Солнцева О.В., Полевская Т.В. Возможности отражения литературного опыта в сюжетно-ролевых играх детей
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность тематики статьи. Поддержка сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста переживает кризис, во многом связанный с изменением содержания детского опыта. Исследования, в которых рассматривается возможность отражения в сюжетно-ролевой игре литературного опыта, немногочисленны. При этом их анализ показывает, что литературный опыт ребенка может оказывать существенное влияние на содержание и структуру сюжетно-ролевых игр дошкольников.
Целью исследования стало изучение возможностей отражения литературного опыта детей, полученного в кругу семьи, на характер построения сюжетно-ролевых игр.
Описание хода исследования. Выборку составили 15 детей от 4 до 7 лет и 15 матерей, являющихся постоянными участниками сюжетно-ролевых игр, организованных в условиях неформального дошкольного образования (сообщество поддержки сюжетно-ролевой игры). Вначале было организовано поочередное чтение детям сказок в кругу семьи. Первая из сказок основана на внешнем противостоянии враждующих героев, а вторая – на внутреннем конфликте героев и поиске им своего места в мире. Далее было организовано 6 сюжетно-ролевых игр с опорой на сюжеты сказок на основе модели построения двухтактной игры (Л.И. Эльконинова). Экспериментатор мотивировал детей на игру своей включенностью в сюжет игры и поддержкой двухтактной структуры сказочного сюжета. На заключительном этапе особенности отражения литературного опыта в сюжетно-ролевой игре анализировались по специально разработанным критериям.
Результаты исследования. Было выявлено, что сказочный сюжет, в котором присутствует противостояние двух враждующих сторон, зачастую вызывает у детей негативные эмоции в процессе чтения и, как следствие, нежелание вовлекаться в игру по заданному сюжету. Сказочный сюжет, где вместо внешнего противоборства присутствует внутренний конфликт героев, вызывает у детей положительные эмоции и исследовательский интерес, что приводит к желанию активно участвовать в сюжетно-ролевой игре с опорой на данный сюжет, проигрывать понравившиеся эпизоды, вносить собственное видение и смысл в сюжетную линию.
Выводы. Сюжетно-ролевая игра с опорой на сказочный сюжет позволяет детям 4–6 лет выйти на новый уровень развития игровой деятельности. Были зафиксированы изменения во внутриигровом взаимодействии, уровне игрового замысла, его устойчивости и воплощении. Наибольший рост игровых показателей отмечен в сюжетно-ролевых играх с опорой на сказочный сюжет, в котором отсутствовало противостояние плохих и хороших героев, наименьший рост – в играх по сказочному сюжету, основанному на внешнем конфликте героев.
Литература
2. Деркунская В.А. Воспитание и развитие дошкольника как субъекта деятельности и поведения в детском саду // Современное дошкольное образование. – 2019. – №1(91). – С. 34–45. DOI:10.24411/1997-9657-2018-10038
3. Елисеева М.Б., Максимова Н.И., Голубева В.К. Книга в восприятии ребенка от рождения до 11 лет. Исследование и методики развития интереса к чтению: учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. – 223 с.
4. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. – М., 1986. – 320 с.
5. Иванова Ю. Не будите спящего дракона. – М.: Качели, 2019. – 28 с.
6. Маслова С.А. Современная литературная сказка и детская субкультура // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. – 2013. – №2. – С. 10–18.
7. Маслова С.А. Художественный мир современной детской литературной сказки // Киров: Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2012. – №1(2). – С. 116–119.
8. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. – М.: Линка-Пресс, 2015. – 176 c.
9. Намычкина Е.В. Сказка как литературный жанр // Киров: Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2010. – №3(2). – С. 103–109.
10. Поливанова К.Н., Сазонова Е.В., Шака-рова М.А. Что могут рассказать о современных детях их чтение и игры // Вопросы образования. – 2013. – №4. – С. 283–299.
11. Смирнова Е.О., Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А., Рябкова И.А. Связь игровой деятельности дошкольников с показателями познавательного развития // Культурно-историческая психология. – 2018. – Т.14. №1. – С. 4–14. DOI: 10.17759/chp.2018140101
12. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Состояние игровой деятельности современных дошкольников // Психологическая наука и образование. – 2005. – №2. – С. 76–86.
13. Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Иванова А.И. Что родители читают детям // Психолог в детском саду. – 2011. – №1. – С. 73–81.
14. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. – СПб.: Речь, 2010. – 176 с.
15. Чиндилова О.В. Феноменология развития читательской культуры детей дошкольного возраста в контексте непрерывного литературного образования: автореф. дис. ... д-р пед. наук: 13.00.02. – Челябинск, 2011. – 40 с.
16. Шакарова М.А. Анализ влияния структуры сюжета и содержания культурных текстов на развитие сюжетно-ролевой игры современных дошкольников (на примере мультипликационных сериалов): автореф. дис. ... канд психол. наук: 19.00.13. – М., 2012.
17. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Книга по Требованию, 2013. – 228 с.
18. Эльконинова Л.И. Единство аффекта и интеллекта в сюжетно-ролевой игре // Культурно-историческая психология. – 2016. – Т.12. – №3. – С. 247–254. doi:10.17759/chp.2016120314
19. Эльконинова Л.И. Психическое развитие в ролевой игре – когда оно происходит? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2009. – №2. – С. 36–42.
20. Эльконинова Л.И., Бажанова Т.А. Форма и материал сюжетно-ролевой игры дошкольников // Культурно-историческая психология. – 2007. – №2. – С. 2–10.
21. Юрье Ж. Парад Алле. Встреча с пиратами. – М.: Азбука-Аттикус, 2017. – С. 1–22.
- Комментарии