Якшина А.Н., Смирнова В.Н. Косвенная поддержка игры: влияние сочинения историй на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. В настоящее время в большинстве дошкольных групп констатируется минимальный уровень качества условий для поддержки игры, стоит задача повышения качества сопровождения игры. В статье рассматривается развивающий потенциал регулярной практики сочинения историй как составляющей косвенной поддержки игры дошкольников.
Цель: анализ влияния регулярного опыта сочинения историй на развитие сюжетно-ролевой игры.
Методы: 38 детей 6-7 лет из двух дошкольных групп приняли участие в педагогическом эксперименте (продолжительность – 7 месяцев). Для стартовой и повторной диагностики уровня игры использовались методика Е.О. Смирновой и параметр двухтактности игры Л.И. Элькониновой; для оценки уровня развития воображения – методика Е.Е. Кравцовой «Где чье место». В экспериментальной группе создавались условия для развития сочинения детьми историй по их рисункам. Эффективность педагогического эксперимента оценивалась по наличию сдвига в уровне развития игры и воображения в экспериментальной и контрольной группах.
Результаты: на основе анализа 600 детских историй были выделены 3 типа историй по рисунку и описаны 5 траекторий развития детского сочинительства. В ходе эксперимента дети переходили от описания рисунка или последовательности действий к развернутым историям с кульминационной структурой. Только в экспериментальной группе выявлены значимые различия в уровне развития игры и воображения до и после педагогического эксперимента (p<0,01).
Выводы. Регулярное сочинение историй – значимое условие развития когнитивного аспекта игры, связанного с замещением, символическими действиями ребенка, особенностями сюжета, а также аффективной стороны игры, связанной с созданием ситуации вызова и ответа на него. Сочинение историй может рассматриваться как дополнительное условие (часть косвенной поддержки), расширяющее возможности играющих детей. Результаты могут быть использованы при разработке стратегии комплексного сопровождения детской игры в дошкольных организациях.
Литература
Бодрова, Е., Леонг, Дж. (2003). Влияние взрослого на игру. Концепция Л.С. Выготского / Под ред. Е. Жорняк. Москва: Прагматика культуры. 249–260.
Выготский, Л.С. (2001). Лекции по педологии. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет». 304.
Журавлева, Л.В., Быкова, Е.В., Копылова, И.П., Шиян, О.А. (2023). «Сказка сказок» в детском саду школы А.Н. Тубельского. Современное дошкольное образование: теория и практика. Электронный журнал. 17. 2–19.
Кравцов, Г.Г., Кравцова, Е.Е. (2017). Психология игры (культурно-исторический подход). Москва: Левъ. 331.
Кравцова, Е.Е. (2019). Воспитание волшебников. Москва: Левъ. 300.
Кудрявцев, В.Т. (2023). Игра и воображение ребенка. Игра ребенка раннего и дошкольного возраста: Учебное пособие. Московский государственный психолого-педагогический университет. Ред. И.Н. Галасюк, А.А. Шведовская, Е.В. Бодрова, О.В. Рубцова. Москва: МГППУ. 675.
Сингер, Э., ДеХаан, Д. (2019). Играть, удивляться, узнавать. Теория развития, воспитания
и обучения детей. Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 312.
Смирнова, Е.О., Веракса, А.Н., Бухаленкова, Д.А., Рябкова, И.А. (2018). Связь игровой деятельности дошкольников с показателями познавательного развития. Культурно-историческая психология. Т. 14. №1. 4–14. DOI:10.17759/chp.2018140101
Трифонова, Е.В. (2006). Режиссерская игра с опорой на рисунок как метод оценки познавательного развития ребенка дошкольного возраста: автореф. дисс. … канд. психол. наук. Москва. 27.
Шиян, О.А., Баранова, А.А. (2022). Детские нарративы как пространство проявления и способ диагностики творческих способностей старших дошкольников. Культурно-историческая психология. Том 18. №1. 50–59. DOI:0.17759/chp.2022180105
Эльконинова, Л.И. (2016). Единство аффекта и интеллекта в сюжетно-ролевой игре. Культурно-историческая психология. Т. 12. №3. 247–254. DOI:10.17759/chp.2016120314
Эльконинова, Л.И. (2008). Психология игры и сказки: Хрестоматия. Москва: Психологическая электронная библиотека. 85.
Якшина, А.Н. (2015). Психологические условия развития центрального психологического новообразования дошкольного возраста. Современное дошкольное образование. Теория и практика. №10. 32–39.
Якшина, А.Н., Ле-ван, Т.Н. (2023). Стратегии сопровождения игры у дошкольных педагогов с разным пониманием игры и ее развивающей ценности. Культурно-историческая психология. Т. 19. №2. 99–106. DOI:10.17759/chp.2023190213
Якшина, А.Н., Смирнова, В.Н. (2024). Взаимосвязь сюжетно-ролевой игры и сочинения историй в дошкольном возрасте. Современное дошкольное образование. 1(121). 42–53. DOI: 10.24412/2782– 4519-2024-6114-42-53
Benson, M.S. (1993). The structure of four- and five-year-olds’ narratives in pretend play and storytelling. First Language, 13, 203-223.
Bredikyte, M. (2011). The zones of proximal development in children’s play, 215p.
Bredikyte, M. (2022). Adult participation in the creation of narrative playworlds: challenges and contradictions. International Journal of Early Years Education, 30, 1-15. https://doi.org/10.1080/09669760.2022.2107895
Currin, F.H., Diederich, K., Pantoja, L.S., Cargo, H., Franzone, N., Geiger-Lee, J., Hourcade, J.P. (2023). Designing stories to inspire preschoolers’ creative, collaborative role play. In Proceedings of the 2023 ACM Conference on Information Technology for Social Good (GoodIT ‘23). Association for Computing Machinery, New York, NY, USA, 40–47. DOI:10.1145/3582515.3609516
Fleer, M. (2002). Sociocultural Assessment in Early Years Education--myth or reality? International Journal of Early Years Education, 10(2), 105–120. doi:10.1080/09669760220141999
Mottweiler, C.M., & Taylor, M. (2014). Elaborated role play and creativity in preschool age children. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 8(3), 277–286. DOI:10.1037/a0036083
Nicolopoulou, A. (2015). Young children’s pretend play and storytelling as modes of narrative activity: From complementarity to cross-fertilization? In S. Douglas & L. Stirling (Eds.), Children’s Play, Pretense, and Story: Studies in Culture, Context, and Autism Spectrum Disorder, New York: Routledge, 7-28.
Pramling, N., Wallerstedt, C., Lagerlöf, P., Björklund, C., Kultti, A., Palmér, H., Magnusson, M., Thulin, S., Jonsson, A., Pramling Samuelsson, I. (2019). Play-responsive teaching in early childhood education. Springer, 183. DOI:10.1007/978-3-030-15958-0
Ramamurthy, C., Zuo, P., Armstrong, G., Andriessen, K. (2023). The impact of storytelling on building resilience in children: A systematic review. Journal of Psychiatric and Mental Health Nursing. 00, 1–18.
Seale, P.J., Seale, D.M., Pande, Y., Lewis, T.M., Manda, W., Kasanga, L., Gibson, E.B., Hadfield, K., Ogoh, T., McGrath, R.E., Harris, S.K. (2022). GROW Zambia: A pilot cluster-randomized trial of a spiritually-based character strengths training curriculum to enhance resilience among Zambian youth. The Journal of Positive Psychology, 17(4), 596–609. DOI:10.1080/17439760. 2021.1913640
- Комментарии