Якшина А.Н. Условия развития игры в дошкольном возрасте: обзор современных отечественных и зарубежных исследований
Скачать в формате PDF
DOI:
10.24411/1997-9657-2020-10079
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Якшина А.Н. Условия развития игры в дошкольном возрасте: обзор современных отечественных и зарубежных исследований // Современное дошкольное образование. – 2020. – №4(100). – С. 50–61. DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10079
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
В статье анализируются современные отечественные и зарубежные исследования игры детей дошкольного возраста, выделяется комплекс условий, необходимых для ее развития, включающий три группы параметров: характеристики предметно-пространственной среды, взаимодействие педагога с детьми, поддержка детского взаимодействия. Кризис исчезновения игры рассматривается как возможность налаживания диалога между исследователями из разных стран, переосмысления существующих программ, устранения противоречия видимости игры и одновременно ее отсутствия в детском саду и усиления условий, поддерживающих истинную игру. Наибольшим образовательным потенциалом обладает открытая, трансформируемая среда, бросающая вызов ребенку, и партнерская позиция взрослого, не эксплуатирующего игру в учебных целях, а поддерживающего детское взаимодействие и со-конструирование игрового замысла. Для оптимального сопровождения игры в дошкольном возрасте педагог также должен обеспечивать доступ к разнообразным полифункциональным материалам, структурировать программу таким образом, чтобы у детей было достаточно свободного времени на игру в течение дня, создавать условия для общения и совместной игры детей разного возраста.
Литература
1. Авгитиду С., Эндрюс М., Боланд А., Каннинг Н., Хенникяйнен М., Лойзу Э., ван Урс Б. Европейская ассоциация изучения образования в раннем детстве (EECERA). Группа специальных интересов «Переосмысление игры»: рамочный документ о роли игры в дошкольном образовании и воспитании // Современное дошкольное образование. – 2019. – №6(96). – С. 20–23.
2. Бодрова Е., Леонг Дж. Влияние взрослого на игру. Концепция Л.С. Выготского / Под ред. Е. Жорняк. – М.: Прагматика культуры, 2003. – С. 249–260.
3. Бредиките М. Психологические средства и развитие игры // Культурно-историческая психология. – 2010. – №4. – С. 11–18.
4. Бутенко В.Н. Особенности межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников: дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. – М., 2007. – 140 с.
5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. – №6. – С. 62–68.
6. Гарнер Б. Развитие игры от рождения до четырех лет / Под ред. Е. Жорняк. – М.: Прагматика культуры, 2003. – С. 23–40.
7. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2–5 лет: Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. Методическое пособие. – М.: ВАКО, 2011.
8. Деркунская В.А., Харчевникова А.Н. Сюжетно-ролевые игры для социализации детей 4–5 лет. Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2017. – 64 с.
9. Джебмор Т. Ребенок рискует и принимает вызов в игре / Под ред. Е. Жорняк. – М.: Прагматика культуры, 2003. – С. 105–114.
10. Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском
саду. – М.: Скрипторий-2003, 2010. – 160 с.
11. Котляр И.А., Смирнова Е.О. Игра в детских садах Германии и России // Современная зарубежная психология. – 2016. – Т. 5. – №1. – С. 39–45. doi: 10.17759/jmfp.2016050105
12. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология игры (культурно-исторический подход). – М.: Левъ, 2017. – 331 с.
13. Кравцова Е.Е. Игра и произвольность // Дошкольное воспитание. – 2017. – №11. – С. 12–19.
14. Кравцова Е.Е., Кравцов Г.Г., Ховрина Г.Б. Между детством и отрочеством. – М.: Левъ, 2010. – 124 с.
15. Меренкова В. Развивающий игротренинг. Для детей 3–6 лет // Дошкольное воспитание. – 2018. – №3. – С. 25–33.
16. Михайлова М.В. Формирование психологической готовности к обучению в школе в играх детей подготовительной группы детского сада. автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. – СПб., 2002. – 28 с.
17. Модина И.А. Развитие игровой деятельности педагогов ДОУ как условие психологической подготовки детей к школьному обучению. автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. – М., 2008. – 28 с.
18. Рябкова И.А, Смирнова Е.О., Шеина Е.Г. Возрастные особенности ролевой игры дошкольников в условиях открытой предметной среды // Психологическая наука и образование. – 2018. – Т. 23. – № 6. – С. 75–84. doi: 10 .17759/pse .2018230607
19. Рябкова И.А. Ролевое замещение в игре дошкольников в условиях разной предметной среды. автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.03. – М., 2019. – 28 с.
20. Салимханова З.Ю. Социально-педагогическая адаптация младших школьников в сюжетно-ролевой игре. Дисс…канд. пед. наук: 13.00.01. – Махачкала, 2002. – 155 с.
21. Сингер Э., де Хаан Д. Играть, удивляться, узнавать. Теория развития, воспитания и обучения детей – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 312 с.
22. Смирнова Е.О. Виды игры дошкольника // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2014. – №6. – С. 74–78.
23. Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». – 2013. – №3. URL: http://psyedu.ru/
24. Смирнова Е.О. Игровая компетентность воспитателя // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №9. – С. 4–9.
25. Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А., Рябкова И.А. Методика экспертизы предметно-развивающей среды ДОУ // Современное дошкольное образование. – 2008. – №6. – С. 30–35.
26. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Игровая деятельность современных дошкольников и ее влияние на развитие личности детей / Под ред. В.С. Собкина. – М., 2006. – С. 49–64.
27. Смирнова Е.О., Рахимова У. Межличностные отношения дошкольников и сюжетная игра // Современное дошкольное образование. – 2011. – №6. – С. 76–79.
28. Смирнова Е.О., Собкин В.С. Исследования игры: трудности и возможности // Культурно-историческая психология. – 2017. – Т. 13. – № 3. – С. 83–86. doi:10.17759/chp.2017130310
29. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Тенденции развития современных игрушек // Культурно-историческая психология. – 2019. – Т.15. – №2. – С. 99–104. doi: 10.17759/chp.2019150212
30. Сэйфер С. Высокоразвитая игра и ее роль в развитии и обучении // Психологическая наука и образование. – 2010. – №3. – С. 48–61.
31. Трифонова Е.В. Организация развивающей предметно-игровой среды: еще один взгляд на проблему // Современный детский сад. – 2010. – №4. – С. 35–43.
32. Трифонова Е.В. Тестировать или играть? Игра как диагностическое средство / Детский сад от А до Я. – 2003. – №6. – С. 94–100.
33. Филиппова Е.В., Пивненко Т.В. Исследование игры детей дошкольного возраста с проблемами в общении // Психологическая наука и образование. – 2010. – №3. – С. 80–88.
34. Хармс Т., Крайер Д., Клиффорд Р.М. ECERS-3. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. – М.: Национальное образование, 2019. – 112 с.
35. Хейт В. Прямое и косвенное влияние взрослого на игру / Под ред. Е. Жорняк. – М.: Прагматика культуры, 2003. – С. 214–225.
36. Хютер Г., Кварх К. Спасите игру! Ведь жизнь – это не просто функция. – М.: Ресурс, 2020. – 192 с.
37. Цукерман Г.А., Обухова О.Л., Шибанова Н.А. Игра и учебная деятельность: пограничные конфликты [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. – 2019. – Т.11. – №4. – C. 22–35. doi: 10.17759/psyedu.2019110402
38. Эльконин Б.Д. Посредническое действие и развитие // Культурно-историческая психология. – 2016. – Т.12. – №3. –
С. 103–112.
39. Эльконинова Л.И. Полнота развития сюжетно-ролевой игры // Культурно-историческая психология. – 2014. – №1. – C. 54–62.
40. Эльконинова Л.И., Григорьев И.С. Опыт и перспективы исследования детской игры в рамках культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. – 2015. – Т.11. – №3. – С. 16–24. doi: 10.17759/chp.2015110303
41. Якшина А.Н. Психологические условия развития центрального психологического новообразования дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №10. – С. 32–39.
42. Ariel, S. (2002). Children’s Imaginative Play: A Visit to Wonderland. Westport, CT: Praeger Publishers, 264 p.
43. Ashiabi, G. S. (2007). Play in the preschool classroom: Its socioemotional significance and the teacher’s role in play. Early Childhood Education Journal, 35(2), 199–207. https://doi.org/10.1007/s10643-007-0165-8
44. Bergen, D. (2001) Pretend play and young children’s development. Eric Digest, 10. https://www.ericdigests.org/2002-2/play.htm
45. Bergen, D. (2002). The role of pretend play in children’s cognitive development. Early Childhood: Research and Practice, 4, 1–13.
46. Bodrova, E., Leong, D. J. (2003). Chopsticks and counting chips: Do play and the foundational skills need to compete for the teachers’ attention in an early childhood classroom? Young Children, 58(3), 10–17.
47. Bredekamp, S. (2004). Play and school readiness. In E. F. Zigler, D. G. Singer, & S. J. Bishop-Josef (Eds.), Children’s play: The roots of reading. Washington, DC: Zero to Three/National Center for Infants, Toddlers and Families, 159–174.
48. Bredikyte, M., Brandišauskien, A., Sujetaite-Volungeviciene, G. (2015). The Dynamics of Pretend Play Development in Early Childhood. Pedagogika / Pedagogy , Vol. 118, No. 2, 174–187.
49. Bredikyte, M. (2011). The zones of proximal development in children’s play. University of Oulu, Faculty of Education, 215 p.
50. Brostrom, S. (2005) Transition problems and play as transitory activity. Australian Journal of Early Childhood, 30(3), 17-25.
51. Coelho, L., Torres, N., Fernandes, C., Santos, A.J. (2017). Quality of play, social acceptance and reciprocal friendship in preschool children, European Early Childhood Education Research Journal, DOI: 10.1080/1350293X.2017.1380879
52. Elias, C. L., Berk, L. E. (2002). Self-regulation in young children: Is there a role for sociodramatic play? Early Childhood Research Quarterly, 17, 216–238. doi:10.1016/S0885-2006(02)00146-1
53. Elkind, D. (2005). The Changing world of toys and toy play. Exchange: The Early Childhood Leaders’ Magazine Since 1978, 166, 11-12.
54. Fisher, K., Hirsh-Pasek, K., Golinkoff, R. M., Singer, D., & Berk, L. E. (2010). Playing around in school: Implications for learning and educational policy. In A. Pellegrini (Ed.), The Oxford handbook of play. NY: Oxford University Press, 341-363.
55. Fogle, L. & Mendez, J.L. (2006). Assessing the play beliefs of African American mothers with preschool children. Early Childhood Research Quarterly, 21, 507-518.
56. Fromberg, D.P., Bergen, D. (2006). Play from Birth to Twelve: Contexts, Perspectives, and Meanings. Taylor & Francis, 455 p.
57. Galyer, K., & Evans, I. (2001). Pretend play and the development of emotion regulation in preschool children. Early Child Development and Care, 166, 93–108. doi:10.1080/0300443011660108
58. Godleski, S. A., K. E. Kamper, J. M. Ostrov, E. J. Hart, and S. J. Blakely-McClure. (2015). Peer victimization and peer rejection during early childhood. Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology, 44 (3): 380–392. doi:10.1080/15374416.2014.940622.
59. Hakkarainen, P., Brdikyte, M., Jakkula, K., Munter, H. (2013). Adult play guidance and children’s play development in a narrative play-world. European Early Childhood Education Research Journal, 2, 213-225.
60. Hännikainen, M., Singer, E., van Oers, B. (2013). Promoting play for a better future, European Early Childhood Education Research Journal, 21(2), 165-171, DOI: 10.1080/1350293X.2013.789192
61. Hart, C., Yang, C., Charlesworth, R. & Burts, D. (2003). Kindergarten teaching practices: Associations with later child academic and social/emotional adjustment to school. Symposium paper presented at Society for Research in Child Development conference, Tampa, FL.
62. Hedegaard, M., Fleer, M. (2013). Play, learning, and children’s development: Everyday life in families and transition to school. Cambridge UK: Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/CBO9781139236744
63. Hoffman, J., Russ, S. (2012). Pretend play, creativity, and emotion regulation in children. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 6(2), 175–184.
64. Hoffman, J., Russ, S. (2016) Fostering pretend play skills and creativity in elementary school girls: a group play intervention. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 10(1), 114 –125.
65. Howes, C., Matheson, C. (1992). Sequences in the development of competent play with peers: social and social pretend play. Developmental Psychology, 28 (5), 961-974.
66. Hyvonen, Pirkko T. (2011). Play in the school context? The perspectives of finnish teachers. Australian Journal of Teacher Education, 36(8), 65-83.
67. Lehrer, J.C., Petrakos H.H., Venkatesh V. (2014). Grade 1 students’ out-of-school play and its relationship to school-based academic, behavior, and creativity outcomes. Early Education and Development, 25(3), 295-317. DOI: 10.1080/10409289.2013.817231
68. Lillard, A.S., Lerner M.D., Hopkins E.J., Dore R.A., Smith E.D., Palmquist C.M. (2013). The impact of pretend play on children’s development: a review of the evidence. Psychological Bulletin of American Psychological Association, 139 (1), 1–34.
69. Meacham, S., Vukelich C., Han M., Buell M. (2014). Preschool teachers’ questioning in sociodramatic play. Early childhood research quarterly, 29, 562-573.
70. Miller, E., Almon J. (2013). Crisis in the kindergarten: why children need to play in school. Alliance for childhood. 72 p.
71. Nergaard, K. (2020): ‘I want to join the play’. Young children’s wants and needs of empathy when experiencing peer rejections in ECEC. Early Years, DOI: 10.1080/09575146.2020.1744531
72. Nicolopoulou, A. (2010). The alarming disappearance of play from early childhood education. Human Development, 53, 1–4.
73. Oncu, E.C. (2015). Preschoolers’ usage of unstructured materials as play materials divergently. Education Journal, 4(1), 9-14. doi: 10.11648/j.edu.20150401.13
74. Owocki, G. (1999). Literacy through play. Portsmouth, NH: Heinemann, 144 p.
75. Pramling N., Wallerstedt C., Lagerlöf P., Björklund C., Kultti A., Palmér H., Magnusson M., Thulin S., Jonsson A., Pramling Samuelsson I. (2019). Play-responsive teaching in early childhood education. Springer, 183 p. https://doi.org/10.1007/978-3-030-15958-0
76. Pramling Samuelsson, I., Asplund Carlsson, M. (2008). The playing learning child: towards a pedagogy of early childhood. Scandinavian Journal of Educational Research, 52(6). 623–64.
77. Schweinhart, L. J., Weikart, D. Larner, M.B. (1986). Consequences of three preschool curriculum models through age 15. Early Childhood Research Quarterly, 1, 15-45.
78. Schweinhart, L., Montie J., Xiang Z., Barnett W.S., Belfield C.R., Nores M. (2005). The High/Scope Perry preschool study through age 40. Ypsilanti, MI: High/Scope Educational Research Foundation, 194–215.
79. Singer E., Nederend M., Penninx L., Tajik M., Boom J. (2013). The teacher’s role in supporting young children’s level of play engagement. Early Child Development and Care, 184 (8), 1233-1249. DOI: 10.1080/03004430.2013.862530
80. Singer J.L. (2005). Imaginative play and adaptive development. In “Toys, play and child development”. Ed. R. Goldstein, 6-26.
81. Smilansky, S. (1990). Facilitating play: A medium for promoting cognitive, social-emotional and academic development in young children. Gaithersburg, MD: Psychological and Educational Publications, 270 p.
82. Sutton-Smith, B. (1993). Dilemmas in adult play with children. In K. MacDonald (Ed.), Parent-child play: Descriptions and implications, Albany: State University of New York Press, 15–40.
83. Sutton-Smith, B., Kelly-Byrne, D. (1984). The idealization of play. In P. K. Smith (Ed.), Play in animals and humans, Oxford, England: Blackwell, 305–321.
84. Tomlinson, H. B. (2009). Developmentally appropriate practice in the kindergarten year–Ages 5–6. In C. Copple & S. Bredecamp (Eds.), Developmentally appropriate practice in early childhood programs, Washington, DC: National Association for the Education of Young Children, 186–216.
85. Vu, J.A., Han, M., Buel,l M.J. (2015). The effects of in-service training on teachers’ beliefs and practices in children’s play. European Early Childhood Education Research Journal, 23 (4), 444-460, DOI: 10.1080/1350293X.2015.1087144
86. Wen, X., J. G. Elicker, and M. B. McMullen. (2011). Early childhood teachers’ curriculum beliefs: Are they consistent with observed classroom practices? Early Education & Development, 22, 945–969. doi:10.1080/10409289.2010.507495
87. Winsler, A., Caverly, S.L., Willson-Quayle, A., Carlton, M.P., Howell, C., Long, G.N. (2002). The social and behavioral ecology of mixed-age and same-age preschool classrooms: A natural experiment. Applied Developmental Psychology, 23, 305–330.
2. Бодрова Е., Леонг Дж. Влияние взрослого на игру. Концепция Л.С. Выготского / Под ред. Е. Жорняк. – М.: Прагматика культуры, 2003. – С. 249–260.
3. Бредиките М. Психологические средства и развитие игры // Культурно-историческая психология. – 2010. – №4. – С. 11–18.
4. Бутенко В.Н. Особенности межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников: дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. – М., 2007. – 140 с.
5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. – №6. – С. 62–68.
6. Гарнер Б. Развитие игры от рождения до четырех лет / Под ред. Е. Жорняк. – М.: Прагматика культуры, 2003. – С. 23–40.
7. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2–5 лет: Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. Методическое пособие. – М.: ВАКО, 2011.
8. Деркунская В.А., Харчевникова А.Н. Сюжетно-ролевые игры для социализации детей 4–5 лет. Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2017. – 64 с.
9. Джебмор Т. Ребенок рискует и принимает вызов в игре / Под ред. Е. Жорняк. – М.: Прагматика культуры, 2003. – С. 105–114.
10. Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском
саду. – М.: Скрипторий-2003, 2010. – 160 с.
11. Котляр И.А., Смирнова Е.О. Игра в детских садах Германии и России // Современная зарубежная психология. – 2016. – Т. 5. – №1. – С. 39–45. doi: 10.17759/jmfp.2016050105
12. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология игры (культурно-исторический подход). – М.: Левъ, 2017. – 331 с.
13. Кравцова Е.Е. Игра и произвольность // Дошкольное воспитание. – 2017. – №11. – С. 12–19.
14. Кравцова Е.Е., Кравцов Г.Г., Ховрина Г.Б. Между детством и отрочеством. – М.: Левъ, 2010. – 124 с.
15. Меренкова В. Развивающий игротренинг. Для детей 3–6 лет // Дошкольное воспитание. – 2018. – №3. – С. 25–33.
16. Михайлова М.В. Формирование психологической готовности к обучению в школе в играх детей подготовительной группы детского сада. автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. – СПб., 2002. – 28 с.
17. Модина И.А. Развитие игровой деятельности педагогов ДОУ как условие психологической подготовки детей к школьному обучению. автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. – М., 2008. – 28 с.
18. Рябкова И.А, Смирнова Е.О., Шеина Е.Г. Возрастные особенности ролевой игры дошкольников в условиях открытой предметной среды // Психологическая наука и образование. – 2018. – Т. 23. – № 6. – С. 75–84. doi: 10 .17759/pse .2018230607
19. Рябкова И.А. Ролевое замещение в игре дошкольников в условиях разной предметной среды. автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.03. – М., 2019. – 28 с.
20. Салимханова З.Ю. Социально-педагогическая адаптация младших школьников в сюжетно-ролевой игре. Дисс…канд. пед. наук: 13.00.01. – Махачкала, 2002. – 155 с.
21. Сингер Э., де Хаан Д. Играть, удивляться, узнавать. Теория развития, воспитания и обучения детей – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 312 с.
22. Смирнова Е.О. Виды игры дошкольника // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2014. – №6. – С. 74–78.
23. Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». – 2013. – №3. URL: http://psyedu.ru/
24. Смирнова Е.О. Игровая компетентность воспитателя // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №9. – С. 4–9.
25. Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А., Рябкова И.А. Методика экспертизы предметно-развивающей среды ДОУ // Современное дошкольное образование. – 2008. – №6. – С. 30–35.
26. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Игровая деятельность современных дошкольников и ее влияние на развитие личности детей / Под ред. В.С. Собкина. – М., 2006. – С. 49–64.
27. Смирнова Е.О., Рахимова У. Межличностные отношения дошкольников и сюжетная игра // Современное дошкольное образование. – 2011. – №6. – С. 76–79.
28. Смирнова Е.О., Собкин В.С. Исследования игры: трудности и возможности // Культурно-историческая психология. – 2017. – Т. 13. – № 3. – С. 83–86. doi:10.17759/chp.2017130310
29. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Тенденции развития современных игрушек // Культурно-историческая психология. – 2019. – Т.15. – №2. – С. 99–104. doi: 10.17759/chp.2019150212
30. Сэйфер С. Высокоразвитая игра и ее роль в развитии и обучении // Психологическая наука и образование. – 2010. – №3. – С. 48–61.
31. Трифонова Е.В. Организация развивающей предметно-игровой среды: еще один взгляд на проблему // Современный детский сад. – 2010. – №4. – С. 35–43.
32. Трифонова Е.В. Тестировать или играть? Игра как диагностическое средство / Детский сад от А до Я. – 2003. – №6. – С. 94–100.
33. Филиппова Е.В., Пивненко Т.В. Исследование игры детей дошкольного возраста с проблемами в общении // Психологическая наука и образование. – 2010. – №3. – С. 80–88.
34. Хармс Т., Крайер Д., Клиффорд Р.М. ECERS-3. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. – М.: Национальное образование, 2019. – 112 с.
35. Хейт В. Прямое и косвенное влияние взрослого на игру / Под ред. Е. Жорняк. – М.: Прагматика культуры, 2003. – С. 214–225.
36. Хютер Г., Кварх К. Спасите игру! Ведь жизнь – это не просто функция. – М.: Ресурс, 2020. – 192 с.
37. Цукерман Г.А., Обухова О.Л., Шибанова Н.А. Игра и учебная деятельность: пограничные конфликты [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. – 2019. – Т.11. – №4. – C. 22–35. doi: 10.17759/psyedu.2019110402
38. Эльконин Б.Д. Посредническое действие и развитие // Культурно-историческая психология. – 2016. – Т.12. – №3. –
С. 103–112.
39. Эльконинова Л.И. Полнота развития сюжетно-ролевой игры // Культурно-историческая психология. – 2014. – №1. – C. 54–62.
40. Эльконинова Л.И., Григорьев И.С. Опыт и перспективы исследования детской игры в рамках культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. – 2015. – Т.11. – №3. – С. 16–24. doi: 10.17759/chp.2015110303
41. Якшина А.Н. Психологические условия развития центрального психологического новообразования дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №10. – С. 32–39.
42. Ariel, S. (2002). Children’s Imaginative Play: A Visit to Wonderland. Westport, CT: Praeger Publishers, 264 p.
43. Ashiabi, G. S. (2007). Play in the preschool classroom: Its socioemotional significance and the teacher’s role in play. Early Childhood Education Journal, 35(2), 199–207. https://doi.org/10.1007/s10643-007-0165-8
44. Bergen, D. (2001) Pretend play and young children’s development. Eric Digest, 10. https://www.ericdigests.org/2002-2/play.htm
45. Bergen, D. (2002). The role of pretend play in children’s cognitive development. Early Childhood: Research and Practice, 4, 1–13.
46. Bodrova, E., Leong, D. J. (2003). Chopsticks and counting chips: Do play and the foundational skills need to compete for the teachers’ attention in an early childhood classroom? Young Children, 58(3), 10–17.
47. Bredekamp, S. (2004). Play and school readiness. In E. F. Zigler, D. G. Singer, & S. J. Bishop-Josef (Eds.), Children’s play: The roots of reading. Washington, DC: Zero to Three/National Center for Infants, Toddlers and Families, 159–174.
48. Bredikyte, M., Brandišauskien, A., Sujetaite-Volungeviciene, G. (2015). The Dynamics of Pretend Play Development in Early Childhood. Pedagogika / Pedagogy , Vol. 118, No. 2, 174–187.
49. Bredikyte, M. (2011). The zones of proximal development in children’s play. University of Oulu, Faculty of Education, 215 p.
50. Brostrom, S. (2005) Transition problems and play as transitory activity. Australian Journal of Early Childhood, 30(3), 17-25.
51. Coelho, L., Torres, N., Fernandes, C., Santos, A.J. (2017). Quality of play, social acceptance and reciprocal friendship in preschool children, European Early Childhood Education Research Journal, DOI: 10.1080/1350293X.2017.1380879
52. Elias, C. L., Berk, L. E. (2002). Self-regulation in young children: Is there a role for sociodramatic play? Early Childhood Research Quarterly, 17, 216–238. doi:10.1016/S0885-2006(02)00146-1
53. Elkind, D. (2005). The Changing world of toys and toy play. Exchange: The Early Childhood Leaders’ Magazine Since 1978, 166, 11-12.
54. Fisher, K., Hirsh-Pasek, K., Golinkoff, R. M., Singer, D., & Berk, L. E. (2010). Playing around in school: Implications for learning and educational policy. In A. Pellegrini (Ed.), The Oxford handbook of play. NY: Oxford University Press, 341-363.
55. Fogle, L. & Mendez, J.L. (2006). Assessing the play beliefs of African American mothers with preschool children. Early Childhood Research Quarterly, 21, 507-518.
56. Fromberg, D.P., Bergen, D. (2006). Play from Birth to Twelve: Contexts, Perspectives, and Meanings. Taylor & Francis, 455 p.
57. Galyer, K., & Evans, I. (2001). Pretend play and the development of emotion regulation in preschool children. Early Child Development and Care, 166, 93–108. doi:10.1080/0300443011660108
58. Godleski, S. A., K. E. Kamper, J. M. Ostrov, E. J. Hart, and S. J. Blakely-McClure. (2015). Peer victimization and peer rejection during early childhood. Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology, 44 (3): 380–392. doi:10.1080/15374416.2014.940622.
59. Hakkarainen, P., Brdikyte, M., Jakkula, K., Munter, H. (2013). Adult play guidance and children’s play development in a narrative play-world. European Early Childhood Education Research Journal, 2, 213-225.
60. Hännikainen, M., Singer, E., van Oers, B. (2013). Promoting play for a better future, European Early Childhood Education Research Journal, 21(2), 165-171, DOI: 10.1080/1350293X.2013.789192
61. Hart, C., Yang, C., Charlesworth, R. & Burts, D. (2003). Kindergarten teaching practices: Associations with later child academic and social/emotional adjustment to school. Symposium paper presented at Society for Research in Child Development conference, Tampa, FL.
62. Hedegaard, M., Fleer, M. (2013). Play, learning, and children’s development: Everyday life in families and transition to school. Cambridge UK: Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/CBO9781139236744
63. Hoffman, J., Russ, S. (2012). Pretend play, creativity, and emotion regulation in children. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 6(2), 175–184.
64. Hoffman, J., Russ, S. (2016) Fostering pretend play skills and creativity in elementary school girls: a group play intervention. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 10(1), 114 –125.
65. Howes, C., Matheson, C. (1992). Sequences in the development of competent play with peers: social and social pretend play. Developmental Psychology, 28 (5), 961-974.
66. Hyvonen, Pirkko T. (2011). Play in the school context? The perspectives of finnish teachers. Australian Journal of Teacher Education, 36(8), 65-83.
67. Lehrer, J.C., Petrakos H.H., Venkatesh V. (2014). Grade 1 students’ out-of-school play and its relationship to school-based academic, behavior, and creativity outcomes. Early Education and Development, 25(3), 295-317. DOI: 10.1080/10409289.2013.817231
68. Lillard, A.S., Lerner M.D., Hopkins E.J., Dore R.A., Smith E.D., Palmquist C.M. (2013). The impact of pretend play on children’s development: a review of the evidence. Psychological Bulletin of American Psychological Association, 139 (1), 1–34.
69. Meacham, S., Vukelich C., Han M., Buell M. (2014). Preschool teachers’ questioning in sociodramatic play. Early childhood research quarterly, 29, 562-573.
70. Miller, E., Almon J. (2013). Crisis in the kindergarten: why children need to play in school. Alliance for childhood. 72 p.
71. Nergaard, K. (2020): ‘I want to join the play’. Young children’s wants and needs of empathy when experiencing peer rejections in ECEC. Early Years, DOI: 10.1080/09575146.2020.1744531
72. Nicolopoulou, A. (2010). The alarming disappearance of play from early childhood education. Human Development, 53, 1–4.
73. Oncu, E.C. (2015). Preschoolers’ usage of unstructured materials as play materials divergently. Education Journal, 4(1), 9-14. doi: 10.11648/j.edu.20150401.13
74. Owocki, G. (1999). Literacy through play. Portsmouth, NH: Heinemann, 144 p.
75. Pramling N., Wallerstedt C., Lagerlöf P., Björklund C., Kultti A., Palmér H., Magnusson M., Thulin S., Jonsson A., Pramling Samuelsson I. (2019). Play-responsive teaching in early childhood education. Springer, 183 p. https://doi.org/10.1007/978-3-030-15958-0
76. Pramling Samuelsson, I., Asplund Carlsson, M. (2008). The playing learning child: towards a pedagogy of early childhood. Scandinavian Journal of Educational Research, 52(6). 623–64.
77. Schweinhart, L. J., Weikart, D. Larner, M.B. (1986). Consequences of three preschool curriculum models through age 15. Early Childhood Research Quarterly, 1, 15-45.
78. Schweinhart, L., Montie J., Xiang Z., Barnett W.S., Belfield C.R., Nores M. (2005). The High/Scope Perry preschool study through age 40. Ypsilanti, MI: High/Scope Educational Research Foundation, 194–215.
79. Singer E., Nederend M., Penninx L., Tajik M., Boom J. (2013). The teacher’s role in supporting young children’s level of play engagement. Early Child Development and Care, 184 (8), 1233-1249. DOI: 10.1080/03004430.2013.862530
80. Singer J.L. (2005). Imaginative play and adaptive development. In “Toys, play and child development”. Ed. R. Goldstein, 6-26.
81. Smilansky, S. (1990). Facilitating play: A medium for promoting cognitive, social-emotional and academic development in young children. Gaithersburg, MD: Psychological and Educational Publications, 270 p.
82. Sutton-Smith, B. (1993). Dilemmas in adult play with children. In K. MacDonald (Ed.), Parent-child play: Descriptions and implications, Albany: State University of New York Press, 15–40.
83. Sutton-Smith, B., Kelly-Byrne, D. (1984). The idealization of play. In P. K. Smith (Ed.), Play in animals and humans, Oxford, England: Blackwell, 305–321.
84. Tomlinson, H. B. (2009). Developmentally appropriate practice in the kindergarten year–Ages 5–6. In C. Copple & S. Bredecamp (Eds.), Developmentally appropriate practice in early childhood programs, Washington, DC: National Association for the Education of Young Children, 186–216.
85. Vu, J.A., Han, M., Buel,l M.J. (2015). The effects of in-service training on teachers’ beliefs and practices in children’s play. European Early Childhood Education Research Journal, 23 (4), 444-460, DOI: 10.1080/1350293X.2015.1087144
86. Wen, X., J. G. Elicker, and M. B. McMullen. (2011). Early childhood teachers’ curriculum beliefs: Are they consistent with observed classroom practices? Early Education & Development, 22, 945–969. doi:10.1080/10409289.2010.507495
87. Winsler, A., Caverly, S.L., Willson-Quayle, A., Carlton, M.P., Howell, C., Long, G.N. (2002). The social and behavioral ecology of mixed-age and same-age preschool classrooms: A natural experiment. Applied Developmental Psychology, 23, 305–330.
- Комментарии
Загрузка комментариев...