СДО - 2021. - №6
Актуальность тематики статьи. Для широкой образовательной практики детских садов вопрос о психологических механизмах творческого мышления является принципиальным, так их формирование начинается именно в возрасте от трех до пяти лет. Если в этот период жизни человека образовательный процесс выстроен таким образом, что творческое мышление ребенка не поддерживается или вовсе подавляется, то компенсировать пробелы в когнитивном развитии на более поздних жизненных этапах будет очень сложно, а иногда невозможно. Следует подчеркнуть, что, как правило, педагоги не занимаются поддержкой творческого мышления или даже действуют ему во вред именно по причине непонимания ключевых принципов его развития, которые в частности связаны с обеспечением баланса деятельностей, актуализирующих формально-логические, диалектические и символические структуры мышления.
Цель. Работа направлена на то, чтобы выявить особенности структуры познавательных способностей, составляющих комплексный механизм творческого мышления, что является одним из базовых проблем психологии когнитивного развития на сегодняшний день. Ставится вопрос о том, как соотносятся в дошкольном возрасте диалектическое мышление, формальная логика и способность к символизации. Проверяется предположение, что обращение к инструментарию Ж. Пиаже, ориентированному на фиксацию отношений обратимости и формирование феномена сохранения, позволит обнаружить новые аспекты взаимосвязи формально-логических и диалектических мыслительных структур.
Описание хода исследования. Была произведена индивидуальная диагностика 272 дошкольников из Москвы и других регионов РФ. Для обработки данных применены методы корреляционного анализа и проверка независимости параметров по критерию хи-квадрат Пирсона.
Результаты исследования. Результаты исследования показали, что связь трех линий когнитивного развития дошкольников прослеживается более последовательно в отношении формального и диалектического мышления. В отношении символизации связи носят менее последовательный характер. Делается вывод о том, что нормативные, преобразующие и символические способности представляют собой относительно независимые линии в когнитивном развитии дошкольников.
Заключение. Полученные данные свидетельствуют о комплексности и неоднородности механизма творческого мышления и разнородной структуре взаимосвязей между формально-логическими и диалектическими структурами, а также способностью к символизации. Следовательно, программа по развитию творческого мышления для дошкольников должна иметь сбалансированный характер: осуществляя воздействие на какой-то один тип структур, мы не можем ожидать, что остальные также будут развиваться вследствие этого воздействия. Для актуализации комплексного механизма творческого мышления ребенка в педагогическом плане необходимо конструировать вместе с детьми проблемные ситуации, разрешение которых требует как применения формальной и диалектической логики, так и способности придумывать символы, образы, метафоры.
Актуальность. Разработка инструментария для диагностики развития мышления в детском возрасте представляет интерес для современных научных исследований и образовательной практики. Если диагностика становления формально-логических операций в мышлении имеет устоявшиеся традиции, то создание средств определения того, как ребенок мыслит диалектически – в противоречивой ситуации, находится в начале своего пути в области психологии развития. Поскольку диалектическое мышление связано с развитием творческого начала ребенка, с гибкостью, то создание диагностических методик по выявлению сформированности диалектического мышления является актуальной образовательной задачей.
Цель. Предусмотрены конструирование и психометрическая оценка методики на определение сформированности у ребенка диалектического мыслительного действия смены альтернативы.
Описание хода исследования. Методика диагностики диалектического мыслительного действия смены альтернативы представляет собой 15 серий по 6 картинок с изображением известных детям образов флоры, фауны и знакомых объектов повседневной жизни. Детям предлагается из шести картинок образовать два класса. При выборе основания классификации производится действие смены альтернативы. В исследовании приняли участие 100 детей в возрасте от 6 лет 10 месяцев до 8 лет 2 месяцев.
Результаты. В процессе психометрической оценки методики на диагностику диалектического мыслительного действия смены альтернативы проведены процедуры расчета валидности, надежности и дискриминативности.
Заключение. Высокие показатели конструктной и критериальной валидности, ретестовой надежности методики, ее дискриминативности позволяют использовать ее в качестве диагностического инструмента при определении способности ребенка использовать диалектическое мыслительное действие смены альтернативы.
Актуальность исследования. Диалектическое мышление может выступать как средство решения субъектом коммуникативных и личностных задач. Диалектическая стратегия решения таких задач позволяет субъекту выявлять все многообразие характеристик, в том числе взаимоисключающих, и трансформировать их. Это способствует более толерантному отношению субъекта к окружающим людям и к самому себе и, следовательно, успешной социализации.
Методы исследования. Представлен анализ исследований, проведенных в рамках структурно-диалектического подхода, по вопросам развития личности и социализации ребенка дошкольного возраста. В соответствии с гипотезой определены направления исследований.
Первое направление – изучение диалектических структур в произвольной саморегуляции и психолого-педагогических условий, способствующих формированию диалектической стратегии саморегуляции у детей дошкольного возраста.
Второе направление – изучение диалектических структур в Я-концепции и возможности формирования у детей дошкольного возраста диалектических механизмов трансформации противоречий, возникающих в процессе самопознания.
Третье направление – изучение диалектических структур в социальной перцепции и условий формирования диалектического социального интеллекта у детей дошкольного возраста.
Выводы. Изучение диалектических структур в развитии личности и социализации ребенка позволит расширить возможности применения структурно-диалектического подхода в практической психологии. Важно развивать диалектическое мышление у детей уже в дошкольном возрасте. Формирование диалектической установки по отношению к себе, людям и событиям может способствовать гармонизации отношений с окружающим миром и самим собой. Такое понимание открывает перспективы разработки методик психологической коррекции межличностных отношений и личностного развития на основе формирования диалектического мышления у детей, а также разработки теории и практики диалектического консультирования и диалектической психотерапии.
Актуальность исследования. Театр кукол – культурная практика, использование которой в целенаправленной и системной образовательной деятельности становится дополнительным ресурсом, если не формализовывать ее, превращая в занятие и уничтожая момент естественности. В статье рассматривается бытование куклы в современном театре кукол и развивающие возможности этого вида искусства для зрителя – ребенка и взрослого.
Цель исследования: изучить возможности современного театра кукол как пространства понимания детской игры.
Методы исследования: теоретический и феноменологический анализ.
Ход исследования. В исследовании проанализированы особенности культурно-исторического развития и зависимости от социальной ситуации при неизменности психологических законов дошкольного возраста; изучена открытость современного ребенка для эмоционального переживания нового при ином воздействии прежних стимулов и недостаточность «чуда оживления» для возникновения натурального переживания в театре кукол в связи с богатством опыта визуальных трансформаций и анимированного цифрового контента. Произведен анализ типологии театральных кукол и особенностей их использования в современном театре: планшетные куклы как основной тип; активное использование и преображение предметной среды; повышение роли «живого» актера. В современном спектакле театра кукол артист виден и не скрывает, что управляет куклой; кукла маленькая и управляется артистом, который держит ее руками или отставляет в сторону, чтобы она пребывала в неподвижности, пока он совершает другое действие; в игру вовлекаются окружающие предметы, которые становятся персонажами, что позволяет вести речь об аналогии с действиями играющего ребенка и о кукле как о детской игрушке.
Результаты исследования. Выявлен феномен подобия позиции кукольника позиции ребенка, играющего с куклой в «режиссерскую игру», и рассмотрены особенности игровой режиссуры, сопровождающей действие, когда ребенок руководит происходящим непосредственно, все время находясь внутри процесса и рождает действие по ходу, испытывая «сопротивление материала». Кукольный театр проанализирован как средство обучения игре и взрослых, пришедших как зрители, и детей, если после посещения театра взрослые реализуют увиденное в игре с детьми; как действенная помощь в преодолении когнитивной центрации.
Выводы. Опыт современного театра кукол может перевести режиссерскую игру ребенка на качественно новый уровень, учитывая свойства «куклы-субъекта», и способствовать регуляции поведения, пониманию других, обладающих меняющимися свойствами, на которые необходимо ориентироваться для реализации замысла, способности быстро реагировать на возникающие препятствия и умению отказываться от самого интересного и продуктивного сценария. Кукла задает свои правила обращения с ней, что приводит к единству аккомодационной и ассимиляционной направленности интеллекта, когда развитие ребенка происходит в процессе отрыва от наглядности, жесткого привязывания к окружающей реальности, в выходе в сознании за пределы близкого времени и видимого пространства.
Актуальность. На протяжении последних 10 лет уровень развития игры современных дошкольников продолжает оставаться низким. Исследователи отмечают существование различных трактовок понятия «игра», что осложняет выстраивание диалога и провоцирует разрыв между декларируемой ценностью игры и реальной практикой. Однако также одной из возможных причин констатации низкого уровня развития игры в исследованиях из разных стран могут быть ограничения существующих методов изучения игры. Для проведения исследований условий развития игры и ее влияния на детское развитие особую роль играет подбор диагностических методик, которые должны давать возможность увидеть игру в развитии.
Цель: анализ преимуществ и ограничений существующих методик диагностики детской игры.
Описание хода исследования. Всего было отобрано 18 методик, анализ включал сравнение разных инструментов с точки зрения возможности оценки развития игры по следующим параметрам: метод изучения игры, особенности процедуры и условий наблюдения, роль наблюдателя, оцениваемые аспекты детской игры.
Результаты. Был определен ряд методик, которые больше всего подходят для комплексной оценки игры, в том числе для оценки развитой игры. Также были выявлены ключевые дефициты существующих методик: противоречие процедуры оценки особенностям спонтанной игры, отсутствие комплексного подхода к изучению и фокуса на аффективной стороне игры, выявление только актуального уровня развития игры без учета ее потенциальных возможностей. Разработка инструментов, позволяющих увидеть игру в развитии, – вызов для современных исследователей.
- Комментарии