28, 450-457. doi: 10.1016/j.chb.2018.03.030.
    16. Eason, R., Giannangelo, D. M., & Franceschini, L. A. (2009). A look at creativity in public and private schools. Thinking Skills and Creativity. 4, 130–137. doi: 10.1016/j.tsc.2009.04.001.
    17. Fryer, M. (2012). Making sense of creativity from a psychological perspective. Creativity and human development. 5, 1-8.
    18. Guilford, J. P. (1967). Creativity: Yesterday, today and tomorrow. The Journal of Creative Behavior. 1., 3-14. doi: 10.1002/j.2162-6057.1967.tb00002.x.
    19. Holmes, R. M., Gardner, B., Kohm, K.., Bant, C., Ciminello, A., Moedt, K., Romeo, L. (2017). The relationship between young children’s language abilities, creativity, play, and storytelling. Early Child Development and Care. 189:2, 244–254. doi: 10.1080/03004430.2017.1314274.
    20. Kim, K. H. (2011). The Creativity Crisis: The Decrease in Creative Thinking Scores on the Torrance Tests of Creative Thinking. Creativity Research Journal. 23 (4). 285-295. doi: 10.1080/10400419.2011.627805.
    21. Leikin, M., & Tovli, E. (2014). Bilingualism and creativity in early childhood. Creativity Research Journal. 26, 411-417. doi: 10.1080/10400419.2014.961779.
    22. Lubart, T. I. (2001). Models of the creative process: Past, present and future. Creativity Research Journal. 13, 195-308. doi: 10.1207/S15326934CRJ1334_07.
    23. Newton, L. & Newton, D. (2014). Creativity in 21st-century education. Prospects. 44 (4), 575–589.
    24. Obukhova, L. F., & Churbanova, S .M. (1992). Psychological condition for productivity in schoolchildren’s divergent problem-solving. Journal of Russian & East European Psychology. 30, 57-76. doi: 10.2753/RPO1061-0405300157.
    25. Petre, V. G., & Tanggaard, L. (2014). Creativity, identity, and representation: Towards a socio-cultural theory of creative identity. New Ideas in Psychology. 34, 12–21. doi: 10.1016/j.newideapsych.2014.02.002.
    26. Piotrowski, J. T., & Meester, L. (2018). Can apps support creativity in middle childhood? Computers in Human Behavior. 85, 23–33. doi: org/10.1016/j.chb.2018.03.030.
    27. Rajabi, S., Khosravi, A. R., & Khodabakhshi, M. (2018). Investigating the effect of creative storytelling on enhanced creativity of preschool students in Iran. Journal of Poetry Therapy. 31, 1–12. doi: 10.1080/08893675.2018.1504706.
    28. Rizi, C. E., Yarmohamadiyan, M. H., & Gholami, A. (2011). The effect group plays on the development of the creativity of six-year children. Procedia Secial and Behavioral Sciences. 15, 2137-2141. doi: 10.1016/j.sbspro.2011.04.067.
    29. Rose L. H., & Lin H.-T. (1984). A meta-analysis of long-term creativity training programs. The Journal of Creative Behavior. 18, 11–22. doi: 10.1002/j.2162-6057.1984.tb00985.x.
    30. Shawareb, A. (2011). The effects of computer use on creative thinking among kindergarten children in Jordan. Journal of Instructional Psychology. 38, 213-220.
    31. Taylor, M., Mottweiler, C. M., & Naylor E. R. (2015). Imaginary worlds in middle childhood: A qualitative study of two pairs of coordinated paracosms. Creativity Research Journal. 27, 167-174. doi: 10.1080/10400419.2015.1030318.
    32. Torrance, E. P. (1965). Rewarding Creative Behavior. Experiments in Classroom Creativity. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall, Inc. 353.
    33. Torrance, E. P. (1972). Can we teach children to think creatively? Journal of Creative Behavior. 6, 114-143 doi:10.1002/j.2162-6057.1972.tb00923.x.
    34. Vezzali, L., Goclowska, M. A., Crisp, R. J., & Stathi, S. (2016). On the relationship between cultural diversity and creativity in education: The moderating role of communal versus divisional mindse. Thinking Skills and Creativity. 21, 152–157. doi: 10.1016/j.tsc.2016.07.001.
    35. Williams, R., Runco, M. A., & Berlow, Е. (2016). Mapping the Themes, Impact, and Cohesion of Creativity Research over the Last 25 Years. Creativity Research Journal. 28, 385-394. doi: 10.1080/10400419.2016.1230358.
    36. Wong, M. K.-Y., & Chee, So. W. (2016). Spoken Narrative Assessment: A Supplementary Measure of Children’s Creativity. Creativity Research Journal. 28 (4), 471-477. doi: 10.1080/10400419.2016.1229989.
    37. Yasin, R. M., & Yunus, N. S. (2014). A Meta-analysis study on the effectiveness of creativity approaches in technology and engineering education. Asian Social Science. 10, 242-252.doi: 10.5539/ass.v10n3p242.
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью