Гудонис В.П., Вачков И.В. Страхи современных старших дошкольников и их родителей
Скачать в формате PDF
DOI:
10.24411/1997-9657-2019-10050
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Гудонис В.П., Вачков И.В. Страхи современных старших дошкольников и их родителей // Современное дошкольное образование. – 2019. – №4(94). – С. 36–45. DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10050
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Cтатья посвящена изучению страхов современных шестилетних детей и их родителей. Несмотря на многочисленные исследования детских страхов, проводившиеся по всему миру, остается недостаточно изученным вопрос – при всей его важности – о типичных страхах современных дошкольников, а также о связи этих страхов со страхами родителей, имевшимися у них в детстве и имеющимися
в настоящее время. Прояснение этого вопроса и стало целью исследования. Для выявления детских страхов и собственных страхов родителей использовалась специально разработанная анкета, на вопросы которой отвечали отцы и матери старших дошкольников. Виды детских страхов, названных
в анкете, были отобраны исходя из результатов уже имеющихся исследований и на основе пилотажного эксперимента. Выявленные страхи были сгруппированы по предмету и направленности. Наиболее часто встречающимся страхом современных дошкольников оказался страх потери родных, входящий в группу отношенческих. Между мальчиками и девочками значимые различия обнаружены лишь по частоте встречаемости отдельных страхов: боязнь чужих людей (чаще у девочек), боязнь страшных снов и стоматологов (чаще у мальчиков). Совпадение ряда страхов детей и их матерей позволяет высказать предположение о трансляции страхов первым от вторых, что подтверждается результатами опроса матерей во время психологических консультаций. Совпадений страхов детей и их отцов выявлено не было. Обнаружены противоположные тенденции динамики страхов с возрастом у матерей и отцов: у матерей количество страхов увеличивается по сравнению с детством, у отцов – уменьшается. При этом имеются сходные страхи матерей и отцов дошкольников, такие как страхи высоты, потери близких, смерти, змей, собак.
в настоящее время. Прояснение этого вопроса и стало целью исследования. Для выявления детских страхов и собственных страхов родителей использовалась специально разработанная анкета, на вопросы которой отвечали отцы и матери старших дошкольников. Виды детских страхов, названных
в анкете, были отобраны исходя из результатов уже имеющихся исследований и на основе пилотажного эксперимента. Выявленные страхи были сгруппированы по предмету и направленности. Наиболее часто встречающимся страхом современных дошкольников оказался страх потери родных, входящий в группу отношенческих. Между мальчиками и девочками значимые различия обнаружены лишь по частоте встречаемости отдельных страхов: боязнь чужих людей (чаще у девочек), боязнь страшных снов и стоматологов (чаще у мальчиков). Совпадение ряда страхов детей и их матерей позволяет высказать предположение о трансляции страхов первым от вторых, что подтверждается результатами опроса матерей во время психологических консультаций. Совпадений страхов детей и их отцов выявлено не было. Обнаружены противоположные тенденции динамики страхов с возрастом у матерей и отцов: у матерей количество страхов увеличивается по сравнению с детством, у отцов – уменьшается. При этом имеются сходные страхи матерей и отцов дошкольников, такие как страхи высоты, потери близких, смерти, змей, собак.
Литература
1. Битинас Б. Эдукологическое исследование: система и процесс. – Вильнюс: Кронта, 2006. – 316 с.
2. Вард И. Фобия. – М.: Проспект, 2002. – 78 с.
3. Вачков И.В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом… – М.: Генезис, 2015. – 288 с.
4. Гудонис В. Cтрахи людей: 1193 фобии. – Шяуляй: Шяуляйская книга, 2017. – 162 с.
5. Демшина Б. Тревожные расстройства у детей и подростков. – Вильнюс: Издательство Вильнюсского университета, 2009. – 216 c.
6. Дефектологический словарь. В двух томах. Сост. В. Гудонис. – Москва: Российская академия образования, I том – 808 c., II том – 798 с. – 2007.
7. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Речь, 2007. – 310 с.
8. Злобин Н. Империя свободы: ценности и фобии американского общества. – М.: Эксмо, 2016. – 480 с.
9. Ильин Е.П. Психология страха. – СПб.: Питер, 2015. – 384 с.
10. Кларксон М. Как преодолеть страх. – Вильнюс: Алма литера, 2005. – 218 с.
11. Клишите Р. Детские страхи: большие и маленькие // Здоровье. – 2006. – №1. –
C. 66–69.
12. Ковпак Д. Страхи, тревоги, фобии… Как от них избавиться? – М.: Наука и техника, 2012. – 288 с.
13. Краткий словарь фобий / Сост. В. Гудонис. – М.: МПСИ, 2009. – 104 с.
14. Курпатов А. Совершенно секретная таблетка от страха. – М.: Олма Медиа Групп, 2013. – 130 с.
15. Марина Х.А. Анатомия страха. Трактат о храбрости. – М.: Астрель, CORPUS, 2010. – 384 с.
16. Мерфи Д. Как избавиться от страхов и тревог с помощью подсознания. – М.: Попурри, 2013. – 240 с.
17. Молицка М. Терапевтические сказки (часть 1). – Вильнюс: Вага. Аудиокнига. – 2007.
18. Молицка М. Терапевтические сказки (часть 2). – Вильнюс: Вага. Аудиокнига. – 2009.
19. Петрайтене Б. Страх перемен // Твой журнал. – 2005. – №4. – C. 18–19.
20. Пичугин В. Мудрость страха. Как понять и преодолеть свой страх? – М.: Феникс, 2013. – 250 с.
21. Пундзявичене Е. Безжалостный страх // Я и психология. – 2008. – №1. – С. 16.
22. Френкель Я. Психология страха. – М.: Профит-Стайл, 2014. – 272 с.
23. Циртвутене Л., Меслинене Г. Играю в чувства: Страх. – Каунас: Центр психологического консультирования, 2012. – 171 с.
24. Эльц В. Как победить страх и начать жить. Трансформация пространства личности. – М.: Армита, 2014. – 160 с.
25. Dagene A. (2006). Fear of school as a social problem. Master’s thesis. Vilnius: VPU, 2006. – 156 c.
26. Robinson M. E., Gagnon Ch. M. Rilley J. L., Price D. D. Altering gender role expectations: effects on pain tolerance, pain threshold, and pain ratings // The Journal of Pain. – 2003. – № 4 (5). – pp. 284-288.
27. Slaughter V. Young children’s understanding of death // Australian Psychologist. –
2005. – № 40. – Р. 2-8.
28. Smith F.T. The psychology of fear: how to manage and overcome fear in any situation. Make Profits Easy LLC (September 2, 2017). 114 p.
2. Вард И. Фобия. – М.: Проспект, 2002. – 78 с.
3. Вачков И.В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом… – М.: Генезис, 2015. – 288 с.
4. Гудонис В. Cтрахи людей: 1193 фобии. – Шяуляй: Шяуляйская книга, 2017. – 162 с.
5. Демшина Б. Тревожные расстройства у детей и подростков. – Вильнюс: Издательство Вильнюсского университета, 2009. – 216 c.
6. Дефектологический словарь. В двух томах. Сост. В. Гудонис. – Москва: Российская академия образования, I том – 808 c., II том – 798 с. – 2007.
7. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Речь, 2007. – 310 с.
8. Злобин Н. Империя свободы: ценности и фобии американского общества. – М.: Эксмо, 2016. – 480 с.
9. Ильин Е.П. Психология страха. – СПб.: Питер, 2015. – 384 с.
10. Кларксон М. Как преодолеть страх. – Вильнюс: Алма литера, 2005. – 218 с.
11. Клишите Р. Детские страхи: большие и маленькие // Здоровье. – 2006. – №1. –
C. 66–69.
12. Ковпак Д. Страхи, тревоги, фобии… Как от них избавиться? – М.: Наука и техника, 2012. – 288 с.
13. Краткий словарь фобий / Сост. В. Гудонис. – М.: МПСИ, 2009. – 104 с.
14. Курпатов А. Совершенно секретная таблетка от страха. – М.: Олма Медиа Групп, 2013. – 130 с.
15. Марина Х.А. Анатомия страха. Трактат о храбрости. – М.: Астрель, CORPUS, 2010. – 384 с.
16. Мерфи Д. Как избавиться от страхов и тревог с помощью подсознания. – М.: Попурри, 2013. – 240 с.
17. Молицка М. Терапевтические сказки (часть 1). – Вильнюс: Вага. Аудиокнига. – 2007.
18. Молицка М. Терапевтические сказки (часть 2). – Вильнюс: Вага. Аудиокнига. – 2009.
19. Петрайтене Б. Страх перемен // Твой журнал. – 2005. – №4. – C. 18–19.
20. Пичугин В. Мудрость страха. Как понять и преодолеть свой страх? – М.: Феникс, 2013. – 250 с.
21. Пундзявичене Е. Безжалостный страх // Я и психология. – 2008. – №1. – С. 16.
22. Френкель Я. Психология страха. – М.: Профит-Стайл, 2014. – 272 с.
23. Циртвутене Л., Меслинене Г. Играю в чувства: Страх. – Каунас: Центр психологического консультирования, 2012. – 171 с.
24. Эльц В. Как победить страх и начать жить. Трансформация пространства личности. – М.: Армита, 2014. – 160 с.
25. Dagene A. (2006). Fear of school as a social problem. Master’s thesis. Vilnius: VPU, 2006. – 156 c.
26. Robinson M. E., Gagnon Ch. M. Rilley J. L., Price D. D. Altering gender role expectations: effects on pain tolerance, pain threshold, and pain ratings // The Journal of Pain. – 2003. – № 4 (5). – pp. 284-288.
27. Slaughter V. Young children’s understanding of death // Australian Psychologist. –
2005. – № 40. – Р. 2-8.
28. Smith F.T. The psychology of fear: how to manage and overcome fear in any situation. Make Profits Easy LLC (September 2, 2017). 114 p.
- Комментарии
Загрузка комментариев...