Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Якшина А.Н., Ле-ван Т.Н., Крашенинников-Хайт Е.Е., Логинова Л.В., Холодова О.Л. Образовательный потенциал современных городских детских площадок: экспертиза и перспективы развития

    Якшина А.Н., Ле-ван Т.Н., Крашенинников-Хайт Е.Е., Логинова Л.В., Холодова О.Л. Образовательный потенциал современных городских детских площадок: экспертиза и перспективы развития

    Якшина А.Н., Ле-ван Т.Н., Крашенинников-Хайт Е.Е., Логинова Л.В., Холодова О.Л.  Образовательный потенциал современных городских  детских площадок: экспертиза и перспективы развития
    Скачать в формате PDF
    DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10022
    Ключевые слова: детская площадка образование на прогулке ранний возраст дошкольный возраст младший школьный возраст компетентность родителей
    Для цитирования статьи:
    Якшина А.Н., Ле-ван Т.Н., Крашенинников-Хайт Е.Е., Логинова Л.В., Холодова О.Л. Образовательный потенциал современных городских детских площадок: экспертиза и перспективы развития // Современное дошкольное образование. – 2018. – №6(88). – С. 28–42. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10022

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2018. - №6
    Якшина Анна Николаевна
    младший научный сотрудник, Лаборатория развития ребенка, Научно-исследовательский институт урбанистики и глобального образования, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия

    Ле-ван Татьяна Николаевна
    кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории развития ребенка Научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования МГПУ (Москва, Россия)

    Крашенинников-Хайт Евгений Евгеньевич
    младший научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ (г. Москва, Россия)

    Логинова Лариса Владимировна
    эксперт лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ (Москва, Россия

    Холодова Ольга Леонидовна
    младший научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ (Москва, Россия)

    Аннотация

    Введение. В статье анализируется образовательный потенциал детских площадок в городе. Отмечается, что данные психолого-педагогических исследований вскрывают проблему несоответствия количества и качества прогулочных игровых пространств потребностям детей. Авторы провели наблюдение за дет­скими площадками в разных районах Москвы с целью выяснить объективную ситуацию в городском пространстве с позиции условий для гармоничного развития и спонтанного образования детей разных возрастов на свежем воздухе (насколько имеющиеся городские детские площадки соответствуют потребностям детей и возможно ли образование на прогулке).

    Методика исследования. Исследование проводилось в два этапа. Сбор материала на основном этапе проводился методом невключенного структурированного наблюдения с элементами опроса, осуществлявшегося на 24 общественных детских площадках Москвы. В опросе приняли участие 417 взрослых. Чтобы определить, используются ли детские площадки в качестве ресурса для разновозрастного общения и в какой мере, был проведен анализ оборудования и детской активности.

    Анализ и результаты исследования. Дается характеристика исследованных детских площадок, включающая такие параметры, как расположение, время наблюдения, возраст и количество посетителей, особенности оборудования и его организации, особенности зонирования и инфраструктуры, типы покрытия, индивидуальная и групповая активность детей и взрослых. Наблюдение показало, что на большинстве дворовых и на всех парковых площадках одновременно гуляют дети трех разных возрастов (раннего, дошкольного и школьного). Выяснилось, что на подавляющем большинстве дворовых (76,9%) и почти половине парковых (45,5%) площадок зоны для разных возрастов были отделены, что во многом отвечает запросам родителей. Качественный анализ показал, что оборудование парковых площадок более разнообразно, в то время как на половине дворовых площадок (53,8%) можно увидеть однотипный набор оборудования. Авторы акцентируют внимание, что как на дворовых, так и на парковых площадках акцент смещен в сторону физической активности, при этом большинство оборудования однотипное и закрытого типа, недостаточно оборудования для детского экспериментирования, оборудование недостаточно способствует сюжетной игре. Изучение особенностей инфраструктуры площадок обоих типов показало, что площадка рассматривается как только детское пространство, в котором не учитываются интересы и потребности взрослых, приходящих на площадку вместе с детьми.

    Перспективы использования результатов исследования. Проведенное исследование указывает на необходимость создания дополнительных условий для поддержки и развития детской игры, усиления образовательного потенциала детских площадок. Среди предложенных авторами мер – внедрение концепции повышения образовательного потенциала детских площадок и создание общегородского цифрового ресурса с картой и психолого-педагогическими характеристиками детских прогулочных зон. Важное значение уделяется просветительской работе с семьями детей, что будет способствовать повышению компетентности и ответственности родителей в сфере организации образования и развития детей на свежем воздухе.

    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    1. Веракса Н.Е. Развитие: стабильность и динамика // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2012. – №2. – С. 2.
    2. Глозман Ж.М. Задачи и формы нейропсихологической коррекции в детском возрасте / Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении / Под ред. Ж.М. Глозман. – М.: Генезис, 2016. – С. 5–15.
    3. ГОСТ Р 52169-2012 Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования. – М.: Стандартинформ, 2014. – 42 с.
    4. Котляр И.А., Соколова М.В. Подходы к психолого-педагогической экспертизе игровых детских площадок // Современная зарубежная психология. – 2016. – Т. 5. – №1. – С. 5–15.
    5. Кравцова Е.Е., Кравцов Г.Г. Психология игры: культурно-исторический подход. – М.: Левъ, 2017. – 344 с.
    6. Микляева Н.В., Березина Н.О., Васильева Е.Ю., Лашнева И.П., Егорова М.С. Внимание: современный ребенок! // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2009. – №2. – С. 43–49.
    7. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – 6-е изд. – СПб.: Питер, 2017. – 304 с.
    8. Панов В.И., Позднякова Г.П., Хи­самбеев Ш.Р., Лидская Э.В. Становление субъектности дошкольника при овладении двигательными навыками // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. – №4(36). – С. 60–69.
    9. Реморенко И.М., Шиян О.А., Шиян И.Б., Шмис Т.Г., Ле-ван Т.Н., Козьмина Я.Я., Сивак Е.В. Ключевые проблемы реализации ФГОС дошкольного образования по итогам исследования с использованием «Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (ECERS-R)»: «Москва-36» // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №2(74). – С. 16–31.
    10. Семенович А.В. Таланты детского мозга. – Казань: Центр социально-гуманитарного образования, 2016. – 184 с.
    11. Сингер Э. Первые шаги – это настоящее приключение для младенцев // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №9(61). – С. 38–40.
    12. Смирнова Е.О., Котляр И.А., Соколова М.В., Шеина Е.Г. Детская площадка в контексте культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. – 2016. – Т. 12. – №3. – С. 269–279. doi:10.17759/chp.2016120316.
    13. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Исследование уровня развития сюжетной игры дошкольников в московских детских садах // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2012. – №2. – С. 57–59.
    14. Собкин В.С., Скобельцина К.Н. Условия воспитания ребенка-дошкольника в семье (по материалам опроса родителей) // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2012. – №2. – С. 16–23.
    15. Современный детский сад. Работаем по ФГОС вместе / Под общ. ред. О.А. Шиян. –
    М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.
    16. Старостина Ю.В. Феномен форсирования развития дошкольников в современной российской семье: автореф. дис. … канд. психол. наук: – М., 2017. – 27 с.
    17. ТСН 30-307-2002 г. Москвы (МГСН 1.02-02). Нормы и правила проектирования комплексного благоустройства на территории города Москвы (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/1200029835
    18. Уденховен Н. Социальное развитие, игра, духовное развитие, обучение искусству, музыке для ребенка намного важнее, чем академическая успеваемость // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2012. – №2. – С. 12–14.
    19. Якшина А.Н. Психологические условия развития воображения в младшем школьном возрасте // Вестник РГГУ. Серия «Педагогика и Психология образования». – 2016. – №2(4). – С. 57–68.
    20. Beltzig G. (1990) Kinderspielplдtze mit hohem Spielwert: planen, bauen und erhalten. Augsburg. 110 p.
    21. Cosco N.G., Moore R.C., Islam M.Z. (2010) Behavior mapping: A method for linking preschool physical activity and outdoor design – Medicine & Science in Sports & Exercise. 42-3, 513–519.
    22. Shackell A., Butler N., Doyle P., Ball D. (2008) Design for Play: A guide to creating successful play spaces. URL: http://www.freeplaynetwork.org.uk/pubs/design-for-play.pdf (дата обращения 26.02.2018)
    23. Spiegal B., Gill Tim R., Harbottle H., Ball D.J. (2014) Children’s Play Space and Safety Management: Rethinking the Role of Play Equipment Standards. SAGE Open. January-March, 1-11.
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью