Шиян О.А., Коротун Я.Я. Нарративная практика «Сказки с провокациями» как пространство развития творческого мышления дошкольников
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. Развитие творческого мышления является одной из значимых задач дошкольного образования. Важно понять, какую роль могут сыграть в этом развитии детские деятельности, в частности сочинение историй. Особый интерес вызывают нарративные практики, в ходе которых создается социальная ситуация поддержки детского сочинительства.
Цель: проанализировать влияние нарративной практики «Сказки с провокациями» на развитие творческого (диалектического) мышления старших дошкольников и отдельные параметры сказочных историй, которые создают дети.
Методы. В исследовании приняли участие 60 детей 6–7 лет. Для диагностики творческого (диалектического) мышления использовалась методика «Что может быть одновременно?» (Веракса Н.Е.), для диагностики творческого мышления и умения создавать символические образы – субтест «Огонь» (методика «Три истории» О.А. Шиян). В качестве способа активизации творческого мышления детей нами была предложена нарративная практика «Сказки с провокациями».
Результаты. В рамках стартовой диагностики не было обнаружено значимых различий результатов детей экспериментальной и контрольной групп ни по одному из параметров исследования. Итоговая диагностика показала, что в контрольной группе не обнаружено значимых положительных сдвигов по сравнению со стартовой диагностикой ни по одному из изучаемых параметров, в то время как в экспериментальной группе обнаружены положительные сдвиги на уровне значимости 0.01 (Two Sample Wilcoxon rank sum test) по всем измеряемым параметрам: по творческому (диалектическому) мышлению, творческим преобразованиям и художественному (символическому) образу в нарративах, а также по структуре нарративов.
Выводы. Исследование показало, что нарративная практика «Сказки с провокациями» является адекватным способом развития творческого (диалектического) мышления, а также положительно влияет на истории, которые создают дети: они становятся более сложными и структурированными, в них появляется больше творческих преобразований и художественных (символических) образов. Все это говорит о том, что такие символические деятельности, как сочинение сказок, являются важным пространством для становления детского творчества. Результаты могут быть использованы для построения образовательной работы с детьми с опорой на ресурс детских деятельностей.
Литература
Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1979. – 423 с.
Богоявленская, Д.Б. Культурно-исторический подход к проблематике творчества // Культурно-историческая психология. – 2007. – Т. 3. – №3. – С. 67–71.
Бурменская, Г.В. Обучение как метод исследования умственного развития ребенка в работах Женевской психологической школы // Вопросы психологии. – 1981. – №2. – С. 106–111.
Веракса, А.Н. Символическое опосредствование в познавательной деятельности дошкольников и младших школьников: автореф. дис. ... д-р психол. наук: 19.00.07. – М., 2014.
Веракса, Н.Е. Диалектическое мышление дошкольника (возможности и культурные контексты): монография. – М.: Издательство Московского университета, 2021. – 223 с.
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: Перспектива, 2020. – 125 с.
Журавлева, Л.В. Камертон детства и некоторые шедевры. – М.: Сфера, 2015. – 128 с.
Зинурова, Р.Р. Диалектическая наглядная схема как средство мышления дошкольников: дис. ... канд. психол. наук. – М., 1995. – 216 c.
Ильенков, Э.В. О воображении // Народное образование. – 1968. – №3. – С. 33–42.
Лобок, А.М. Диалог с Л.С. Выготским по поводу письменной речи // Вопросы психологии. – 1996. – №6. – С. 41–53.
Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М.: Политиздат, 1991. – 525 с.
Лотман, Ю.М. Культура и взрыв. – М.: Гнозис; Прогресс, 1992. – 272 с.
Мелик-Пашаев, А.А. Художественная одаренность как возрастное явление [Электронный ресурс] // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2012. – №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennaya-odarennost-kak-vozrastnoe-yavlenie (дата обращения: 08.07.2021).
Новлянская, З.Н. Учение и творчество. – М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. – 112 с.
Пейли, В. Мальчик, который хотел быть вертолетом. – М.: Издательский дом ВШЭ, 2016. – 224 с.
Пиаже, Ж., Инхельдер, Б. Психология ребенка. – СПб.: Питер, 2003. 160 с.
Резуанова, А.Е. Развитие диалектической структуры числовых представлений у детей дошкольного возраста: дисс. ... канд. психол. наук. – М.: МПГУ им. В.И. Ленина, 1995. – 238 с.
Сингер, Э., ДеХаан, Д. Играть, удивляться, узнавать. Теория развития, воспитания и обучения детей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 312 с.
Трифонова, Е.В. Режиссерская игра с опорой на рисунок как метод оценки познавательного развития ребенка дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13. – М., 2006. – 27 с.
Шиян, И.Б. Предвосхищающий образ в структуре диалектического мышления дошкольников // Вопросы психологии. – 1999. – №3. – С. 57–64.
Шиян, О.А., Баранова, А.А. Детские нарративы как пространство проявления и способ диагностики творческих способностей старших дошкольников // Культурно-историческая психология. – 2022. – Т. 18. – №1. – С. 50–59. https://doi.org/0.17759/chp.2022180105
Ahn, J., & Filipenko, M. (2007). Narrative, imaginary play, art, and self: Intersecting worlds. Early Childhood Education.
Alexander, P.A., Jetton, T. L., White, S.H., Partton, J.L., Cotropia, K.K., Liu, H.‐C, & Ackerman, C.M. (1994). Young Children’s Creative Solutions to Realistic and Fanciful Story Problems. The Journal of Creative Behavior, 28(2), 89–106. https://doi.org/10.1002/j.2162-6057.1994.tb00723.x
Benson, M.S. (1993). The structure of four- and five-year-olds’ narratives in pretend play and storytelling. First Language, 13(38), 203-223. https://doi.org/10.1177/014272379301303803
Bredikyte, M., Brandisauskiene, A., Hakkarainen, P., Skeryte-Kazlauskiene, M., Sujetaite, G. (2017). Narrative environments for play and learning (NEPL)» guidelines for kindergarten and school teachers working with 3-8 years-old-children.
Bretherton, I., Oppenheim, D. (2003). The MacArthur Story Stem Battery: Development, Administration, Reliability, Validity, and Reflections About Meaning. 10.1093/oso/9780195154047.003.0003.
Broström, S. (2002). Children tell stories. European Early Childhood Education Research Journal. 10. 85-97. 10.1080/13502930285208861.
Bruner J.S. [et al.] (1976). Play: Its Role in Development and Evolution. Penguin Books Publ., 716 p.
Bruner, J. (1987). Life as Narrative. Social Research, 54 (1), 11-32.
Curenton, S. (2006). A cultural art that promotes school readiness. YC Young Children. 61. 78-89.
Davies, A. (2007). Storytelling in the Classroom: Enhancing Traditional Oral Skills for Teachers and Pupils. London: SAGE Publications.
Engel, S. (1995). The stories children tell: Making sense of the narratives of childhood. New York: Freeman.
Fehr, K. K. (2014). A brief pretend play ıntervention to facilitate play and creativity in preschool children. In ProQuest Dissertations and Theses.
Fehr, K.K., & Russ, S.W. (2016). Pretend play and creativity in preschool-age children: Associations and brief intervention. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 10(3), 296–308. https://doi.org/10.1037/aca0000054
Fleer M. (2022). How an educational experiment creates motivating conditions for children to role-play a child-initiated PlayWorld. Oxford Review of Education. Vol. 48(3). pp. 364-379. DOI: 10.1080/03054985.2021.1988911
Hennessey, B.A., & Amabile, T.M. (1988). The Conditions of Creativity. In R. J. Sternberg (Ed.), The Nature of Creativity: Contemporary Psychological Perspectives (pp. 11-38). Cambridge: Cambridge University Press.
Jones, A., Markant, D.B., Pachur, T., Gopnik, A., & Ruggeri, A. (2021). How is the hypothesis space represented? Evidence from young children’s active search and predictions in a multiple-cue inference task. Developmental Psychology, 57(7), 1080–1093. https://doi.org/10.1037/dev0001201
Kucirkova, N., Cremin, T., Flewitt, R., Faulkner, D., Swann, J. (2017). Storytelling and story-acting: Co-construction in action. Journal of Early Childhood Research. 16. 10.1177/1476718X17750205
Labov, W., & Waletzky, J. (1997). Narrative analysis: Oral versions of personal experience. Journal of Narrative & Life History, 7(1-4), 3–38. https://doi.org/10.1075/jnlh.7.02nar
McCabe A., Rollins P. (1994). Assessment of preschool narrative skills. American Journal of Speech-Language Pathology, 45.
Mercer, V. (1967). A Boy, a Dog and a Frog. New York: Dial Press.
Mottweiler, C.M. (2016). Using narratives and drawings to assess creativity in preschool-age children. In S. Douglas & L. Stirling (Eds.), Children’s play, pretense, and story: Studies in culture, context, and autism spectrum disorder (pp. 253–270). Routledge/Taylor & Francis Group.
Nicolopoulou, A. (2007). The interplay of play and narrative in children’s development: Theoretical reflections and concrete examples. In A. Goncu & S. Gaskins (Eds.) Play and Development: Evolutionary, Sociocultural, and Functional Perspectives; 247-273. Mahwah, NJ: Erlbaum
Nicolopoulou, A. (2016). Young children’s pretend play and storytelling as modes of narrative activity: From complementarity to cross-fertilization?
Nicolopoulou, A. (2019). Using a storytelling/story-acting practice to promote narrative and other decontextualized language skills in disadvantaged children. 10.1075/sin.25.13nic.
OECD (2019). Future of education and skills 2030: OECD Learning Compass 2030. A Series of Concept Notes. Available at: http://www.oecd.org/education/2030-project/contact/OECD_Learning_Compass_2030_Concept_Note_Series.pd... Accessed 8 July 2020.
Phillips, L. (2000). Storytelling-The Seeds of Children’s Creativity. Australasian Journal of Early Childhood. 25. 1-5. 10.1177/183693910002500302.
Pinto, G., Tarchi, C., Accorti Gamannossi, B. (2018). Kindergarteners’ Narrative Competence Across Tasks and Time. The Journal of Genetic Psychology. 179. 10.1080/00221325.2018.1453775.
Rothuizen, J.J., Harbo, L. (2017). Social Pedagogy: An Approach Without Fixed Recipes. International Journal of Social Pedagogy. 6. 10.14324/111.444.ijsp.2017.v6.1.002.
Sylva, K., Melhuish, E.C., Sammons, P., Siraj, I. and Taggart, B. with Smees, R., Toth, K. & Welcomme, W. (2014). Effective Pre-school, Primary and Secondary Education 3-16 Project (EPPSE 3-16) Students’ educational and developmental outcomes at age 16.
Veneziano, E., Nicolopoulou, A. (2019). Introduction to Narrative, Literacy, and Other Skills: Studies in Intervention. 10.1075/sin.25.01ven.
Wood, D.J., Bruner, J.S. and Ross, G. (1976). The role of tutoring in problem solving. Journal of Child Psychiatry and Psychology,17(2), 89-100.
- Комментарии