Сивак Е.В. Современная родительская культура и ее значение для взаимодействия родителей и педагогов
Скачать в формате PDF
DOI:
10.24411/1997-9657-2019-10036
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Сивак Е.В. Современная родительская культура и ее значение для взаимодействия родителей и педагогов // Современное дошкольное образование. – 2019. – №1(91). – С. . DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10036
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Влиятельные исследования последних лет, проведенные в разных странах, свидетельствуют о сильных изменениях культуры воспитания детей, или тех практиках воспитания и родительских установках, которые считаются хорошими и правильными. Отдельные исследования изменений родительской культуры были проведены и в России, однако их пока немного. В статье на основе анализа существующих исследований, а также данных 50 интервью с матерями детей дошкольного возраста, проведенных в 2014–2018 годах, рассматриваются особенности интенсивного родительства. Среди этих особенностей мы выделили следующие: 1) интенсивные методы воспитания (требующие больших затрат времени, денег и существенной эмоциональной работы); 2) родительский детерминизм (убежденность в том, что все действия, совершаемые с ребенком, и все касающиеся воспитания решения оказывают воздействие на всю дальнейшую жизнь ребенка) и установка о критической важности раннего детства; 3) оптимизация среды вокруг ребенка, контроль за разными аспектами жизни ребенка; 4) опора на научное и экспертное знание в воспитании, а не на личный опыт или традицию. Эти особенности современных родителей в России важно учитывать для эффективной коммуникации родителей и педагогов, а также развития образовательных программ для родителей на базе дошкольных организаций. Такие программы могут стать опорой родителей в преодолении сложностей, которые вызывает современная модель воспитания детей. Представляется особенно важным делать акцент не на улучшении навыков и знаний родителей, а на повышении самоэффективности родителей (т.е. уверенности в том, что они способны справиться с возможными проблемами, а не передачу каких-либо знаний) и снижении тревоги.
Литература
1. Годованная М., Темкина А. Мать – ты навечно, но и художница – всегда: творчество в условиях интенсивно расширенного материнства // Laboratorium. Журнал социальных исследований. – 2017. – №1(9). – С. 30–61.
2. Михайлова Я.Я., Сивак Е.В. Научное родительство? Что волнует родителей и какими источниками информации они пользуются // Вопросы образования. – 2018. – №2. – С. 8–25. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-2-8-25
3. Поливанова К.Н., Вопилова И.Е., Козьмина Я.Я., Нисская А.К., Сивак Е.В. Самоэффективность как содержательная основа образовательных программ для родителей // Вопросы образования. – 2015. – №4. – С. 184–200.
4. Стрельник Е. Жизнь по доктору Комаровскому: конструирование родительства в советах по уходу за детьми // Laboratorium. Журнал социальных исследований. – 2015. – №2(7). –С. 83–105.
5. Чернова Ж.В., Шпаковская Л.Л. Профессионализация родительства: между экспертным и обыденным знанием // Журнал исследований социальной политики. – 2016. – №4(14). – С. 521–534.
6. Шадрина А. Жизнь без боли: детская психологическая травма между советской и постсоветской модернизациями // Неприкосновенный запас. – 2014. – №98(6).
7. Arendell T. (2000). Conceiving and investigating motherhood: The decade’s scholarship, Journal of marriage and family, vol. 62, N 4, p. 1192–1207.
8. Bruer J.T. (1999). The myth of the first three years: A new understanding of early brain development and lifelong learning. Simon and Schuster.
9. Craig L., Powell A., Smyth C. (2014). Towards intensive parenting? Changes in the composition and determinants of mothers’ and fathers’ time with children 1992–2006, The British Journal of Sociology, vol. 65, N 3, p. 555–579.
10. Faircloth C (2010) ‘What science says is best’: parenting practices, scientific authority and maternal identity. Sociological Research Online 15:1–14.
11. Faircloth C. (2014a). Intensive parenting and the expansion of parenting, in: Parenting Culture Studies, edited by E. Lee, J. Bristow, C. Faircloth, J. Macvarish (eds.). London, Palgrave Macmillan, p. 25–50.
12. Faircloth C. (2014b). The problem of ‘attachment’: The ‘detached’ parent. In Parenting culture studies (pp. 147–164). Palgrave Macmillan.
13. Furedi F. (2001). Paranoid Parenting: Abandon Your Anxieties and be a Good Parent. London, Allen Lane.
14. Gerstenblatt P., Faulkner M., Lee A., Doan L. T., & Travis, D. (2014). Not babysitting: Work stress and well-being for family child care providers. Early Childhood Education Journal, 42(1), 67–75.
15. Hays S. (1998). The cultural contradictions of motherhood. New Haven, Yale University Press.
16. Krejsler J. (2005). Professions and their Identities: How to explore professional development among (semi-) professions. Scandinavian Journal of Educational Research, 49(4), 335–357.
17. Macvarish J. (2016). What Is Neuroparenting? In Neuroparenting (pp. 1-18). Palgrave Pivot, London.
18. Macvarish J., Lee E., & Lowe P. (2014). The ‘first three years’ movement and the infant brain: A review of critiques. Sociology Compass, 8(6), 792–804.
19. Pettygrove W., Whitebook M., & Weir M. (1984). Beyond babysitting: Changing the treatment and image of child caregivers. Young Children, 39(5), 14–21.
20. Shpancer N., Dunlap B., Melick K. M., Coxe K., Kuntzman D., Sayre, P.S., & Spivey A. T. (2008). Educators or babysitters? Daycare caregivers reflect on their profession. Child Care in Practice, 14(4), 401-412.
21. Sihvonen E. (2016). Early interventionist parenting support: The case study of Finland. Families, Relationships and Societies.
22. Sivak E. (2018). Managing Grandparental Involvement in Child-Rearing in the Context of Intensive Parenting. Sociological Research Online, 23(4), 830–846.
23. Smyth C. (2015). Getting Ahead in the Preschool Years: An Analysis of a Preschool Enrichment and Entertainment Market. Sociology.
24. Tuominen M.C. (2003). We are not babysitters: Family childcare providers redefine work and care. Rutgers University Press.
25. Valsiner J, Litvinovic G (1996) Processes of generalization in parental reasoning. In: Super C, Harkness S (eds.) Parents’ Cultural Belief Systems: Their Origins, Expressions, and Consequences. New York: Guilford, 56-82.
26. Wolf J. (2007). ‘Is breast really best? Risk and total motherhood in the National Breastfeeding Awareness Campaign’, Journal of Health Politics, Policy and Law, Vol. 32, No. 4, p. 595–636.
2. Михайлова Я.Я., Сивак Е.В. Научное родительство? Что волнует родителей и какими источниками информации они пользуются // Вопросы образования. – 2018. – №2. – С. 8–25. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-2-8-25
3. Поливанова К.Н., Вопилова И.Е., Козьмина Я.Я., Нисская А.К., Сивак Е.В. Самоэффективность как содержательная основа образовательных программ для родителей // Вопросы образования. – 2015. – №4. – С. 184–200.
4. Стрельник Е. Жизнь по доктору Комаровскому: конструирование родительства в советах по уходу за детьми // Laboratorium. Журнал социальных исследований. – 2015. – №2(7). –С. 83–105.
5. Чернова Ж.В., Шпаковская Л.Л. Профессионализация родительства: между экспертным и обыденным знанием // Журнал исследований социальной политики. – 2016. – №4(14). – С. 521–534.
6. Шадрина А. Жизнь без боли: детская психологическая травма между советской и постсоветской модернизациями // Неприкосновенный запас. – 2014. – №98(6).
7. Arendell T. (2000). Conceiving and investigating motherhood: The decade’s scholarship, Journal of marriage and family, vol. 62, N 4, p. 1192–1207.
8. Bruer J.T. (1999). The myth of the first three years: A new understanding of early brain development and lifelong learning. Simon and Schuster.
9. Craig L., Powell A., Smyth C. (2014). Towards intensive parenting? Changes in the composition and determinants of mothers’ and fathers’ time with children 1992–2006, The British Journal of Sociology, vol. 65, N 3, p. 555–579.
10. Faircloth C (2010) ‘What science says is best’: parenting practices, scientific authority and maternal identity. Sociological Research Online 15:1–14.
11. Faircloth C. (2014a). Intensive parenting and the expansion of parenting, in: Parenting Culture Studies, edited by E. Lee, J. Bristow, C. Faircloth, J. Macvarish (eds.). London, Palgrave Macmillan, p. 25–50.
12. Faircloth C. (2014b). The problem of ‘attachment’: The ‘detached’ parent. In Parenting culture studies (pp. 147–164). Palgrave Macmillan.
13. Furedi F. (2001). Paranoid Parenting: Abandon Your Anxieties and be a Good Parent. London, Allen Lane.
14. Gerstenblatt P., Faulkner M., Lee A., Doan L. T., & Travis, D. (2014). Not babysitting: Work stress and well-being for family child care providers. Early Childhood Education Journal, 42(1), 67–75.
15. Hays S. (1998). The cultural contradictions of motherhood. New Haven, Yale University Press.
16. Krejsler J. (2005). Professions and their Identities: How to explore professional development among (semi-) professions. Scandinavian Journal of Educational Research, 49(4), 335–357.
17. Macvarish J. (2016). What Is Neuroparenting? In Neuroparenting (pp. 1-18). Palgrave Pivot, London.
18. Macvarish J., Lee E., & Lowe P. (2014). The ‘first three years’ movement and the infant brain: A review of critiques. Sociology Compass, 8(6), 792–804.
19. Pettygrove W., Whitebook M., & Weir M. (1984). Beyond babysitting: Changing the treatment and image of child caregivers. Young Children, 39(5), 14–21.
20. Shpancer N., Dunlap B., Melick K. M., Coxe K., Kuntzman D., Sayre, P.S., & Spivey A. T. (2008). Educators or babysitters? Daycare caregivers reflect on their profession. Child Care in Practice, 14(4), 401-412.
21. Sihvonen E. (2016). Early interventionist parenting support: The case study of Finland. Families, Relationships and Societies.
22. Sivak E. (2018). Managing Grandparental Involvement in Child-Rearing in the Context of Intensive Parenting. Sociological Research Online, 23(4), 830–846.
23. Smyth C. (2015). Getting Ahead in the Preschool Years: An Analysis of a Preschool Enrichment and Entertainment Market. Sociology.
24. Tuominen M.C. (2003). We are not babysitters: Family childcare providers redefine work and care. Rutgers University Press.
25. Valsiner J, Litvinovic G (1996) Processes of generalization in parental reasoning. In: Super C, Harkness S (eds.) Parents’ Cultural Belief Systems: Their Origins, Expressions, and Consequences. New York: Guilford, 56-82.
26. Wolf J. (2007). ‘Is breast really best? Risk and total motherhood in the National Breastfeeding Awareness Campaign’, Journal of Health Politics, Policy and Law, Vol. 32, No. 4, p. 595–636.
- Комментарии
Загрузка комментариев...