Шиян О.А., Белолуцкая А.К., Ле-Ван Т.Н., Зададаев С.А. Когнитивное развитие дошкольников: взаимосвязь нормативных, преобразующих и символических способностей
Скачать в формате PDF
DOI:
10.24412/1997-9657-2021-6108-14-25
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Шиян О.А., Белолуцкая А.К., Ле-Ван Т.Н., Зададаев С.А. Когнитивное развитие дошкольников: взаимосвязь нормативных, преобразующих и символических способностей // Современное дошкольное образование. – 2021. – №6(108). – С. 14–25. 10.24412/1997-9657-2021-6108-14-25
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность тематики статьи. Для широкой образовательной практики детских садов вопрос о психологических механизмах творческого мышления является принципиальным, так их формирование начинается именно в возрасте от трех до пяти лет. Если в этот период жизни человека образовательный процесс выстроен таким образом, что творческое мышление ребенка не поддерживается или вовсе подавляется, то компенсировать пробелы в когнитивном развитии на более поздних жизненных этапах будет очень сложно, а иногда невозможно. Следует подчеркнуть, что, как правило, педагоги не занимаются поддержкой творческого мышления или даже действуют ему во вред именно по причине непонимания ключевых принципов его развития, которые в частности связаны с обеспечением баланса деятельностей, актуализирующих формально-логические, диалектические и символические структуры мышления.
Цель. Работа направлена на то, чтобы выявить особенности структуры познавательных способностей, составляющих комплексный механизм творческого мышления, что является одним из базовых проблем психологии когнитивного развития на сегодняшний день. Ставится вопрос о том, как соотносятся в дошкольном возрасте диалектическое мышление, формальная логика и способность к символизации. Проверяется предположение, что обращение к инструментарию Ж. Пиаже, ориентированному на фиксацию отношений обратимости и формирование феномена сохранения, позволит обнаружить новые аспекты взаимосвязи формально-логических и диалектических мыслительных структур.
Описание хода исследования. Была произведена индивидуальная диагностика 272 дошкольников из Москвы и других регионов РФ. Для обработки данных применены методы корреляционного анализа и проверка независимости параметров по критерию хи-квадрат Пирсона.
Результаты исследования. Результаты исследования показали, что связь трех линий когнитивного развития дошкольников прослеживается более последовательно в отношении формального и диалектического мышления. В отношении символизации связи носят менее последовательный характер. Делается вывод о том, что нормативные, преобразующие и символические способности представляют собой относительно независимые линии в когнитивном развитии дошкольников.
Заключение. Полученные данные свидетельствуют о комплексности и неоднородности механизма творческого мышления и разнородной структуре взаимосвязей между формально-логическими и диалектическими структурами, а также способностью к символизации. Следовательно, программа по развитию творческого мышления для дошкольников должна иметь сбалансированный характер: осуществляя воздействие на какой-то один тип структур, мы не можем ожидать, что остальные также будут развиваться вследствие этого воздействия. Для актуализации комплексного механизма творческого мышления ребенка в педагогическом плане необходимо конструировать вместе с детьми проблемные ситуации, разрешение которых требует как применения формальной и диалектической логики, так и способности придумывать символы, образы, метафоры.
Литература
1. Баянова Л.Ф. О некоторых особенностях детских обобщений // Психологическая наука и образование. – 2001. – Т. 6. №2. – С. 32–40.
2. Белолуцкая А.К. Анализ особенностей диалектических структур мышления детей и взрослых: автореф. дис. ... канд. психол. наук:19.00.07 «Педагогическая психология». – М., 2006. – 17 с.
3. Белолуцкая А.К. Особенности взаимосвязи диалектического мышления, проблематизации и надситуативно-преобразовательных решений проблемных ситуаций у старших дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №4. – С.14–25.
4. Богоявленская Д.Б., Сусоколова И.А. К вопросу о дивергентном мышлении // Психологическая наука и образование. – 2006. – Т. 11. – №1. – С. 85–96.
5. Брофман В.В. Развитие детских видов деятельности // Деятельностный подход в образовании. – Вып. 2. – 2019. – С. 71–109.
6. Веракса А.Н. Символическое опосредствование в познавательной деятельности дошкольников и младших школьников. автореф. дис. ... д-р психол. наук: 19.00.07. – М., 2014.
7. Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Элементы «карнавальной культуры» в развитии ребенка-дошкольника // Вопросы психологии. – 1994. – №2. – С. 77–87.
8. Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. – 1996. – №3. – С. 14–27.
9. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка (1928) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 1991. – №4. – С. 5–18.
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: Перспектива,
2020. – 125 с.
11. Гарднер Г. Структура разума Теория множественного интеллекта. – М.: Вильямс, 2007. – 512 с.
12. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопросы психологии. – 1997. – №1. – С. 3–18.
13. Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии. – М.: Академия, 2006. – 222 с.
14. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера и В.В. Холмовской. – М., 1978. – 248 с.
15. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер Ком, 2006. – 368 с.
16. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Учеб. пособие для студентов психол. специальностей и направлений / Под ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской. – М.: Гардарики,
2001. – 624 с.
17. Лидерс А.Г. О конкретно-операциональном мышлении у дошкольников // Вопросы психологии. – 1979. – №6. – С. 118–120.
18. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. 2-е изд., испр. – М.: Искусство, 1995. – 320 с.
19. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1986. – 224 с.
20. Пиаже Ж., Инхельдер Б. Психология ребенка. – СПб.: Питер. – 2003. – 160 с.
21. Шиян И.Б. Предвосхищающий образ в структуре диалектического мышления дошкольников // Вопросы психологии. – 1999. – №3. – 1999. – С. 57–67.
22. Шиян О.А., Зададаев С.А., Шиян И.Б., Катаева М.К., Козлова О.А., Перфилова М.А., Оськина Ю.О. Понимание процессов развития как путь развития творческого мышления у дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №6. – С. 46–57.
23. Шиян О.А., Копасовская С.К., Цюпко Г.М. Оперирование противоположностями в дошкольном и младшем школьном возрасте: возрастные различия и возможности развития. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. – 2018. – №3 (45). – С. 40–58.
24. Barbot, B., Besancon, M., Lubart, T. (2015). Creative potential in educational settings: Its nature, measure, and nurture. Education 3-13. 43. 1-11. 10.1080/03004279.2015.1020643.
25. Barbot, B., et al., The generality-specificity of creativity: Exploring the structure of creative potential with EPoC, Learning and Individual Differences (2016), http://dx.doi.org/10.1016/j.lindif.2016.06.005
26. Barbot, B. (2018). The Dynamics of Creative Ideation: Introducing a New Assessment Paradigm. Frontiers in Psychology. 9. 2529. 10.3389/fpsyg.2018.02529.
27. Runco, Mark, Jaeger, Garrett. (2012). The Standard Definition of Creativity. Creativity Research Journal – CREATIVITY RES J. 24. 92-96. 10.1080/10400419.2012.650092.
28. Smolucha L., Smolucha F. A fifth Piagetian stage: The collaboration between imagination and logical thought in artistic creativity// Poetics, Volume 15, Issues 4–6, December 1986, Pages 475-491 ISSN 0304-422X, https://doi.org/10.1016/0304-422X(86)90007-0.
29. Sternberg, R. J., Grigorenko, E. L., & Singer, J. L. (Eds.). (2004). Creativity: From potential to realization. American Psychological Association. https://doi.org/10.1037/10692-000
30. Zhang, Li-Fang & Sternberg, Robert (2011). Revisiting the Investment Theory of Creativity. Creativity Research Journal – CREATIVITY RES J. 23. 229-238. 10.1080/10400419.2011.595974.
2. Белолуцкая А.К. Анализ особенностей диалектических структур мышления детей и взрослых: автореф. дис. ... канд. психол. наук:19.00.07 «Педагогическая психология». – М., 2006. – 17 с.
3. Белолуцкая А.К. Особенности взаимосвязи диалектического мышления, проблематизации и надситуативно-преобразовательных решений проблемных ситуаций у старших дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №4. – С.14–25.
4. Богоявленская Д.Б., Сусоколова И.А. К вопросу о дивергентном мышлении // Психологическая наука и образование. – 2006. – Т. 11. – №1. – С. 85–96.
5. Брофман В.В. Развитие детских видов деятельности // Деятельностный подход в образовании. – Вып. 2. – 2019. – С. 71–109.
6. Веракса А.Н. Символическое опосредствование в познавательной деятельности дошкольников и младших школьников. автореф. дис. ... д-р психол. наук: 19.00.07. – М., 2014.
7. Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Элементы «карнавальной культуры» в развитии ребенка-дошкольника // Вопросы психологии. – 1994. – №2. – С. 77–87.
8. Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. – 1996. – №3. – С. 14–27.
9. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка (1928) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 1991. – №4. – С. 5–18.
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: Перспектива,
2020. – 125 с.
11. Гарднер Г. Структура разума Теория множественного интеллекта. – М.: Вильямс, 2007. – 512 с.
12. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопросы психологии. – 1997. – №1. – С. 3–18.
13. Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии. – М.: Академия, 2006. – 222 с.
14. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера и В.В. Холмовской. – М., 1978. – 248 с.
15. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер Ком, 2006. – 368 с.
16. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Учеб. пособие для студентов психол. специальностей и направлений / Под ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской. – М.: Гардарики,
2001. – 624 с.
17. Лидерс А.Г. О конкретно-операциональном мышлении у дошкольников // Вопросы психологии. – 1979. – №6. – С. 118–120.
18. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. 2-е изд., испр. – М.: Искусство, 1995. – 320 с.
19. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1986. – 224 с.
20. Пиаже Ж., Инхельдер Б. Психология ребенка. – СПб.: Питер. – 2003. – 160 с.
21. Шиян И.Б. Предвосхищающий образ в структуре диалектического мышления дошкольников // Вопросы психологии. – 1999. – №3. – 1999. – С. 57–67.
22. Шиян О.А., Зададаев С.А., Шиян И.Б., Катаева М.К., Козлова О.А., Перфилова М.А., Оськина Ю.О. Понимание процессов развития как путь развития творческого мышления у дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №6. – С. 46–57.
23. Шиян О.А., Копасовская С.К., Цюпко Г.М. Оперирование противоположностями в дошкольном и младшем школьном возрасте: возрастные различия и возможности развития. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. – 2018. – №3 (45). – С. 40–58.
24. Barbot, B., Besancon, M., Lubart, T. (2015). Creative potential in educational settings: Its nature, measure, and nurture. Education 3-13. 43. 1-11. 10.1080/03004279.2015.1020643.
25. Barbot, B., et al., The generality-specificity of creativity: Exploring the structure of creative potential with EPoC, Learning and Individual Differences (2016), http://dx.doi.org/10.1016/j.lindif.2016.06.005
26. Barbot, B. (2018). The Dynamics of Creative Ideation: Introducing a New Assessment Paradigm. Frontiers in Psychology. 9. 2529. 10.3389/fpsyg.2018.02529.
27. Runco, Mark, Jaeger, Garrett. (2012). The Standard Definition of Creativity. Creativity Research Journal – CREATIVITY RES J. 24. 92-96. 10.1080/10400419.2012.650092.
28. Smolucha L., Smolucha F. A fifth Piagetian stage: The collaboration between imagination and logical thought in artistic creativity// Poetics, Volume 15, Issues 4–6, December 1986, Pages 475-491 ISSN 0304-422X, https://doi.org/10.1016/0304-422X(86)90007-0.
29. Sternberg, R. J., Grigorenko, E. L., & Singer, J. L. (Eds.). (2004). Creativity: From potential to realization. American Psychological Association. https://doi.org/10.1037/10692-000
30. Zhang, Li-Fang & Sternberg, Robert (2011). Revisiting the Investment Theory of Creativity. Creativity Research Journal – CREATIVITY RES J. 23. 229-238. 10.1080/10400419.2011.595974.
- Комментарии
Загрузка комментариев...