Якшина А.Н. Психологические условия развития центрального психологического новообразования дошкольного возраста
Скачать в формате PDF
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Якшина А.Н. Психологические условия развития центрального психологического новообразования дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №10. – С.32–39.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Статья посвящена особенностям развития воображения у современных дошкольников. В статье анализируется актуальная в наше время проблема преемственности семьи и дошкольного образования и в качестве одного из путей ее решения предлагается создание разновозрастных групп в детских садах. Разновозрастная группа рассматривается как аналог естественного детского сообщества многодетной семьи. В статье представлены результаты изучения воображения в разновозрастных и одновозрастных группах детского сада, выделены и описаны психологические условия развития воображения в дошкольном возрасте, показаны преимущества воспитания и обучения детей в разновозрастных группах, даны рекомендации по организации психологической работы с дошкольниками. Результаты исследования, описанные в статье, могут быть интересны психологам, воспитателям и другим специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста.
Литература
1. Бабушкина Т.В. Что хранится в карманах детства. – 4-е изд., доп. – СПб.: Речь: Агентство образовательного сотрудничества: Образовательные проекты, 2013.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991.
3. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М., 1996.
4. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е., Бережковская Е.Л. Программа воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста «Золотой ключик». – М.: Издательство Фонда Л.С. Выготского, 2007.
5. Кравцова Е.Е. Психологическое содержание понятий «воображение» и «творчество». Воображение и творчество в образовании и профессиональной деятельности: Материалы четвертых чтений памяти Л.С. Выготского / РГГУ, Междунар. конф. (Москва, 17–20 нояб. 2003). Науч. ред. Е.Е. Кравцова, В.Ф. Спиридонов, Ю.Е. Кравченко. – М.: РГГУ, 2004.
6. Кравцова Е.Е., Кравцов Г.Г., Ховрина Г.Б. Между детством и отрочеством. – М.: Левъ, 2010. – 124 с.
7. Кравцов Г.Г. Концептуальные основы непрерывного образования. Проблемы преемственности и непрерывности в образовании и психическом развитии детей. – Москва – Красноярск, 1999.
8. Новикова Т.С. Преемственность семейного и общественного воспитания в развитии детей младшего дошкольного возраста. Проблемы преемственности и непрерывности в образовании и психическом развитии детей. – Москва – Красноярск, 1999.
9. Силина Е.А., Баландина Л.Л. Какие они, дети из многодетных семей? (Психологический очерк индивидуальности детей из многодетных семей): Монография. – Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2005. – 161 с.
10. Шулешко Е.Е. О педагогическом решении проблем преемственности в начальном образовании детей от пяти до одиннадцати лет – СПб.: Образовательные проекты, Образовательный центр «Участие», Агентство образовательного сотрудничества, 2011.
11. Якшина А.Н. Психологические условия развития воображения у детей дошкольного возраста. Мышление и речь: подходы, проблемы, решения: Материалы XV Международных чтений памяти Л.С. Выготского. Москва, 17‑21 ноября 2014 г. / Под ред. В.Т. Кудрявцева:
В 2 ч. Ч. 2. – М.: Левъ, 2014.
12. Яскевич Г.Б. Психологическая коррекция готовности детей к школьному обучению. Проблемы преемственности и непрерывности в образовании и психическом развитии детей. – Москва – Красноярск, 1999.
13. Баландина Л.Л., Силина Е.А. Особенности взаимоотношений с сиблингами и сверстниками у детей из многодетных и однодетных семей [Электронный ресурс] // Психологические исследования: Электрон. науч. журн. – 2010. – №4 (12). Режим доступа: http://psystudy.ru (дата обращения: 10.10.2015).
14. Грудина Т.Н. Социологический портрет многодетной семьи в России [Электронный ресурс]. Сайт Российского института стратегических исследований. Режим доступа: http://riss.ru (дата обращения 10.10.2015).
15. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития дошкольника [Электронный ресурс]. Сайт журнала «Вопросы психологии». Режим доступа: http://www.voppsy.ru (дата обращения: 11.10.2015).
16. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста [Электронный ресурс]. Сайт журнала «Вопросы психологии». Режим доступа: http://www.voppsy.ru (дата обращения: 11.10.2015).
17. Кудрявцев В.Т. Игра и развитие воображения ребенка: очевидное и неочевидное [Электронный ресурс]. Сайт В.Т. Кудрявцева. Режим доступа: http://vtk.interro.ru (дата обращения: 10.10.2015).
18. Смирнова Е.О., Бутенко В.А. Исследование межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников [Электронный ресурс]. Электронная библиотека Московского психолого-педагогического университета. Режим доступа: http://psychlib.ru (дата обращения: 11.10.2015).
19. Трубицына С.А., Загвоздкин В.К., Вылегжанина О.Ю., Фишер Т.В., Иконникова Т.А., Бабич К.И. Вариативная образовательная программа дошкольного образования «Березка» [Электронный ресурс]. Сайт Федерального института развития образования. Режим доступа: http://www.firo.ru (Дата обращения: 11.10.2015).
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991.
3. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М., 1996.
4. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е., Бережковская Е.Л. Программа воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста «Золотой ключик». – М.: Издательство Фонда Л.С. Выготского, 2007.
5. Кравцова Е.Е. Психологическое содержание понятий «воображение» и «творчество». Воображение и творчество в образовании и профессиональной деятельности: Материалы четвертых чтений памяти Л.С. Выготского / РГГУ, Междунар. конф. (Москва, 17–20 нояб. 2003). Науч. ред. Е.Е. Кравцова, В.Ф. Спиридонов, Ю.Е. Кравченко. – М.: РГГУ, 2004.
6. Кравцова Е.Е., Кравцов Г.Г., Ховрина Г.Б. Между детством и отрочеством. – М.: Левъ, 2010. – 124 с.
7. Кравцов Г.Г. Концептуальные основы непрерывного образования. Проблемы преемственности и непрерывности в образовании и психическом развитии детей. – Москва – Красноярск, 1999.
8. Новикова Т.С. Преемственность семейного и общественного воспитания в развитии детей младшего дошкольного возраста. Проблемы преемственности и непрерывности в образовании и психическом развитии детей. – Москва – Красноярск, 1999.
9. Силина Е.А., Баландина Л.Л. Какие они, дети из многодетных семей? (Психологический очерк индивидуальности детей из многодетных семей): Монография. – Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2005. – 161 с.
10. Шулешко Е.Е. О педагогическом решении проблем преемственности в начальном образовании детей от пяти до одиннадцати лет – СПб.: Образовательные проекты, Образовательный центр «Участие», Агентство образовательного сотрудничества, 2011.
11. Якшина А.Н. Психологические условия развития воображения у детей дошкольного возраста. Мышление и речь: подходы, проблемы, решения: Материалы XV Международных чтений памяти Л.С. Выготского. Москва, 17‑21 ноября 2014 г. / Под ред. В.Т. Кудрявцева:
В 2 ч. Ч. 2. – М.: Левъ, 2014.
12. Яскевич Г.Б. Психологическая коррекция готовности детей к школьному обучению. Проблемы преемственности и непрерывности в образовании и психическом развитии детей. – Москва – Красноярск, 1999.
13. Баландина Л.Л., Силина Е.А. Особенности взаимоотношений с сиблингами и сверстниками у детей из многодетных и однодетных семей [Электронный ресурс] // Психологические исследования: Электрон. науч. журн. – 2010. – №4 (12). Режим доступа: http://psystudy.ru (дата обращения: 10.10.2015).
14. Грудина Т.Н. Социологический портрет многодетной семьи в России [Электронный ресурс]. Сайт Российского института стратегических исследований. Режим доступа: http://riss.ru (дата обращения 10.10.2015).
15. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития дошкольника [Электронный ресурс]. Сайт журнала «Вопросы психологии». Режим доступа: http://www.voppsy.ru (дата обращения: 11.10.2015).
16. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста [Электронный ресурс]. Сайт журнала «Вопросы психологии». Режим доступа: http://www.voppsy.ru (дата обращения: 11.10.2015).
17. Кудрявцев В.Т. Игра и развитие воображения ребенка: очевидное и неочевидное [Электронный ресурс]. Сайт В.Т. Кудрявцева. Режим доступа: http://vtk.interro.ru (дата обращения: 10.10.2015).
18. Смирнова Е.О., Бутенко В.А. Исследование межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников [Электронный ресурс]. Электронная библиотека Московского психолого-педагогического университета. Режим доступа: http://psychlib.ru (дата обращения: 11.10.2015).
19. Трубицына С.А., Загвоздкин В.К., Вылегжанина О.Ю., Фишер Т.В., Иконникова Т.А., Бабич К.И. Вариативная образовательная программа дошкольного образования «Березка» [Электронный ресурс]. Сайт Федерального института развития образования. Режим доступа: http://www.firo.ru (Дата обращения: 11.10.2015).
- Комментарии
Загрузка комментариев...