Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все номера журнала
    • 2021
    • СДО - 2021. - №4

    СДО - 2021. - №4

    СДО - 2021. - №4
    0%
    СДО - 2021. - №1
    СДО - 2021. - №2
    СДО - 2021. - №3
    СДО - 2021. - №4
    СДО - 2021. - №5
    СДО - 2021. - №6
    Теория и практика образования
    Якшина А.Н., Ле-ван Т.Н. Реализация принципа соучастия в образовательной практике: обзор современных исследований и проектов по развитию профессиональных компетенций педагога
    СДО - 2021. - №4 с. 4–21
    Ле-ван Т.Н. , Якшина А.Н.
    ПОДРОБНЕЕ
    1839

    Актуальность. В современном мире все больше исследователей и практиков из разных областей говорят об изменении образа ребенка в обществе: ребенок не объект педагогического воздействия, а субъект, чье мнение ценно и должно учитываться при принятии решений, которые его непосред­ственно касаются. Возможность для детей быть услышанными в дошкольном возрасте – важная основа для развития гражданских компетенций, которые не появляются сами по себе в старшем возрасте. Вместе с тем исследователи также констатируют наличие разрыва между признанием ценности детского соучастия и реальной практикой. Возможность не только услышать голоса детей младшего возраста, но сделать их видимыми и значимыми в обществе, предложить детям подходящие им способы выражения своего мнения – методологический вызов для исследователей и практиков дошкольного образования, требующий специальных компетенций.

    Цель: провести анализ современных исследований и проектов, посвященных профессиональным компетенциям педагога и сопутствующим их развитию условиям, необходимым для реализации принципа соучастия в образовательной практике.

    Описание хода исследования. Были проанализированы 19 исследований и проектов с точки зрения возможностей и ограничений реализации принципа соучастия в образовательной практике; выделены два ключевых аспекта: возможности и ограничения реализации принципа соучастия в образовательной практике, к которым относятся представления педагогов о соучастии и влияние более широкого контекста сообщества и организационной культуры; профессиональные компетенции педагогов, необходимые для поддержки ими соучастия в детском саду и начальной школе, и подходы к их развитию.

    Результаты. В статье проблема реализации принципа соучастия рассмотрена не только в контексте уклада отдельно взятой дошкольной группы, но и в организационной культуре детского сада в целом, делается вывод о необходимости рефлексии представлений о соучастии для создания условий для его поддержки в детском саду, а также о необходимости комплексного изучения факторов, связанных с организационной культурой детского сада, которые могут оказывать влияние на развитие соучаствующих практик. На основе проведенного анализа были выделены 2 группы педагогических компетенций: общие компетенции, необходимые для создания базовых условий для соучастия, и более специфические компетенции, необходимые для расширения возможностей детей влиять на принятие решений.

    Заключение. В статье сформулированы рекомендации для обучения дошкольных педагогов и команд детских садов.

    Ключевые слова: принцип соучастия голос ребенка организационная культура представления педагогов педагогические компетенции
    DOI: 10.24412/1997-9657-2021-4106-4-21
    Белолуцкая А.К. Факторы развития эмоциональной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста: обзор исследований
    СДО - 2021. - №4 с. 22–33
    Белолуцкая А.К.
    ПОДРОБНЕЕ
    2238

    Актуальность тематики статьи. Уровень эмоциональной компетентности в раннем и дошкольном возрасте оказывает существенное влияние на становление личностных характеристик (самооценка, эмпатия, уровень деструктивной агрессии), успешность социального взаимодействия (способность к сотрудничеству, конфликтность, склонность к обману, зависти и проч.), а также вовлеченность ребенка в образовательный процесс и академические достижения в детском саду и школе.

    Цель. На основе обзора исследований описать факторы семейной и образовательной среды, определяющие развитие способности регулировать и распознавать эмоции в дошкольном возрасте.

    Описание хода исследования. В статье представлен обзор 57 зарубежных и отечественных источников, касающихся проблемы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Особое внимание уделено таким аспектам, как: влияние характеристик семьи и особенностей домашнего окружения, связь с речевым и физическим развитием, влияние факторов образовательной среды и связь с будущей школьной успешностью.

    Результаты исследования. Сформулированы следующие выводы: возраст детей в дошкольный период жизни – значимый фактор повышения уровня эмоциональной компетентности. В начальной школе роль возраста снижается и далее оказывает существенное влияние уже в подростковом возрасте; определяющую роль в формировании эмоциональной компетентности играет семья и особенности домашней среды, где проходит раннее и дошкольное детство ребенка; уровень сформированности эмоциональной компетентности дошкольников и младших школьников значимо связан с уровнем речевого развития, как в части способности регулировать, так и распознавать эмоции.

    Заключение. Уровень эмоционального регулирования, экспрессивности и способности распознавать эмоции в дошкольном и младшем школьном возрасте хорошо откликаются на целенаправленное педагогическое воздействие. Важным фактором эмоционального развития является стратегия ко-регуляции эмоций педагогом, особенно в детском саду; способность распознавать и регулировать эмоции в детском саду является значимым предиктором школьной успешности, с точки зрения уровня конфликтов с педагогами и сверстниками, вовлеченности в образовательный процесс, адаптации к школьной жизни, академической успеваемости.

    Ключевые слова: регуляция эмоций распознавание эмоций семейная среда образовательная среда школьная успешность
    DOI: 10.24412/1997-9657-2021-4106-22-33
    Урунтаева Г.А., Гошева Е.Н. Проблема оценки процесса и результата понимания ребенка воспитателем
    СДО - 2021. - №4 с. 34–44
    Гошева Е.Н. , Урунтаева Г.А.
    ПОДРОБНЕЕ
    1400

    Введение. Статья посвящена проблеме оценки процесса и результата понимания ребенка воспитателем дошкольной образовательной организации. Цель исследования – разработка и начальная апробация алгоритма самоанализа и экспертной оценки понимания малыша педагогом как практического инструмента для преодоления трудностей во взаимодействии с воспитанником и планировании образовательной деятельности с ним.

    Методологической основой исследования выступили системно-деятельностный и компетентностный подходы к рассмотрению деятельности воспитателя по познанию дошкольника, качественный (идеографический) и субъективный подходы к психодиагностике, а методами исследования – теоретиче­ский анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, моделирование этапов деятельности по пониманию ребенка и средств контроля ее эффективности.

    В результате исследования разработан поэтапный алгоритм анализа понимания воспитателем ребенка. На первом этапе педагог отвечает на вопросы, составленные по форме нестандартизированного самоотчета для рефлексии образа дошкольника в образовательной деятельности. Последовательность вопросов выстроена в следующей логике: выявление осознаваемых воспитателем особенностей ребенка, их сравнение между собой, а затем соотнесение со спецификой образовательной деятельности с малышом, постановка задач его дальнейшего понимания в профессионально-педагогической деятельности. На втором этапе эксперт оценивает ответы воспитателя, выявляя трудности в понимании ребенка и определяя направления совершенствования его профессиональной подготовки или методического сопровождения. Он анализирует ответы в аспектах, во-первых, проявления в них мыслительных операций социальной перцепции и операционально-технического компонента гностических компетенций; во-вторых, их соответствия критериям и показателям в содержании полученной о ребенке информации. На третьем этапе эксперт вместе с воспитателями обсуждают и анализируют их ответы для уточнения образа ребенка, внесения изменений в планирование образовательной деятельности с ним и определения направлений дальнейшего развития гностических компетенций педагогов.

    Выводы. Трехэтапный алгоритм рефлексии и анализа образа ребенка, разработанный с учетом специфики понимания как уровня познания дошкольника, качественного и субъективного подходов к психодиагностике, может использоваться как один из инструментов совершенствования деятельности воспитателя по познанию ребенка.

    Ключевые слова: образ ребенка понимание как уровень познания этапы анализа процесса и результата понимания ребенка мыслительные операции социальной перцепции гностические компетенции воспитателя качественный и субъективный подходы к психодиагностике
    DOI: 10.24412/1997-9657-2021-4106-34-44
    Солнцева О.В., Полевская Т.В. Возможности отражения литературного опыта в сюжетно-ролевых играх детей
    СДО - 2021. - №4 с. 46–57
    Полевская Т.В. , Солнцева О.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    1393

    Актуальность тематики статьи. Поддержка сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста переживает кризис, во многом связанный с изменением содержания детского опыта. Исследования, в которых рассматривается возможность отражения в сюжетно-ролевой игре литературного опыта, немногочисленны. При этом их анализ показывает, что литературный опыт ребенка может оказывать существенное влияние на содержание и структуру сюжетно-ролевых игр дошкольников.

    Целью исследования стало изучение возможностей отражения литературного опыта детей, полученного в кругу семьи, на характер построения сюжетно-ролевых игр.

    Описание хода исследования. Выборку составили 15 детей от 4 до 7 лет и 15 матерей, являющихся постоянными участниками сюжетно-ролевых игр, организованных в условиях неформального дошкольного образования (сообщество поддержки сюжетно-ролевой игры). Вначале было организовано поочередное чтение детям сказок в кругу семьи. Первая из сказок основана на внешнем противостоянии враждующих героев, а вторая – на внутреннем конфликте героев и поиске им своего места в мире. Далее было организовано 6 сюжетно-ролевых игр с опорой на сюжеты сказок на основе модели построения двухтактной игры (Л.И. Эльконинова). Экспериментатор мотивировал детей на игру своей включенностью в сюжет игры и поддержкой двухтактной структуры сказочного сюжета. На заключительном этапе особенности отражения литературного опыта в сюжетно-ролевой игре анализировались по специально разработанным критериям.

    Результаты исследования. Было выявлено, что сказочный сюжет, в котором присутствует противостояние двух враждующих сторон, зачастую вызывает у детей негативные эмоции в процессе чтения и, как следствие, нежелание вовлекаться в игру по заданному сюжету. Сказочный сюжет, где вместо внешнего противоборства присутствует внутренний конфликт героев, вызывает у детей положительные эмоции и исследовательский интерес, что приводит к желанию активно участвовать в сюжетно-ролевой игре с опорой на данный сюжет, проигрывать понравившиеся эпизоды, вносить собственное видение и смысл в сюжетную линию.

    Выводы. Сюжетно-ролевая игра с опорой на сказочный сюжет позволяет детям 4–6 лет выйти на новый уровень развития игровой деятельности. Были зафиксированы изменения во внутриигровом взаимодействии, уровне игрового замысла, его устойчивости и воплощении. Наибольший рост игровых показателей отмечен в сюжетно-ролевых играх с опорой на сказочный сюжет, в котором отсут­ствовало противостояние плохих и хороших героев, наименьший рост – в играх по сказочному сюжету, основанному на внешнем конфликте героев.

    Ключевые слова: дошкольное образование игровая деятельность сюжетно-ролевая игра детское чтение
    DOI: 10.24412/1997-9657-2021-4106-46-57
    Летуновская С.В., Поташова И.И. Критерии эффективности реализации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации
    СДО - 2021. - №4 с. 58–67
    Летуновская С.В. , Поташова И.И.
    ПОДРОБНЕЕ
    1582

    В последние годы все больше дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО) становятся инклюзивными. В связи с этим возникает необходимость выделения критериев оценивания качества предоставления специальных условий дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). В данной статье рассматривается проблема критериальной оценки эффективности реализации инклюзивного образования в ДОО. Проведен анализ исследований, связанных как с общими вопросами инклюзии, так и с оценкой ее качества, а также анализ деятельности эффективно действующих образовательных комплексов города Москвы.

    Результатом исследования стала выявленная система критериев, помогающая определить, особенно на начальном этапе внедрения в ДОО инклюзивных практик, степень их соответствия нормативной правовой базе Российской Федерации. В данную систему критериев входят: 1) создание и реализация определенного механизма предоставления воспитанникам с ОВЗ специальных условий образования; 2) достаточность локальной нормативно-правовой базы, регламентирующей реализацию инклюзивного образования в конкретной ДОО; 3) наличие документа, позволяющего осуществлять индивидуализацию процесса создания специальных условий и комплексный подход в преодолении имеющихся у дошкольника дефицитов развития; 4) прозрачность и доступность для всех участников образовательных отношений сведений о реализации в детском саду инклюзивных практик; 5) наличие в дошкольной образовательной организации необходимых для развертывания инклюзивных практик структур: службы психолого-педагогического сопровождения (далее – СППС) и психолого-педагогического консилиума (далее – ППК); 6) наличие необходимых для реализации специальных условий кадровых ресурсов и уровень их компетенции; 7) организованная с учетом особых потребностей и возможностей воспитанников с ОВЗ развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) как в группе, так и в детском саду в целом.

    В результате проведенного исследования предложены критерии, которые дополняют имеющуюся систему ценностной оценки эффективности реализации инклюзивного образования и будут особенно полезны управленческим командам ДОО.

    Ключевые слова: инклюзивное образование дошкольная образовательная организация критерии инклюзии дети с ОВЗ инклюзивная образовательная среда
    DOI: 10.24412/1997-9657-2021-4106-58-67
    Мировой опыт
    Тена Р.Р., Гутьеррес М.П., Сехудо М. дель К.Л. Привычки использования цифровых технологий детьми в возрасте до шести лет в семье и дома
    СДО - 2021. - №4 с. 68–79
    Сехудо М. дель К.Л. , Гутьеррес М.П. , Тена Р.Р.
    ПОДРОБНЕЕ
    1176
    Родители, педагоги и исследователи задаются вопросом, как цифровой и технологический мир влияет на маленьких детей в возрасте от 0 до 6 лет в семейных и домашних условиях. Настоящее исследование направлено на то, чтобы показать, как используются эти технологии, характеристики этого использования и отношения, которые дети устанавливают с технологиями, а также выяснить, существуют ли правила для подобного использования, и кто их устанавливает. Смешанная количественно-качественная методология с использованием «анкеты по использованию технологий в домашних условиях», полуструктурированных интервью и анализа собраний по вопросам образования в раннем детстве (ECEA) дала значительные результаты. Например, несмотря на быстрое внедрение планшетов или игровых приставок, телевизор по-прежнему остается любимым устройством среди юного поколения, за которым следуют мобильные телефоны. Результаты показывают, что дети тратят в среднем 92 минуты в день на просмотр телевизора. Кроме того, 92% из них имеют планшет и проводят в среднем 60 минут в день за компьютером или планшетом. Можно сделать вывод, что дети начинают получать доступ к ИКТ и пользоваться ими в возрасте двух лет.
    Ключевые слова: ИКТ дошкольное образование семейные привычки влияние технологий
    весь номер в формате pdf
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью