Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Гаджеты в детском саду: образ, представления и реальность. Исследование перспективы ребенка

    Гаджеты в детском саду: образ, представления и реальность. Исследование перспективы ребенка

    Гаджеты в детском саду: образ, представления и реальность. Исследование перспективы ребенка
    Скачать в формате PDF
    Поступила: 23.02.2025
    Принята к публикации: 02.05.2025
    Дата публикации в журнале: 10.06.2025
    DOI: 10.24412/2782-4519-2025-3129-26-42
    Ключевые слова: дошкольники и гаджеты представления детей о телефоне педагогические подходы цифровые технологии психология дошкольника
    Для цитирования статьи:
    Холодова, О.Л., Тюменцева, Н.С., Крашенинников-Хайт, Е.Е. (2025). Гаджеты в детском саду: образ, представления и реальность. Исследование перспективы ребенка. Современ­ное дошкольное образование, 19(3), 26–42. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2025-3129-26-42

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2025. - №3
    Холодова Ольга Леонидовна
    младший научный сотрудник лаборатории развития ребенка, Московский городской педагогический университет, Москва, Российская Федерация

    Крашенинников-Хайт Евгений Евгеньевич
    младший научный сотрудник лаборатории развития ребенка, Московский городской педагогический университет, Москва, Российская Федерация

    Тюменцева Наталия Сергеевна
    сотрудник лаборатории развития ребенка, Московский городской педагогический университет, Москва, Российская Федерация

    Аннотация

    Актуальность. Цифровые технологии играют все более важную роль в различных областях, в том числе и в образовании. Однако несмотря на широкое распространение, на теоретическом уровне специфика цифровой среды и ее влияние на дошкольников изучены недостаточно. Важно понять место и роль гаджетов в детском саду, чем они могут обогатить социальную ситуацию развития ребенка, какова роль взрослого.

    Цель. Изучить представления детей 6–7 лет о желаемом личном телефоне (внешний вид, функции), проанализировать связь между особенностями представлений о телефоне и использованием его в группе в условиях принципиально отличающихся педагогических подходов к гаджетам.

    Выборка. В исследовании участвовали 47 детей 6–7 лет, из них 25 девочек и 22 мальчика из 9 дошкольных групп 3 образовательных организаций. Педагоги в этих группах по-разному относятся к использованию цифровых средств.

    Методы. Исследование выполнено на основе мозаичного подхода, в котором дети являются ко-исследователями. Основные методы — рисование с комментариями и интервью. Для анализа количественной составляющей применялся непараметрический критерий Манна-Уитни.

    Результаты. Качественный анализ детских ответов и интерпретации детских рисунков показал, что телефон является важным предметом для дошкольника, дети осведомлены о его возможных и реальных приложениях. Дети планируют использовать телефон прежде всего для развлечения и игр, также коммуникации и меньше для поиска информации; в группах, где телефон не используется педагогом в работе с детьми, дети больше уделяют внимание его внешнему виду (чехлу, телефон выглядит как питомец с ушками и хвостиком), а в группах, где педагоги активно используют гаджет, — функциям, они немного разнообразнее, включая придуманные под задачи ребенка. Представления мальчиков и девочек о функциях телефона в целом похожи, есть некоторые отличия (например, девочки больше хотят звонить и использовать приложения для заказа услуг и покупок, а мальчики — играть).

    Выводы. Тема гаджетов актуальна для дошкольников, при этом существует разброс мнений детей об использовании телефона в детском саду: от репродуктивного использования (например, игры в телефон) до редкого продуктивного использования (создания ролика о себе и друзьях) и включения цифровых устройств в уклад сада; важна позиция взрослого — в группах, где педагог активно использует гаджеты как культурное средство, в детских рисунках телефонов наблюдается большее разнообразие типов приложений и выбор продуктивного использования для решения конкретных ситуаций — например, поиска информации.

    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    Батенова, Ю.В., Долгова, В.И., Емельянова, И.Е., Иванова, И.Ю., Пикулева, Л.К., Филиппова, О.Г. (2019). Готовность к информационному взаимодействию субъектов образовательного процесса. Перспективы науки и образования, 5(41), 34–46.

    Веракса, А.Н., Бухаленкова, Д.А., Чичинина, Е.А., Алмазова, О.В. (2021). Взаимосвязь использования цифровых устройств и эмоционально-личностного развития современных дошкольников. Психологическая наука и образование, 26(1), 27–40. https://doi.org/10.17759/pse2021260101

    Веракса, Н.Е., Бухаленкова, Д.А., Веракса, А.Н., Чичинина, Е.А. (2022). Взаимосвязь использования цифровых устройств и развития регуляторных функций у дошкольников. Психологический журнал, 43(1), 51–59. https://doi.org/10.31857/S020595920018769-1

    Денисенкова, Н.С., Тарунтаев, П.И. (2022). Роль взрослого в использовании ребенком цифровых устройств. Современная зарубежная психология, 11(2), 59–67. https://doi.org/10.17759/jmfp.2022110205

    Денисенкова, Н.С., Федоров, В.В. (2021). Сравнительный анализ уровня развития умственных способностей современных старших дошкольников и их сверстников, посещавших детские сады в последней трети ХХ века. Психологическая наука и образование, 26(3), 40–53. https://doi.org/10.17759/pse.2021260302

    Зырянова, Н.М., Черткова, Ю.Д. (2017). Мечты и желания современных дошкольников. В: Сб. материалов 5-й ежегодной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (Т. 5, С. 627–628). Москва: Изд-во МГУ.

    Иванова, Н.В., Першина, Т.В. (2020). Проектирование системы профилактики ранней компьютерной зависимости у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации. Вестник Череповецкого государственного университета, 1(94), 149–161. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2020-1-94-13

    Исакова, И.А., Янак, А.Л. (2019). Информатизация и гаджетизация современного общества и детства. The Digital Scholar: Philosopher’s Lab = Цифровой ученый: лаборатория философа, 2(1), 131–145. https://doi.org/10.5840/dspl20192114

    Карабанова, О.А., Молчанов, С.В. (2018). Риски негативного воздействия информационной продукции на психическое развитие и поведение детей и подростков. Национальный психологический журнал, 3(31), 37–46.

    Клопотова, Е.Е., Смирнова, С.Ю., Рубцова, О.В., Сорокова, М.Г. (2022). Доступность цифровых устройств детям дошкольного возраста: различия в родительских позициях. Консультативная психология и психотерапия, 30(2), 109–125. https://doi.org/10.17759/cpp.2022300207

    Красило, Т.А. (2020). Взаимосвязь между частотой использования электронных гаджетов, включенностью в игровое взаимодействие и креативностью у дошкольников. Социальная психология и общество, 11(1), 144–158. https://doi.org/10.17759/sps.2020110109

    Макалатия, А.Г., Матвеева, Л.В. (2017). Субъективные факторы притягательности компьютерных игр для детей и подростков. Национальный психологический журнал, 1(25), 15–24. https://doi.org/10.11621/npj.2017.0102

    Писаренко, И.А., Заиченко, Л.И. (2021). Родители как субъекты влияния на развитие цифровых навыков детей. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 13(2), 54–80. https://doi.org/10.19181/inter.2021.13.2.4

    Понукалина, О.В. (2020). Детско-родительские конфликты в контексте цифровизации повседневности. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология, 20(1), 18–22. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2020-20-1-18-22

    Рубцова, О.В., Клопотова, Е.Е., Смирнова, С.Ю., Сорокова, М.Г. (2021). К проблеме цифровизации дошкольного детства: результаты эмпирического исследования. В: В.В. Рубцов, М.Г. Сорокова, Н.П. Радчикова (Ред.), Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): Сб. статей II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (С. 26–35). Москва: Изд-во МГППУ.

    Смирнова, Е.О., Смирнова, С.Ю., Шеина, Е.Г. (2019). Родительские стратегии в использовании детьми цифровых технологий. Современная зарубежная психология, 8(4), 79–87. https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080408

    Солдатова, Г.У., Вишнева, А.Е. (2019). Особенности развития когнитивной сферы у детей с разной онлайн-активностью: есть ли золотая середина? Консультативная психология и психотерапия, 27(3), 97–118. https://doi.org/10.17759/cpp.2019270307

    Солдатова, Г.У., Войскунский, А.Е. (2021). Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 18(3), 431–450. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-3-431-450

    Солдатова, Г.У., Шляпников, В.Н. (2015). Использование цифровых устройств детьми дошкольного возраста. Нижегородское образование, (3), 78–85.

    Солдатова, Г.У., Чигарькова, С.В., Дренёва, А.А., Кошевая, А.Г. (2020). Эффект Юлия Цезаря: типы медиамногозадачности у детей и подростков. Вопросы психологии, 66(4), 54–69.

    Сунагатуллина, И.И., Пушкарева, А.А., Кувшинова, И.А., Чернобровкин, В.А., Долгушина, Н.А., Мицан, Е.Л. (2021). Использование цифровых образовательных технологий в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Перспективы науки и образования, 3(51), 221–246. https://doi.org/10.32744/pse.2021.3.16

    Чичинина, Е.А., Бухаленкова, Д.А., Чурсина, А.В., Болдырева (Фоминых), А.Я. (2023). Особенности использования цифровых устройств современными мальчиками и девочками 6–7 лет. Психолого-педагогические исследования, 15(3), 38–51. https://doi.org/10.17759/psyedu.2023150303

    Якшина, А.Н., Трифонова, Е.В., Стародубцева, Е.А., Кузьмина, В.В. (2025). Взаимосвязь качества сопровождения игры и уровня развития педагогической рефлексии. Психологическая наука и образование (статья принята к печати).

    Якшина, А.Н., Шиян, О.А., Стародубцева, Е.А., Баранова, А.А., Жидкова, А.Е., Коваленко, В.В., Крашенинников-Хайт, Е.Е., Крикунова, А.С., Кузьмина, В.В., Минченко, В.К., Филимонова, Н.В., Холодова, О.Л., Холодякова, Е.С., Чистякова, Е.И. (2024). Цифровая среда детского сада: результаты исследования и кейсы из лучших практик. Москва: Изд-во НП «Авторский клуб».

    Björk-Willén, P., Aronsson, K. (2014). Preschoolers’ “animation” of computer games. Mind, Culture, and Activity, 21(4), 318–336. https://doi.org/10.1080/10749039.2014.952314

    Fleer, M. (2014). The demands and motives afforded through digital play in early childhood activity settings. Learning, Culture and Social Interaction, 3, 202–209.

    Fleer, M. (2019). Digitally amplified practices: Beyond binaries and towards a profile of multiple digital coadjuvants. Mind, Culture, and Activity, 26(3), 207–220. https://doi.org/10.1080/10749039.2019.1646289

    Fleer, M. (2020). Digital pop-ups: Studying digital pop-ups and theorising digital pop-up pedagogies for preschools. European Early Childhood Education Research Journal, 28(2), 214–230. https://doi.org/10.1080/1350293X.2020.1735741

    Fleer, M., Rai, P. (2023). Zoom play: Affectively mobilised collective play across Family Day Care settings. European Early Childhood Education Research Journal, 3(5), 826–843.

    Gjelaj, M., Buza, K., Shatri, K., Zabeli, N. (2020). Digital technologies in early childhood: Attitudes and practices of parents and teachers in Kosovo. International Journal of Instruction, 13(1), 165–184. https://doi.org/10.29333/iji.2020.13111a

    Knauf, H. (2016). Interlaced social worlds: Exploring the use of social media in the kindergarten. Early Years, 36(3), 254–270. https://doi.org/10.1080/09575146.2016.1147424

    Livingstone, S., Lansdown, G., Third, A. (2017). The case for a UNCRC general comment on children’s rights and digital media (Report). LSE Consulting. URL: https://www.childrenscommissioner.gov.uk/wp-content/uploads/2017/06/Case-for-general-comment-on-digi...

    Marsh, J., Plowman, L., Yamada-Rice, D., Bishop, J., Scott, F. (2016). Digital play: a new classification. Early Years. https://doi.org/10.1080/09575146.2016.1167675

    Palaiologou, I. (2016). Teachers’ dispositions towards the role of digital devices in play-based pedagogy in early childhood education. Early Years, 36(3), 305–321. https://doi.org/10.1080/09575146.2016.1174816

    Pihlainen, K., Montero, C.S., Karna, E. (2018). Digi-Bags on the Go: Childminders’ expectations and experiences of a tablet-based mobile learning environment in family day care (Mobile Information Systems, Vol. 8).

    Veraksa, N.E., Veraksa, A.N., Bukhalenkova, D.A., Chichinina, E., Säljö, R. (2022). Use of digital devices and child development: Digital tools or digital environment? A cultural-historical perspective. Child Development in Russia. Perspectives from an international study. Springer.

    Verenikina, I., Kervin, L., Rivera, M.C., Lidbetter, A. (2016). Digital play: Exploring young children’s perspectives on applications designed for preschoolers. Global Studies of Childhood, 6(4), 388–399. https://doi.org/10.1177/2043610616676036

    Wood, E., Petkovski, M., De Pasquale, D., Gottardo, A., Evans, M.-A., Savage, R.S. (2016). Parent scaffolding of young children when engaged with mobile technology. Frontiers in Psychology, 7, Article ID 690. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.00690

    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью