Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Чернокова Т.Е., Сидорова Л.В. Развитие диалектического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством тренинга

    Чернокова Т.Е., Сидорова Л.В. Развитие диалектического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством тренинга

    Чернокова Т.Е., Сидорова Л.В. Развитие диалектического мышления детей старшего  дошкольного возраста посредством тренинга
    Скачать в формате PDF
    DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10051
    Ключевые слова: структурно-диалектический подход диалектическое мышление диалектические действия развитие тренинг дети дошкольного возраста
    Для цитирования статьи:
    Чернокова Т.Е., Сидорова Л.В. Развитие диалектического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством тренинга // Современное дошкольное образование. – 2019. – №4(94). – С. 46–59. DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10051

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2019. - №4
    Чернокова Татьяна Евгеньевна
    кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Гуманитарный институт, Северодвинск, Российская Федерация

    Сидорова Любовь Владимировна
    студентка специальности 44.04.02 Психологическое и педагогическое образование, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Гуманитарный институт (Северодвинск, Россия)

    Аннотация

    В статье представлены методологические основы и теоретическое обоснование возможности применения тренинга как средства работы, направленной на развитие диалектического мышления детей дошкольного возраста.

    Методика тренинга диалектического мышления основана на методологии структурно-диалектического подхода (Н.Е. Веракса), общих принципах коррекционно-развивающей работы и требованиях к тренингу как методу. Особые условия, определяемые спецификой диалектических действий как объекта воздействия, – это: 1) включение проблемно-противоречивых ситуаций в разные виды детской деятельности; 2) освоение детьми терминов, отражающих диалектические отношения и преобразования: «противоположность», «среднее», «серия», «превращение», «объединение», «обратно»; 3) соответствие последовательности освоения детьми действий диалектического мышления их сложности: превращение, сериация, опосредствование, обращение, объединение; 4) формирование дей­ствий диалектического мышления согласно теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина; 5) применение диалектических схем, которые позволяют фиксировать противоположности и отношения между ними, а также диалектические преобразования. Участвовали 36 детей 6–7 лет. Для оценки эффективности тренинга использовались методики: «Что может быть одновременно?» и «Необычное дерево» (Н.Е. Веракса).

    Результаты апробации тренинга свидетельствуют о его эффективности. Показатели диалектического мышления детей, участвующих в тренинге, повысились. Различия в показателях на констатирующем и контрольном этапах по U-критерию Манна–Уитни в КГ не значимые: Uэмп = 145.5, в ЭГ – значимые: Uэмп = 87; Uкр. = 109, p≤0.05.

    Разработанная методика может применяться в развивающей работе педагогов-психологов и воспитателей дошкольных организаций.

    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    1. Белолуцкая А.К. Особенности взаимосвязи диалектического мышления, проблематизации и надситуативно-преобразовательных решений проблемных ситуаций у старших дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №4. – С. 14–25.
    2. Белолуцкая А.К. Подходы к исследованию диалектического мышления // Психологический журнал. – 2017. – Т. 38, №2. – С. 44–54.
    3. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
    4. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление ребенка и возможности его активизации // Вестник МГПУ. Педагогика и психология. – 2010. – № 2. – С. 46–53.
    5. Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. – 1987.– № 4. – С. 135–139.
    6. Веракса Н.Е., Задаев С.А. Основания структурной диалектики // Вестник МГПУ. Педагогика и психология. – 2017. – №3. – С. 8–25.
    7. Диалектическое обучение / Н.Е. Ве­ракса, Л.А. Адамская, А.М. Баканова, А.К. Бело­луцкая и др. / Сост. И.Б. Шиян. – М.: Эврика, 2005. – 272 с.
    8. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Психология как объективная наука. – М.: Институт практической психологии, 1998. – С. 272–317.
    9. Маралов В.Г. Коррекция личностного развития дошкольников: пособие для воспитателей и детских психологов / В.Г. Маралов, Л.П. Фролова. – М.: Сфера, 2008. – 126 с.
    10. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие. – М.: Сфера, 2002. – 510 с.
    11. Практическая психология образования: учебное пособие / И.В. Дубровина. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.
    12. Чернокова Т.Е., Захарова Е.А. Соот­ношение формально-логического и диалектического мышления у детей старшего дошкольного возраста // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики. Материалы II-й Международной научно-практической конференции 20–22 апреля 2017 г., Калуга, Россия. – Калуга: Политоп, 2017. – С. 745–753.
    13. Чернокова Т.Е., Сидорова Л.В. Соот­ношение дивергентного и диалектического мышления в дошкольном возрасте // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики. Материалы III-й Международной научно-практической конференции 19–21 апреля 2018 г. Калуга, Россия. – Калуга: ИП Якунин А.В., 2018. – С. 368–377.
    14. Шиян О.А. Детские нарративы как возможный ресурс развития диалектического мышления старших дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2018. – №6. – С. 11–27. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10021
    15. Шиян И.Б. Диалектическое мышление и представление о возможностях ситуации у детей старшего дошкольного возраста // Филология и культура. – 2013. – №3. –
    С. 329–332.
    16. Шиян И.Б. Об одном методе диагностики диалектического мышления дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2010.– №4. – С. 36–42.
    17. Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 112 с.
    18. Veraksa N.E., Belolutskaya A. K., Vorobyeva I. I., Krasheninnikov E. K., Rachkova E. V., Shiyan O. A., Shiyan I. B. Structural dialectical approach in psychology: problems and research results // Psychology in Russia: State of the Art. 2013. 6 (2). P. 65–77.
    19. Veraksa N. Dialectic and Formal Structures in Cognition of Preschool Children // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. P. 118–123.
    20. Veraksa N., Veresov N. Dialectical thinking research in early years. В N. Veraksa, & S. Sheridan (Eds.), Vygotsky’s Theory in Early Childhood Education and Research: Russian and Western Values. Routledge, Abingdon UK, PP. 2018. P. 25-37. DOI: 10.4324/9781315098203
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью