Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все номера журнала
    • 2018
    • СДО - 2018. - №3

    СДО - 2018. - №3

    СДО - 2018. - №3
    0%
    СДО - 2018. - №1
    СДО - 2018. - №2
    СДО - 2018. - №3
    СДО - 2018. - №4
    СДО - 2018. - №5
    СДО - 2018. - №6
    СДО - 2018. - №7
    СДО - 2018. - №8
    Актуальное интервью
    Рифкат Мухамедрахимов: «Инициативам ребенка всегда надо следовать, они не должны оставаться без внимания»
    СДО - 2018. - №3 с. 47–53
    ПОДРОБНЕЕ
    1544
    Рифкат Жаудатович Мухамед­ра­химов – доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург, Россия)
    Теория и практика образования
    Нисская А.К., Савина Е.В. Общение педагогов и родителей. Анализ взглядов и предпочтений для позитивной коммуникации
    СДО - 2018. - №3 с. 4–11
    Савина Е.В. , Нисская А.К.
    ПОДРОБНЕЕ
    3130

    Проблематика общения педагогов и родителей в исследованиях, законодательстве и практике. Показана актуальность проблематики коммуникации образования и семьи. Вовлеченность родителей положительно влияет на успехи ребенка, качество образования, интенсивность детско-родительских отношений, помогает ребенку чувствовать себя комфортно. Вместе с тем вмешательство в жизнь образовательного учреждения может создавать напряжение, ассоциироваться с недоверием, воспитанием несамостоятельности у ребенка, давлением на образовательный процесс. В основу решения данного противоречия и построения доброжелательной, эффективной коммуникации должно быть положено ясное представление о том, в чем совпадают и разнятся мнения педагогов и родителей, какие характеристики коммуникации способствуют большей удовлетворенности общением. Целью данной работы является изучение предпочитаемых педагогами и родителями форм участия родителей в жизни дошкольного учреждения и условий удовлетворенности общением друг с другом.

    Методы исследования и выборка. В исследовании приняли участие родители и педагоги дошкольных организаций г. Тулы и г. Москвы (более 1000 человек), которым предлагалось заполнить опросники в бумажном и электронном виде, содержавшие вопросы о наиболее предпочитаемых формах участия родителей в жизни детского сада и мере удовлетворенности коммуникацией педагогов и родителей.

    Формы участия родителей в жизни детского сада, предпочтительные для педагогов и родителей. Показано, что представления педагогов и родителей во многом сходятся: «живое» общение предпочтительнее дистанционного, популярны такие традиционные формы участия семьи в жизни сада, как посещение праздников, групповых собраний. Непопулярна работа в родительском комитете всей организации и участие в оценке качества условий образования. Выявлен ряд расхождений в представлениях педагогов и родителей: первые чаще предпочитают привлекать родителей к роли помощника или пассивного зрителя, в то время как вторые чаще стремятся предпочесть активные формы участия.

    Удовлетворенность педагогов и родителей коммуникацией друг с другом. Удовлетворенность общением педагогов связана, прежде всего, с участием родителей в оформлении сада. Педагоги, которые предпочитают финансовую помощь родителей, наименее удовлетворены общением. Удовлетворенность родителей связана с тем, насколько учитывается их мнение, с инициативой педагога в коммуникации. Как родители, так и педагоги приписывают роль инициаторов общения именно себе.

    Ключевые слова: вовлеченность родителей коммуникация родителей и образовательной организации удовлетворенность коммуникацией формы участия родителей в жизни детского сада
    DOI: 10.24411/1997-9657-2018-00009
    Урунтаева Г. А., Гошева Е.Н. Проблема оценки процесса и результата изучения воспитателем ребенка
    СДО - 2018. - №3 с. 12–23
    Гошева Е.Н. , Урунтаева Г.А.
    ПОДРОБНЕЕ
    1681

    Введение. В статье представлены результаты теоретического исследования проблемы оценки процесса и результата изучения воспитателем ребенка-дошкольника. Цель проведенного исследования – разработка модели аналитической деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации.

    Методы. Методологической основой исследования выступили системно-деятельностный и компетентностный подходы, представления о рефлексивно-оценочной деятельности педагога, о практических целях психодиагностики детей дошкольного возраста, схема анализа возраста в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, принципы организации объективного психологического исследования, разработанные С.Л. Рубинштейном, а методами исследования – теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, моделирование этапов аналитической деятельности воспитателя, осуществляемой в процессе изучения дошкольника, и средств контроля за эффективностью протекания этой деятельности.

    Результаты. Результатом исследования явилось построение структурно-функциональной критериальной модели аналитической деятельности воспитателя, направленной на оценку процесса и результата изучения ребенка. Модель содержит два взаимосвязанных блока: содержательно-процессуальный и операционально-технический, т.е. ее структура ориентирована на представление о процессах контроля и оценки за ходом изучения ребенка. Содержательно-процессуальный блок включает описание критериев для оценки данных о ребенке, выстроенных по этапам изучения: 1) позиция воспитателя во взаимодействии с ребенком; 2) целостность возрастно-психологического портрета; 3) качество выводов, прогноза дальнейшего развития ребенка, педагогических рекомендаций; 4) язык описания возрастно-психологического портрета. Операционально-технический блок содержит способы оценки информации о ребенке в соответствии с содержанием предложенных критериев: сравнение информации с критерием, уточнение ее соответствия определенному критерию, отнесение к одному из трех уровней этого соответствия.

    Вывод. Модель позволяет воспитателю оценить как эффективность каждого из этапов изучения в отдельности, так и процесса в целом, а также составить на основе всех полученных результатов целостный возрастно-психологический портрет дошкольника.

    Ключевые слова: психологический портрет дошкольника модель аналитической деятельности воспитателя
    DOI: 10.24411/1997-9657-2018-00010
    Трушкина С.В. Стресс и его последствия у детей первых лет жизни
    СДО - 2018. - №3 с. 24–31
    Трушкина С.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    2083

    Введение. Научный обзор посвящен проблеме влияния сильного либо продолжительного стресса на детей первых лет жизни, являющейся малоизученной как в психиатрии, так и в медицинской психологии. В основе исследования лежит сравнение клинических проявлений стрессовых расстройств у маленьких детей, описанных в современной медицинской и психологической литературе, с симптомами различных стрессовых расстройств у взрослых, отраженных в Международной классификации болезней МКБ-10.

    Результаты. В обзоре показано, что младенцы и дети раннего возраста страдают от стрессовых воздействий так же, как взрослые люди или более старшие дети, и им также может быть выставлен диагноз стрессового расстройства. При этом конкретные проявления расстройств и события-стрессоры у них могут отличаться. Рассмотрены такие специфические возрастные симптомы стрессовых расстройств, как посттравматическая игра, сепарационная тревога, регресс в развитии и др. Показано, что нарушения психического здоровья у маленьких детей, возникающие вследствие воздействия различных типов стрессоров – внезапного травматического события высокой интенсивности или хронической психотравмирующей ситуации, различаются по своим проявлениям и последствиям. Подчеркнуто, что наличие стрессового расстройства у ребенка может негативно сказываться на его развитии, отражаясь на познавательных процессах и социальных отношениях. Освещен вопрос принципиально важного значения материнско-детских и более широких семейных отношений для возникновения и течения стрессовых расстройств у детей первых лет жизни, а также показана необходимость организации терапевтической помощи для обоих членов материнско-детской диады.

    Практическая значимость. Обзор адресован специалистам учреждений дошкольного образования и имеет цель информировать их о признаках стрессовых расстройств у детей первых лет жизни, с тем чтобы они могли первично их распознавать и инициировать обращение семьи за специализированной помощью к детскому психиатру или медицинскому психологу.

    Ключевые слова: раннее детство ПТСР расстройства адаптации посттравматическая игра материнско-детская диада
    DOI: 10.24411/1997-9657-2018-00011
    Третьякова Е.А. Проблемы дошкольного образования в регионах Южного федерального округа
    СДО - 2018. - №3 с. 32–46
    Третьякова Е.А.
    ПОДРОБНЕЕ
    1865

    Проблема. В настоящее время обеспечение граждан дошкольным образованием представляет собой одно из важнейших направлений социальной политики России. Основной проблемой, требующей незамедлительного решения, является недостаток мест в дошкольных организациях, последствия которого проявляются в проблемах устройства в детские сады детей до 3 лет, а также в перегруженности групп.

    Целью исследования является определение места регионов ЮФО во всероссийском рейтинге регионов по степени развития дошкольного образования, анализ тенденций на этом рынке, а также возможности для развития негосударственного образования в регионах ЮФО.

    На основе составленного автором рейтинга регионов в статье определяется положение регионов ЮФО в рейтинге развития дошкольного образования на 2016 год. Ключевыми показателями, включенными в рейтинг, являются охват и обеспеченность детей дошкольным образованием, наполненность групп, качество помещений и педагогического состава. Анализ строится на открытых данных Росстата и результатах «Комплексного обследования условий жизни населения» за 2014 год.

    Статья состоит из введения, методологии, составления и анализа рейтинга, анализа тенденций на рынке дошкольного образования в ЮФО, результатов и дискуссии о возможностях для развития негосударственного сектора.

    Результаты исследования свидетельствуют о низких показателях качества дошкольного образования в регионах ЮФО, в частности охвате детей и переполненности групп. Несмотря на видимые результаты программы по модернизации дошкольного образования в округе, регионы до сих пор отстают от средних для страны значений. Осложняет ситуацию система расселения в регионах, где большая часть населения проживает в сельской местности, на регион приходится 1–2 крупных города, где и сосредоточено большинство детских садов.

    Выводы. Предлагаемым путем обеспечения мест в дошкольных организациях является развитие негосударственного сектора, а также государственно-частного партнерства, что может не только увеличить доступность образования, но и создаст рабочие места для матерей. Мировой опыт показывает, что особенно эффективно данное направление работает в удаленных районах сельской местности, что особенно актуально для регионов ЮФО.

    Ключевые слова: дошкольное образование ЮФО региональный рейтинг доступность образования государственно-частное партнерство
    DOI: 10.24411/1997-9657-2018-00012
    Мировой опыт
    Лавризен Э., Бертрандс Э., Лейссен Л., Смитс Л., Вандерспикен А., де Граф П. Рискованная игра в школе. Содействие восприятию риска и компетентности у маленьких детей
    СДО - 2018. - №3 с. 54–63
    Смитс Л. , Лейссен Л. , Лавризен Э. , Вандерспикен А. , Бертрандс Э. , де Граф П.
    ПОДРОБНЕЕ
    1334
    Недавние исследования показывают, что компетентность и восприятие риска могут быть улучшены благодаря учебной среде. В рамках проекта «Риски» изучалось, как восприятие риска и уровень риска у маленьких детей в возрасте от трех до восьми лет можно наблюдать и измерять в классе и контексте обучения в школе. В течение трех месяцев был проведен интенсивный комплекс рискованно-игровой деятельности для двух классов (четырех- и шестилетних детей), а два класса играли роль контрольных. До и после периода интервенции количественные и качественные аспекты компетентности в отношении риска оценивались у всех детей с помощью: 1) принципа обнаружения изменений; 2) оценок педагогов; и 3) качественных оценок независимого наблюдателя. Результаты показали, что восприятие риска и формирование навыков безопасности у маленьких детей могут быть развиты благодаря интенсивному внедрению рискованной игры в школе. Кроме того, перспективными инструментами оценки компетентности в вопросах риска являются тесты на выявление рисков и опросные анкеты.
    Ключевые слова: раннее детство рискованная игра восприятие риска компетентность в отношении риска обучение
    Вольфганг Титце: «Развитие и обеспечение качества образования в дошкольных образовательных организациях – это постоянный, цикличный процесс»
    СДО - 2018. - №3 с. 64–67
    ПОДРОБНЕЕ
    2446
    В современном мире велик спрос на места в детских садах. При этом родителям важно не только получить место для ребенка в детском саду, но и быть уверенными, что ребенку там комфортно, созданы все необходимые условия для развития его способностей. Каким критериям должен соответ­ствовать хороший детский сад? Какие навыки развивать у ребенка? Об этом мы побеседовали с основателем и директором Института исследований и развития в сфере дошкольного образования «PadQUIS» (Германия), профессором, доктором педагогических наук Вольфгангом Титце.
    Практическое приложение к журналу "СДО"
    Давыдова Н.И. Специфика коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра
    СДО - 2018. - №3 с. 68–71
    Давыдова Н.И.
    ПОДРОБНЕЕ
    1548
    Светлана Кочерина: «Нужно, чтобы ребенок влюбился в театр»
    СДО - 2018. - №3 с. 72–78
    ПОДРОБНЕЕ
    1483
    «Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге», – говорил Вольтер. И дей­ствительно, театр – явление уникальное, его роль в воспитании и становлении личности сложно переоценить. Он развивает творческие способности, помогает детям научиться общаться, понимать себя и других, отличать добро от зла, решать не только свои проблемы, но и сопереживать другим. Но как в век компьютерных технологий привить ребенку любовь к театру, искусству, увлечь его театральными постановками? Об этом мы поговорили со Светланой Кочериной, руководителем дет­ского музыкально-драматического театра «А-Я».
    весь номер в формате pdf
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью