Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Баянова Л.Ф., Хаматвалеева Д.Г., Шевкунова А.Е. Методика диагностики диалектического мыслительного действия смены альтернативы

    Баянова Л.Ф., Хаматвалеева Д.Г., Шевкунова А.Е. Методика диагностики диалектического мыслительного действия смены альтернативы

    Баянова Л.Ф., Хаматвалеева Д.Г., Шевкунова А.Е.   Методика диагностики диалектического мыслительного  действия смены альтернативы
    Скачать в формате PDF
    DOI: 10.24412/1997-9657-2021-6108-26–36
    Ключевые слова: мышление диалектическое мыслительное действие смены альтернативы методика валидность надежность дискриминативность
    Для цитирования статьи:
    Баянова Л.Ф., Хаматвалеева Д.Г., Шевкунова А.Е. Методика диагностики диалектического мыслительного действия смены альтернативы // Современное дошкольное образование. – 2021. – №6(108). – С. 26–36. DOI: 10.24412/1997-9657-2021-6108-26–36

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2021. - №6
    Баянова Лариса Фаритовна
    доктор психологических наук, старший научный сотрудник, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (Москва, Россия)

    Шевкунова Анастасия Евгеньевна
    воспитатель, специализированный учебный научный центр – общеобразовательная школа-интернат «IT-лицей» федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (Казань, Россия)

    Хаматвалеева Динара Гумаровна
    ассистент кафедры педагогической психологии, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (Казань, Россия)

    Аннотация

    Актуальность. Разработка инструментария для диагностики развития мышления в детском возрасте представляет интерес для современных научных исследований и образовательной практики. Если диагностика становления формально-логических операций в мышлении имеет устоявшиеся традиции, то создание средств определения того, как ребенок мыслит диалектически – в противоречивой ситуации, находится в начале своего пути в области психологии развития. Поскольку диалектическое мышление связано с развитием творческого начала ребенка, с гибкостью, то создание диагностических методик по выявлению сформированности диалектического мышления является актуальной образовательной задачей.

    Цель. Предусмотрены конструирование и психометрическая оценка методики на определение сформированности у ребенка диалектического мыслительного действия смены альтернативы.

    Описание хода исследования. Методика диагностики диалектического мыслительного действия смены альтернативы представляет собой 15 серий по 6 картинок с изображением известных детям образов флоры, фауны и знакомых объектов повседневной жизни. Детям предлагается из шести картинок образовать два класса. При выборе основания классификации производится действие смены альтернативы. В исследовании приняли участие 100 детей в возрасте от 6 лет 10 месяцев до 8 лет 2 месяцев.

    Результаты. В процессе психометрической оценки методики на диагностику диалектического мыслительного действия смены альтернативы проведены процедуры расчета валидности, надежности и дискриминативности.

    Заключение. Высокие показатели конструктной и критериальной валидности, ретестовой надежности методики, ее дискриминативности позволяют использовать ее в качестве диагностического инструмента при определении способности ребенка использовать диалектическое мыслительное действие смены альтернативы.

    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    1. Батурин Н.А., Мельникова Н.Н. Технология разработки тестов. Ч. 1 // Вестник ЮУрГУ. – 2009. – №30. – С. 4–14.
    2. Баянова Л.Ф. О некоторых особенностях детских обобщений // Психологическая наука и образование. – 2001. – №2. – С. 32–40.
    3. Белолуцкая А.К. Анализ особенностей диалектических структур продуктивного мышления детей и взрослых. – М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2006. – 21 с.
    4. Белолуцкая А.К. Особенности взаимосвязи диалектического мышления, проблематизации и надситуативно-преобразовательных решений проблемных ситуаций у старших дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №4. – С. 14–25.
    5. Белолуцкая А.К., Веракса А.Н. Качество дошкольного образования и уровень развития детей // Вопросы психологии. – 2018. – №2. – С. 153–163.
    6. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии. – 1990. – №4. – С. 45–54.
    7. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление. – Уфа: Вагант, 2006. – 117 с.
    8. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление ребенка и возможности его активизации // Вестник МГПУ. – 2010. – №2. – С. 46–54.
    9. Воробьева И.И., Белолуцкая А.К. Взаимо­связь качества дошкольного образования, уровня развития творческого мышления воспитанников и развития творческого мышления педагогов при решении педагогических задач // Современное дошкольное образование. – 2019. – №5(95). – С. 34–53. DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10054
    10. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.
    11. Диалектическое обучение / Под ред. И.Б. Шияна. – М.: Эврика, 2005. – 272 с.
    12. Ильенков Э.В. Дидактика и диалектика // Вопросы философии. – 1972. – №4. – С. 27–35.
    13. Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. – М., 2012. – 58 c.
    14. Крашенинников Е.Е., Белолуцкая А.К., Воробьева Е.В., Воробьева И.И., Горохов С.В., Шиян И.Б. Диагностика диалектического мышления: учебно-методическое пособие / Отв. ред.: Е.Е. Крашенинников. – М.: МГПУ, 2013. – 140 с.
    15. Крашенинников Е.Е. Развитие диалектического мышления. Задачник // Издательские решения, 2019. – 228 с.
    16. Шиян И.Б., Шиян О.А. Проблема метакогнитивного развития как стратегии построения образовательных программ // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – М., 1999. – С. 261–266.
    17. Шиян О.А. Развивающее образование в вузе: Диалектическая структура курса как условие развития студентов // Психологическая наука и образование. – 2008. – №2. –С. 6–8.
    18. Шиян И.Б. Об одном методе диагностики диалектического мышления дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2010. – №4. – С. 36–42.
    19. Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 110 с.
    20. Шиян О.А. Образовательный проект «Превращения»: возможности развития творческого (диалектического) мышления ребенка в детском саду // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2016. – №7. – С. 58–69.
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью