Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Чернокова Т.Е. Диалектическое не только мышление: роль диалектических структур в развитии личности и социализации ребенка

    Чернокова Т.Е. Диалектическое не только мышление: роль диалектических структур в развитии личности и социализации ребенка

    Чернокова Т.Е.  Диалектическое не только мышление: роль диалектических структур в развитии личности и социализации ребенка
    Скачать в формате PDF
    DOI: 10.24412/1997-9657-2021-6108-37–44
    Ключевые слова: структурно-диалектический подход диалектическое мышление произвольная саморегуляция Я-концепция социально-перцептивные способности дети дошкольного возраста
    Для цитирования статьи:
    Чернокова Т.Е. Диалектическое не только мышление: роль диалектических структур в развитии личности и социализации ребенка // Современное дошкольное образование. – 2021. – №6(108). – С. 37–44. DOI: 10.24412/1997-9657-2021-6108-37–44

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2021. - №6
    Чернокова Татьяна Евгеньевна
    кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Гуманитарный институт, Северодвинск, Российская Федерация

    Аннотация

    Актуальность исследования. Диалектическое мышление может выступать как средство решения субъектом коммуникативных и личностных задач. Диалектическая стратегия решения таких задач позволяет субъекту выявлять все многообразие характеристик, в том числе взаимоисключающих, и трансформировать их. Это способствует более толерантному отношению субъекта к окружающим людям и к самому себе и, следовательно, успешной социализации.

    Методы исследования. Представлен анализ исследований, проведенных в рамках структурно-диалектического подхода, по вопросам развития личности и социализации ребенка дошкольного возраста. В соответствии с гипотезой определены направления исследований.

    Первое направление – изучение диалектических структур в произвольной саморегуляции и психолого-педагогических условий, способствующих формированию диалектической стратегии саморегуляции у детей дошкольного возраста.

    Второе направление – изучение диалектических структур в Я-концепции и возможности формирования у детей дошкольного возраста диалектических механизмов трансформации противоречий, возникающих в процессе самопознания.

    Третье направление – изучение диалектических структур в социальной перцепции и условий формирования диалектического социального интеллекта у детей дошкольного возраста.

    Выводы. Изучение диалектических структур в развитии личности и социализации ребенка позволит расширить возможности применения структурно-диалектического подхода в практической психологии. Важно развивать диалектическое мышление у детей уже в дошкольном возрасте. Формирование диалектической установки по отношению к себе, людям и событиям может способствовать гармонизации отношений с окружающим миром и самим собой. Такое понимание открывает перспективы разработки методик психологической коррекции межличностных отношений и личностного развития на основе формирования диалектического мышления у детей, а также разработки теории и практики диалектического консультирования и диалектической психотерапии.

    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    1. Баянова Л.Ф., Мустафин Т.Р. Культурная конгруэнтность дошкольника в нормативной ситуации и возможности ее исследования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. – № 4. – С. 70–75.
    2. Белолуцкая А.К. Особенности взаимосвязи диалектического мышления, проблематизации и надситуативно-преобразовательных решений проблемных ситуаций у старших дошкольников // Современное дошкольное образование. – 2017. – № 4(76). – С. 14–25.
    3. Белолуцкая А.К., Ле-ван Т.Н. Условия для поддержки диалектического мышления детей и понимания ими эмоций в дошкольных группах // 30 лет Конвенции о правах ребенка: современные вызовы и пути решения проблем в сфере защиты прав детей. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2020. – С. 307–311.
    4. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление: логика и психология // Культурно-историческая психология. – 2019. – Т. 15. – № 3. – С. 4–12. DOI: 10.17759/chp. 2019150301.
    5. Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход // Перемены. Педагогический журнал. – 2000. – № 1. – С. 81–107.
    6. Веракса Н.Е., Белолуцкая А.К. Взаимосвязь эмоционального и когнитивного развития детей дошкольного и школьного возраста: обзор исследований // Вопросы психологии. – № 5. – 2019. – С.132–143.
    7. Веракса Н.Е., Гаврилова М.Н., Белолуцкая А.К., Тарасова К.С. Эмоциональное
    и когнитивное развитие детей дошкольного возраста: анализ исследований с позиции структурно-диалектического подхода // Сибирский психологический журнал. – 2020. – № 75. – С. 115–143. DOI:10.17223/17267080/75/7.
    8. Веракса Н.Е., Зададаев С.А., Сеню­кова З.В. Циклические представления и развитие диалектической структуры мышления дошкольников // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. – 2017. – № 1(39). – С. 54–64.
    9. Веракса Н.Е., Свиридова Е.В., Туребаев Д.А., Фоминых А.Я. Диалектическое мышление дошкольников и шкала оценивания поддержки диалектического мышления детей образовательной средой дошкольного учреждения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. – 2019. Т. 9. Вып. 4. – С. 374–384.
    10. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.
    11. Дорфман Л.Я. Диверсификация и интеграция поля «Я» в контексте концепции метаиндивидуального мира // Психологический журнал. – 2019. – Т. 40. – № 1. – С. 38–46.
    12. Карпов А.В. Метакогнитивные детерминанты структурной организации Я-концепции // Мир психологии. – 2020. – № 1 (101). – С. 195–212.
    13. Карпов А.В. Метапроцессы как предмет психологического исследования // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики. Материалы I-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Калуга, 2016. – С. 43–65.
    14. Конопкин О.А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности // Вестник практической психологии образования. – 2012. – №4(33). – С. 97–101.
    15. Крашенинников Е.Е., Крашенинников-Хайт Е.Е. Возможности использования проблемных ситуаций в работе с дошкольниками // Современное дошкольное образование. – 2020. – № 4(100). – С. 23– 33. DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10077.
    16. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2000. – 200 с.
    17. Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. – М.: Ось-89, 2007. – 352 с.
    18. Пащенко А.К. Структурно-диалектический подход к пониманию проблемы нормативного поведения личности // Филология и культура. Philology aпd Сulturе. – 2012. – 3(29). – С. 299–304.
    19. Тихомиров О.К. Психология мышления: Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 272 с.
    20. Чернокова Т.Е. Диалектические структуры в метапознании // Филология и культура. Philology and Culture. – 2013. – № 3. – С. 322–329.
    21. Чернокова Т.Е. Методика диагностики произвольной саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. – 2020. – №3(99). – С. 18–30. DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10071.
    22. Чернокова Т.Е., Сидорова Л.В. Развитие диалектического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством тренинга // Современное дошкольное образование. – 2019. – №4(94). – С. 46–59. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10051.
    23. Чернокова Т.Е., Шестакова О.В. Воз­мож­ности использования сюжетно-ролевой игры как средства формирования метакогнитивных способностей детей дошкольного возраста // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. – Калуга, 2020. – С. 161–169.
    24. Чернокова Т.Е., Шестакова О.В. Соот­ношение когнитивных и метакогнитивных способностей в дошкольном возрасте // Когнитивные исследования на современном этапе: материалы Всероссийской конференции с международным участием по когнитивной науке (Архангельск, 19–22 ноября 2018 г.). – Электронные текстовые данные. – Архангельск: САФУ, 2018. – С. 302–306.
    25. Шиян О.А. Как дошкольники разрешают противоречивые социальные ситуации? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2008. – №1. – С. 38–44.
    26. Шиян О.А. Образовательный проект «Превращения»: возможности развития творческого (диалектического) мышления ребенка в детском саду // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2016. – №7. – С. 58–69.
    27. Шиян О.А., Копасовская С.К., Цюпко Г.М. Оперирование противоположностями в дошкольном и младшем школьном возрасте: возрастные различия и возможности развития // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Естественные науки. – 2018. – № 3. – С. 40–58.
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью