Якшина А.Н., Ле-ван Т.Н., Крашенинников-Хайт Е.Е., Логинова Л.В., Холодова О.Л. Образовательный потенциал современных городских детских площадок: экспертиза и перспективы развития
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Введение. В статье анализируется образовательный потенциал детских площадок в городе. Отмечается, что данные психолого-педагогических исследований вскрывают проблему несоответствия количества и качества прогулочных игровых пространств потребностям детей. Авторы провели наблюдение за детскими площадками в разных районах Москвы с целью выяснить объективную ситуацию в городском пространстве с позиции условий для гармоничного развития и спонтанного образования детей разных возрастов на свежем воздухе (насколько имеющиеся городские детские площадки соответствуют потребностям детей и возможно ли образование на прогулке).
Методика исследования. Исследование проводилось в два этапа. Сбор материала на основном этапе проводился методом невключенного структурированного наблюдения с элементами опроса, осуществлявшегося на 24 общественных детских площадках Москвы. В опросе приняли участие 417 взрослых. Чтобы определить, используются ли детские площадки в качестве ресурса для разновозрастного общения и в какой мере, был проведен анализ оборудования и детской активности.
Анализ и результаты исследования. Дается характеристика исследованных детских площадок, включающая такие параметры, как расположение, время наблюдения, возраст и количество посетителей, особенности оборудования и его организации, особенности зонирования и инфраструктуры, типы покрытия, индивидуальная и групповая активность детей и взрослых. Наблюдение показало, что на большинстве дворовых и на всех парковых площадках одновременно гуляют дети трех разных возрастов (раннего, дошкольного и школьного). Выяснилось, что на подавляющем большинстве дворовых (76,9%) и почти половине парковых (45,5%) площадок зоны для разных возрастов были отделены, что во многом отвечает запросам родителей. Качественный анализ показал, что оборудование парковых площадок более разнообразно, в то время как на половине дворовых площадок (53,8%) можно увидеть однотипный набор оборудования. Авторы акцентируют внимание, что как на дворовых, так и на парковых площадках акцент смещен в сторону физической активности, при этом большинство оборудования однотипное и закрытого типа, недостаточно оборудования для детского экспериментирования, оборудование недостаточно способствует сюжетной игре. Изучение особенностей инфраструктуры площадок обоих типов показало, что площадка рассматривается как только детское пространство, в котором не учитываются интересы и потребности взрослых, приходящих на площадку вместе с детьми.
Перспективы использования результатов исследования. Проведенное исследование указывает на необходимость создания дополнительных условий для поддержки и развития детской игры, усиления образовательного потенциала детских площадок. Среди предложенных авторами мер – внедрение концепции повышения образовательного потенциала детских площадок и создание общегородского цифрового ресурса с картой и психолого-педагогическими характеристиками детских прогулочных зон. Важное значение уделяется просветительской работе с семьями детей, что будет способствовать повышению компетентности и ответственности родителей в сфере организации образования и развития детей на свежем воздухе.
Литература
2. Глозман Ж.М. Задачи и формы нейропсихологической коррекции в детском возрасте / Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении / Под ред. Ж.М. Глозман. – М.: Генезис, 2016. – С. 5–15.
3. ГОСТ Р 52169-2012 Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования. – М.: Стандартинформ, 2014. – 42 с.
4. Котляр И.А., Соколова М.В. Подходы к психолого-педагогической экспертизе игровых детских площадок // Современная зарубежная психология. – 2016. – Т. 5. – №1. – С. 5–15.
5. Кравцова Е.Е., Кравцов Г.Г. Психология игры: культурно-исторический подход. – М.: Левъ, 2017. – 344 с.
6. Микляева Н.В., Березина Н.О., Васильева Е.Ю., Лашнева И.П., Егорова М.С. Внимание: современный ребенок! // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2009. – №2. – С. 43–49.
7. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – 6-е изд. – СПб.: Питер, 2017. – 304 с.
8. Панов В.И., Позднякова Г.П., Хисамбеев Ш.Р., Лидская Э.В. Становление субъектности дошкольника при овладении двигательными навыками // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. – №4(36). – С. 60–69.
9. Реморенко И.М., Шиян О.А., Шиян И.Б., Шмис Т.Г., Ле-ван Т.Н., Козьмина Я.Я., Сивак Е.В. Ключевые проблемы реализации ФГОС дошкольного образования по итогам исследования с использованием «Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (ECERS-R)»: «Москва-36» // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №2(74). – С. 16–31.
10. Семенович А.В. Таланты детского мозга. – Казань: Центр социально-гуманитарного образования, 2016. – 184 с.
11. Сингер Э. Первые шаги – это настоящее приключение для младенцев // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №9(61). – С. 38–40.
12. Смирнова Е.О., Котляр И.А., Соколова М.В., Шеина Е.Г. Детская площадка в контексте культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. – 2016. – Т. 12. – №3. – С. 269–279. doi:10.17759/chp.2016120316.
13. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Исследование уровня развития сюжетной игры дошкольников в московских детских садах // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2012. – №2. – С. 57–59.
14. Собкин В.С., Скобельцина К.Н. Условия воспитания ребенка-дошкольника в семье (по материалам опроса родителей) // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2012. – №2. – С. 16–23.
15. Современный детский сад. Работаем по ФГОС вместе / Под общ. ред. О.А. Шиян. –
М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.
16. Старостина Ю.В. Феномен форсирования развития дошкольников в современной российской семье: автореф. дис. … канд. психол. наук: – М., 2017. – 27 с.
17. ТСН 30-307-2002 г. Москвы (МГСН 1.02-02). Нормы и правила проектирования комплексного благоустройства на территории города Москвы (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/1200029835
18. Уденховен Н. Социальное развитие, игра, духовное развитие, обучение искусству, музыке для ребенка намного важнее, чем академическая успеваемость // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2012. – №2. – С. 12–14.
19. Якшина А.Н. Психологические условия развития воображения в младшем школьном возрасте // Вестник РГГУ. Серия «Педагогика и Психология образования». – 2016. – №2(4). – С. 57–68.
20. Beltzig G. (1990) Kinderspielplдtze mit hohem Spielwert: planen, bauen und erhalten. Augsburg. 110 p.
21. Cosco N.G., Moore R.C., Islam M.Z. (2010) Behavior mapping: A method for linking preschool physical activity and outdoor design – Medicine & Science in Sports & Exercise. 42-3, 513–519.
22. Shackell A., Butler N., Doyle P., Ball D. (2008) Design for Play: A guide to creating successful play spaces. URL: http://www.freeplaynetwork.org.uk/pubs/design-for-play.pdf (дата обращения 26.02.2018)
23. Spiegal B., Gill Tim R., Harbottle H., Ball D.J. (2014) Children’s Play Space and Safety Management: Rethinking the Role of Play Equipment Standards. SAGE Open. January-March, 1-11.
- Комментарии