Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Якшина А.Н., Смирнова В.Н. Косвенная поддержка игры: влияние сочинения историй на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников

    Якшина А.Н., Смирнова В.Н. Косвенная поддержка игры: влияние сочинения историй на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников

    Якшина А.Н., Смирнова В.Н. Косвенная поддержка игры: влияние сочинения историй  на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников
    Скачать в формате PDF
    Поступила: 04.02.2024
    Принята к публикации: 20.02.2024
    Дата публикации в журнале: 05.05.2024
    DOI: 10.24412/2782-4519-2024-2122-33-47
    Ключевые слова: игра сочинение историй сюжетно-ролевая игра сопровождение игры дошкольный возраст
    Для цитирования статьи:
    Якшина, А.Н., Смирнова, В.Н. (2024). Косвенная поддержка игры: влияние сочинения историй на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Современ­ное дошкольное образование, 122(2), 33–47. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-2122-33-47

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2024. - №2
    Якшина Анна Николаевна
    младший научный сотрудник, Лаборатория развития ребенка, Научно-исследовательский институт урбанистики и глобального образования, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия

    Смирнова Валентина Николаевна
    выпускница магистерской программы «Проектирование и экспертиза дошкольного образования» (МГПУ), воспитатель детского сада №56, Кострома, Россия

    Аннотация

    Актуальность. В настоящее время в большинстве дошкольных групп констатируется минимальный уровень качества условий для поддержки игры, стоит задача повышения качества сопровождения игры. В статье рассматривается развивающий потенциал регулярной практики сочинения историй как составляющей косвенной поддержки игры дошкольников.

    Цель: анализ влияния регулярного опыта сочинения историй на развитие сюжетно-ролевой игры.

    Методы: 38 детей 6-7 лет из двух дошкольных групп приняли участие в педагогическом эксперименте (продолжительность – 7 месяцев). Для стартовой и повторной диагностики уровня игры использовались методика Е.О. Смирновой и параметр двухтактности игры Л.И. Элькониновой; для оценки уровня развития воображения – методика Е.Е. Кравцовой «Где чье место». В экспериментальной группе создавались условия для развития сочинения детьми историй по их рисункам. Эффективность педагогиче­ского эксперимента оценивалась по наличию сдвига в уровне развития игры и воображения в экспериментальной и контрольной группах.

    Результаты: на основе анализа 600 детских историй были выделены 3 типа историй по рисунку и описаны 5 траекторий развития детского сочинительства. В ходе эксперимента дети переходили от описания рисунка или последовательности действий к развернутым историям с кульминационной структурой. Только в экспериментальной группе выявлены значимые различия в уровне развития игры и воображения до и после педагогического эксперимента (p<0,01).

    Выводы. Регулярное сочинение историй – значимое условие развития когнитивного аспекта игры, связанного с замещением, символическими действиями ребенка, особенностями сюжета, а также аффективной стороны игры, связанной с созданием ситуации вызова и ответа на него. Сочинение историй может рассматриваться как дополнительное условие (часть косвенной поддержки), расширяющее возможности играющих детей. Результаты могут быть использованы при разработке стратегии комплексного сопровождения детской игры в дошкольных организациях.

    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    Бодрова, Е., Леонг, Дж. (2003). Влияние взрослого на игру. Концепция Л.С. Выготского / Под ред. Е. Жорняк. Москва: Прагматика культуры. 249–260.

    Выготский, Л.С. (2001). Лекции по педологии. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет». 304.

    Журавлева, Л.В., Быкова, Е.В., Копылова, И.П., Шиян, О.А. (2023). «Сказка сказок» в детском саду школы А.Н. Тубельского. Современное дошкольное образование: теория и практика. Электронный журнал. 17. 2–19.

    Кравцов, Г.Г., Кравцова, Е.Е. (2017). Психология игры (культурно-исторический подход). Москва: Левъ. 331.

    Кравцова, Е.Е. (2019). Воспитание волшебников. Москва: Левъ. 300.

    Кудрявцев, В.Т. (2023). Игра и воображение ребенка. Игра ребенка раннего и дошкольного возраста: Учебное пособие. Московский государственный психолого-педагогический университет. Ред. И.Н. Галасюк, А.А. Шведовская, Е.В. Бодрова, О.В. Рубцова. Москва: МГППУ. 675.

    Сингер, Э., ДеХаан, Д. (2019). Играть, удивляться, узнавать. Теория развития, воспитания
    и обучения детей. Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 312.

    Смирнова, Е.О., Веракса, А.Н., Бухаленкова, Д.А., Рябкова, И.А. (2018). Связь игровой деятельности дошкольников с показателями познавательного развития. Культурно-историческая психология. Т. 14. №1. 4–14. DOI:10.17759/chp.2018140101

    Трифонова, Е.В. (2006). Режиссерская игра с опорой на рисунок как метод оценки познавательного развития ребенка дошкольного возраста: автореф. дисс. … канд. психол. наук. Москва. 27.

    Шиян, О.А., Баранова, А.А. (2022). Детские нарративы как пространство проявления и способ диагностики творческих способностей старших дошкольников. Культурно-историческая психология. Том 18. №1. 50–59. DOI:0.17759/chp.2022180105

    Эльконинова, Л.И. (2016). Единство аффекта и интеллекта в сюжетно-ролевой игре. Культурно-историческая психология. Т. 12. №3. 247–254. DOI:10.17759/chp.2016120314

    Эльконинова, Л.И. (2008). Психология игры и сказки: Хрестоматия. Москва: Психологическая электронная библиотека. 85.

    Якшина, А.Н. (2015). Психологические условия развития центрального психологического новообразования дошкольного возраста. Современное дошкольное образование. Теория и практика. №10. 32–39.

    Якшина, А.Н., Ле-ван, Т.Н. (2023). Стратегии сопровождения игры у дошкольных педагогов с разным пониманием игры и ее развивающей ценности. Культурно-историческая психология. Т. 19. №2. 99–106. DOI:10.17759/chp.2023190213

    Якшина, А.Н., Смирнова, В.Н. (2024). Взаимосвязь сюжетно-ролевой игры и сочинения историй в дошкольном возрасте. Современное дошкольное образование. 1(121). 42–53. DOI: 10.24412/2782– 4519-2024-6114-42-53

    Benson, M.S. (1993). The structure of four- and five-year-olds’ narratives in pretend play and storytelling. First Language, 13, 203-223.

    Bredikyte, M. (2011). The zones of proximal development in children’s play, 215p.

    Bredikyte, M. (2022). Adult participation in the creation of narrative playworlds: challenges and contradictions. International Journal of Early Years Education, 30, 1-15. https://doi.org/10.1080/09669760.2022.2107895

    Currin, F.H., Diederich, K., Pantoja, L.S., Cargo, H., Franzone, N., Geiger-Lee, J., Hourcade, J.P. (2023). Designing stories to inspire preschoolers’ creative, collaborative role play. In Proceedings of the 2023 ACM Conference on Information Technology for Social Good (GoodIT ‘23). Association for Computing Machinery, New York, NY, USA, 40–47. DOI:10.1145/3582515.3609516

    Fleer, M. (2002). Sociocultural Assessment in Early Years Education--myth or reality? International Journal of Early Years Education, 10(2), 105–120. doi:10.1080/09669760220141999

    Mottweiler, C.M., & Taylor, M. (2014). Elaborated role play and creativity in preschool age children. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 8(3), 277–286. DOI:10.1037/a0036083

    Nicolopoulou, A. (2015). Young children’s pretend play and storytelling as modes of narrative activity: From complementarity to cross-fertilization? In S. Douglas & L. Stirling (Eds.), Children’s Play, Pretense, and Story: Studies in Culture, Context, and Autism Spectrum Disorder, New York: Routledge, 7-28.

    Pramling, N., Wallerstedt, C., Lagerlöf, P., Björklund, C., Kultti, A., Palmér, H., Magnusson, M., Thulin, S., Jonsson, A., Pramling Samuelsson, I. (2019). Play-responsive teaching in early childhood education. Springer, 183. DOI:10.1007/978-3-030-15958-0

    Ramamurthy, C., Zuo, P., Armstrong, G., Andriessen, K. (2023). The impact of storytelling on building resilience in children: A systematic review. Journal of Psychiatric and Mental Health Nursing. 00, 1–18.

    Seale, P.J., Seale, D.M., Pande, Y., Lewis, T.M., Manda, W., Kasanga, L., Gibson, E.B., Hadfield, K., Ogoh, T., McGrath, R.E., Harris, S.K. (2022). GROW Zambia: A pilot cluster-randomized trial of a spiritually-based character strengths training curriculum to enhance resilience among Zambian youth. The Journal of Positive Psychology, 17(4), 596–609. DOI:10.1080/17439760. 2021.1913640

    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью