научный сотрудник, Центр исследования современного детства института образования НИУ ВШЭ (Москва, Россия)
Сивак Елизавета Викторовна
СДО - 2017. - №2
с. 16–31
ПОДРОБНЕЕ
6635
Статья посвящена результатам исследования качества дошкольного образования в г. Москве. В основу исследования легли представления о качестве дошкольного образования, заложенные во ФГОС дошкольного образования и основывающиеся на культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Исследование было направлено на изучение существующих «сильных мест» и дефицитов в дошкольном образовании столицы. В качестве инструментария были использованы «Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях» (ECERS-R). Исследование было проведено на случайной выборке детских садов одного из округов г. Москвы. В результате исследования были получены данные о наиболее благополучных и наиболее дефицитных аспектах образовательной среды детских садов г. Москвы. В ходе соотнесения результатов исследования и требований ФГОС ДО было обнаружено, что важными направлениями развития образовательной среды детского сада должны стать индивидуализация образовательного процесса, поддержка инициативы и самостоятельности детей, создание более доступной и мобильной среды, оптимальных условий для развития мышления, воображения и детского творчества.
Ключевые слова:
Сивак Е.В. Современная родительская культура и ее значение для взаимодействия родителей и педагогов
СДО - 2019. - №1
ПОДРОБНЕЕ
2010
Влиятельные исследования последних лет, проведенные в разных странах, свидетельствуют о сильных изменениях культуры воспитания детей, или тех практиках воспитания и родительских установках, которые считаются хорошими и правильными. Отдельные исследования изменений родительской культуры были проведены и в России, однако их пока немного. В статье на основе анализа существующих исследований, а также данных 50 интервью с матерями детей дошкольного возраста, проведенных в 2014–2018 годах, рассматриваются особенности интенсивного родительства. Среди этих особенностей мы выделили следующие: 1) интенсивные методы воспитания (требующие больших затрат времени, денег и существенной эмоциональной работы); 2) родительский детерминизм (убежденность в том, что все действия, совершаемые с ребенком, и все касающиеся воспитания решения оказывают воздействие на всю дальнейшую жизнь ребенка) и установка о критической важности раннего детства; 3) оптимизация среды вокруг ребенка, контроль за разными аспектами жизни ребенка; 4) опора на научное и экспертное знание в воспитании, а не на личный опыт или традицию. Эти особенности современных родителей в России важно учитывать для эффективной коммуникации родителей и педагогов, а также развития образовательных программ для родителей на базе дошкольных организаций. Такие программы могут стать опорой родителей в преодолении сложностей, которые вызывает современная модель воспитания детей. Представляется особенно важным делать акцент не на улучшении навыков и знаний родителей, а на повышении самоэффективности родителей (т.е. уверенности в том, что они способны справиться с возможными проблемами, а не передачу каких-либо знаний) и снижении тревоги.
Ключевые слова:
DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10036