Шиян О.А., Зададаев С.А., Шиян И.Б., Катаева М.К., Козлова О.А., Перфилова М.А., Оськина Ю.О. Понимание процессов развития как путь развития творческого мышления у дошкольников
Скачать в формате PDF
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Шиян О.А., Зададаев С.А., Шиян И.Б., Катаева М.К., Козлова О.А., Перфилова М.А., Оськина Ю.О. Понимание процессов развития как путь развития творческого мышления у дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №6. – С.46–57.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
В статье анализируются взаимосвязи между различными аспектами когнитивного развития: формально-логическим мышлением, диалектическим мышлением, воображением и циклическими представлениями. Полученные результаты исследования позволяют говорить о существовании двух пар взаимосвязей, которые условно могут быть названы «нормативным кластером» (циклические представления и формально-логическое мышление) и «кластером преобразования» (действие опосредствования и образ-включения воображения). Это означает, что понимание окружающего мира и создание нового оказываются не альтернативными, а взаимодополняющими задачами, а диалектическое мышление выступает как психологический механизм понимания закономерностей и создания нового. В статье делается вывод о том, что наиболее важным содержанием образования должны быть процессы развития в окружающем мире. Но творческое мышление при этом будет развиваться в том случае, если процессы развития будут предъявляться детям как задача, которую надо решить, а не как информация, которую надо усвоить. Тогда ребенок будет одновременно постигать и окружающий его мир и учиться творить в нем.
Литература
1. Баркер В. Влияние дошкольного образования на детское развитие: результаты лонгитюдного исследования «Условия эффективного дошкольного, начального и среднего образования» // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №7. – С. 28–37.
2. Белолуцкая А.К. Анализ особенностей диалектических структур мышления детей и взрослых. Автореферат на соискание уч.ст. канд.психол.наук. – М., 2006.
3. Белолуцкая А.К. Особенности взаимосвязи диалектического мышления, проблематизации и надситуативно-преобразовательных решений проблемных ситуаций у старших дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №4. – С. 14–25.
4. Белолуцкая А.К. Подходы к исследованию диалектического мышления // Психологический журнал. – 2017. – Т. 38, №2. – С. 44–54
5. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление. – Уфа, 2005.
6. Веракса Н.Е. Структурные особенности диалектического мышления // Филология
и культура. – 2013. – №3. – С. 303–312.
7. Веракса Н.Е., Зададаев С.А. Структурно-диалектический метод психологического анализа и его математическая модель // Журнал Психологического общества им. Л.С. Выготского. – 2000. – №1. – С. 34–43.
8. Веракса Н.Е., Зададаев С.А., Сенюко-ва З.В. Циклические представления и развитие диалектической структуры мышления дошкольников // Вестник МГПУ. – 2017. –
№1(39). – С. 45–54.
9. Веракса Н.Е., Кудрявцев В.Т. Диалектика развивающегося познания: мышление и воображение ребенка-дошкольника // Вестник РГГУ. – 2014. – №20(142). – С.37–62.
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: Союз,
1997. – 96 с.
11. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996. – 197 с.
12. Ильенков Э.В. Диалектическая логи-ка. – М., 1984.
13. Крашенинников Е.Е., Белолуцкая А.К.,
Воробьева Е.В., Воробьева И.И., Горохов С.В., Шиян И.Б. Диагностика диалектического мышления: учебно-методическое пособие. / Отв. ред.: Е.Е.Крашенинников Е.Е. – М.: МГПУ, 2013. – С. 5–44.
14. Крашенинников Е.Е. Психологические взгляды Фомы Аквинского: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: 19.00.01: – М., 2002.
15. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров – M.: Языки русской культуры, 1996. – 464 c.
16. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника // Под редакцией Н.Н. Поддъякова, А.Ф. Говорковой. Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1985. – 200 с.
17. Романова Е.В. Развитие представлений о цикличности событий у детей дошкольного возраста: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: 19.00.07. – М., 2000а.
18. Романова Е.В. Развитие представлений о цикличности событий у детей дошкольного возраста: текст диссертации. – М., 2000б.
19. Шиян И.Б. Диалектическое мышление и представление о возможностях ситуации у детей старшего дошкольного возраста // Филология и культура. – 2013. – №3. – С. 329–332.
20. Шиян И.Б. Структурно-диалектическая психология развития и культурно-историческая теория Л.С. Выготского // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Психология и педагогика. – 2011. – №1. – C. 34–43.
21. Шиян О.А., Крашенинникова Е.В. Как дети отражают процессы развития в мире? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2014а. – №9. – С. 36–45.
22. Шиян О.А., Крашенинникова Е.В. Как развивать циклические представления у дошкольников? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2014б. – №10. – С. 46–55.
23. Шиян О.А., Бочкина Е.В., Крашенинникова Е.В. Как развивать циклические представления у дошкольников? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №2. – С. 22–33.
24. Basseches M. The Development of Dialectical Thinking As An Approach to Integration//Integral review. 2005. №1. P.47-63.
25. Riegel K.F. Dialectic operation: the final period of cognitive development // Human Development. 1973. No 16. P. 346–370.
26. Sylva, K., Melhuish, E., Sammons, P., Siraj-Blatchford, I., & Taggart. B. (2004). The Effective Provision of Pre-School Education (EPPE Project). Technical Paper 12. London: Department for Education / Institute of Education, University of London.
27. Sylva, K., Melhuish, E.C., Sammons, P., Siraj, I. and Taggart, B. with Smees, R., Toth, K. & Welcomme W. (2014) Effective Pre-school, Primary and Secondary Education 3-16 Project (EPPSE 3-16) Students’ educational and developmental outcomes at age 16 Department for Education Research Report RR354. URL: http://www.ioe.ac.uk/Research_Home/16-Influences-Students-GCSE-Attainment-Progress-RR.pdf
28. Shiyan O.A., Shiyan I.B., Bochkina E.V. Development of cyclic representations of senior preschoolers// Procedia – Social and Behavioral Sciences 233 (2016) 274 – 279.
2. Белолуцкая А.К. Анализ особенностей диалектических структур мышления детей и взрослых. Автореферат на соискание уч.ст. канд.психол.наук. – М., 2006.
3. Белолуцкая А.К. Особенности взаимосвязи диалектического мышления, проблематизации и надситуативно-преобразовательных решений проблемных ситуаций у старших дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №4. – С. 14–25.
4. Белолуцкая А.К. Подходы к исследованию диалектического мышления // Психологический журнал. – 2017. – Т. 38, №2. – С. 44–54
5. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление. – Уфа, 2005.
6. Веракса Н.Е. Структурные особенности диалектического мышления // Филология
и культура. – 2013. – №3. – С. 303–312.
7. Веракса Н.Е., Зададаев С.А. Структурно-диалектический метод психологического анализа и его математическая модель // Журнал Психологического общества им. Л.С. Выготского. – 2000. – №1. – С. 34–43.
8. Веракса Н.Е., Зададаев С.А., Сенюко-ва З.В. Циклические представления и развитие диалектической структуры мышления дошкольников // Вестник МГПУ. – 2017. –
№1(39). – С. 45–54.
9. Веракса Н.Е., Кудрявцев В.Т. Диалектика развивающегося познания: мышление и воображение ребенка-дошкольника // Вестник РГГУ. – 2014. – №20(142). – С.37–62.
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: Союз,
1997. – 96 с.
11. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996. – 197 с.
12. Ильенков Э.В. Диалектическая логи-ка. – М., 1984.
13. Крашенинников Е.Е., Белолуцкая А.К.,
Воробьева Е.В., Воробьева И.И., Горохов С.В., Шиян И.Б. Диагностика диалектического мышления: учебно-методическое пособие. / Отв. ред.: Е.Е.Крашенинников Е.Е. – М.: МГПУ, 2013. – С. 5–44.
14. Крашенинников Е.Е. Психологические взгляды Фомы Аквинского: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: 19.00.01: – М., 2002.
15. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров – M.: Языки русской культуры, 1996. – 464 c.
16. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника // Под редакцией Н.Н. Поддъякова, А.Ф. Говорковой. Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1985. – 200 с.
17. Романова Е.В. Развитие представлений о цикличности событий у детей дошкольного возраста: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: 19.00.07. – М., 2000а.
18. Романова Е.В. Развитие представлений о цикличности событий у детей дошкольного возраста: текст диссертации. – М., 2000б.
19. Шиян И.Б. Диалектическое мышление и представление о возможностях ситуации у детей старшего дошкольного возраста // Филология и культура. – 2013. – №3. – С. 329–332.
20. Шиян И.Б. Структурно-диалектическая психология развития и культурно-историческая теория Л.С. Выготского // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Психология и педагогика. – 2011. – №1. – C. 34–43.
21. Шиян О.А., Крашенинникова Е.В. Как дети отражают процессы развития в мире? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2014а. – №9. – С. 36–45.
22. Шиян О.А., Крашенинникова Е.В. Как развивать циклические представления у дошкольников? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2014б. – №10. – С. 46–55.
23. Шиян О.А., Бочкина Е.В., Крашенинникова Е.В. Как развивать циклические представления у дошкольников? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №2. – С. 22–33.
24. Basseches M. The Development of Dialectical Thinking As An Approach to Integration//Integral review. 2005. №1. P.47-63.
25. Riegel K.F. Dialectic operation: the final period of cognitive development // Human Development. 1973. No 16. P. 346–370.
26. Sylva, K., Melhuish, E., Sammons, P., Siraj-Blatchford, I., & Taggart. B. (2004). The Effective Provision of Pre-School Education (EPPE Project). Technical Paper 12. London: Department for Education / Institute of Education, University of London.
27. Sylva, K., Melhuish, E.C., Sammons, P., Siraj, I. and Taggart, B. with Smees, R., Toth, K. & Welcomme W. (2014) Effective Pre-school, Primary and Secondary Education 3-16 Project (EPPSE 3-16) Students’ educational and developmental outcomes at age 16 Department for Education Research Report RR354. URL: http://www.ioe.ac.uk/Research_Home/16-Influences-Students-GCSE-Attainment-Progress-RR.pdf
28. Shiyan O.A., Shiyan I.B., Bochkina E.V. Development of cyclic representations of senior preschoolers// Procedia – Social and Behavioral Sciences 233 (2016) 274 – 279.
- Комментарии
Загрузка комментариев...