Третьякова Е.А. Проблемы дошкольного образования в регионах Южного федерального округа
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Проблема. В настоящее время обеспечение граждан дошкольным образованием представляет собой одно из важнейших направлений социальной политики России. Основной проблемой, требующей незамедлительного решения, является недостаток мест в дошкольных организациях, последствия которого проявляются в проблемах устройства в детские сады детей до 3 лет, а также в перегруженности групп.
Целью исследования является определение места регионов ЮФО во всероссийском рейтинге регионов по степени развития дошкольного образования, анализ тенденций на этом рынке, а также возможности для развития негосударственного образования в регионах ЮФО.
На основе составленного автором рейтинга регионов в статье определяется положение регионов ЮФО в рейтинге развития дошкольного образования на 2016 год. Ключевыми показателями, включенными в рейтинг, являются охват и обеспеченность детей дошкольным образованием, наполненность групп, качество помещений и педагогического состава. Анализ строится на открытых данных Росстата и результатах «Комплексного обследования условий жизни населения» за 2014 год.
Статья состоит из введения, методологии, составления и анализа рейтинга, анализа тенденций на рынке дошкольного образования в ЮФО, результатов и дискуссии о возможностях для развития негосударственного сектора.
Результаты исследования свидетельствуют о низких показателях качества дошкольного образования в регионах ЮФО, в частности охвате детей и переполненности групп. Несмотря на видимые результаты программы по модернизации дошкольного образования в округе, регионы до сих пор отстают от средних для страны значений. Осложняет ситуацию система расселения в регионах, где большая часть населения проживает в сельской местности, на регион приходится 1–2 крупных города, где и сосредоточено большинство детских садов.
Выводы. Предлагаемым путем обеспечения мест в дошкольных организациях является развитие негосударственного сектора, а также государственно-частного партнерства, что может не только увеличить доступность образования, но и создаст рабочие места для матерей. Мировой опыт показывает, что особенно эффективно данное направление работает в удаленных районах сельской местности, что особенно актуально для регионов ЮФО.
Литература
2. Арутюнова Д.В., Безуглова В.И. Стратегический анализ рынка частных дошкольных образовательных услуг: территориальный аспект // Актуальные вопросы развития территорий: теоретические и прикладные аспекты. – 2016. – №1.
3. Головчин М.А., Соловьева Т.С. Уровень развития научно-образовательного пространства в регионах России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2012. – №5. – С. 197–205.
4. Голубкина К.В., Некрасова И.Е., Коляда О.Е. Проблемы управления детскими дошкольными учреждениями в Краснодарском крае // ИСОМ. – 2015. – №4. – С. 137–139.
5. Елесина М.В., Рашкеева И.В. Управление реализацией ГЧП: роль государства, бизнеса и общества // NAUKA-RASTUDENT.RU. – 2014. – №8 (08-2014). [Электронный ресурс] URL: http://naukarastudent.ru/8/2006.
6. Калмыков Н.Н, Темешова Н.В, Аллагулов А.М, Киселева Н.Н, Белова Н.Л, Гукасова Н.Р, Ленская Е.А, Сычева О.А. О реализации мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2016. – №3(10). – С. 25–43.
7. Киселева Н.Н., Белова Н.Л., Гукасова Н.Р. Прогноз развития региональных систем дошкольного образования субъектов, входящих в состав СКФО и ЮФО, на 2015–2020 годы // Вестник экспертного совета. – 2015. – №2. – С. 70–85.
8. Ковалева Н.В., Кузнецова В.И., Нечаева Е.Г. Межрегиональные сопоставления в дошкольном образовании: система рейтинговых оценок // Вопросы статистики. – 2014. – №10. – С. 33–50.
9. Лиджи-Горяева С.Э., Ункуров Э.Ю. Мнение населения республики о качестве предоставляемых муниципальных услуг // Вестник ИКИАТ. – 2012. – №2(25). – С. 51–64.
10. Негосударственное дошкольное образование в России: Оценка программ господдержки, правового регулирования и перспектив развития / [О.Б. Савинская, Е.А. Баллаева, А.Б. Цимбаленко, Е.В. Кочкина]; Под общ. ред. О.Б.Савинской; АНО «Совет по вопросам управления и развития». – М.: ООО Деловые и юридические услуги “ЛексПраксис”, 2013. – 187 с.
11. Резаков Р.Г., Рекешева Ф.М. История дошкольного и начального образования в Астрахани: этноконфессиональный аспект // Современное дошкольное образование. – 2014. – №8. – С. 50–57.
12. Пенн Х. Услуги по уходу за детьми в Европе // Современное дошкольное образование. – 2016. – №2(64). – С. 64–78.
13. Петьков В.А., Андрющенко С.И. Организация инновационной среды образовательного учреждения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2012. – №1. – С. 105–109.
14. Спиридонова Л.Ю., Лиджи-Горяева С.Э. Удовлетворенность населения Республики Калмыкия муниципальными услугами в сфере образования // Вестник ИКИАТ. – 2015. – №2(31). – С. 60–75.
15. Социальный атлас российских регионов. Портреты регионов // Независимый институт социальной политики. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.socpol.ru/atlas/portraits
16. Ходов Л.Г. Германия: как обеспечить детей яслями // Современная Европа. – 2015. –
№ 1(61). – С. 126–130.
17. Цеева Л.Х. Национально-региональный аспект в воспитании детей дошкольного возраста // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2006. – №4. – С. 119–121.
18. Чумакова Е.А. Оценка современного состояния системы образования в Российской Федерации // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. – 2014. – №2(27). – С. 261–264.
19. Юдина Е.Г. Шкалы ECERS как метод оценки качества и развития российской системы дошкольного образования // Современное дошкольное образование. – 2015. –
№7(59). – С.22–26.
20. Gustafsson-Wright E., Smith K., Gardiner S. (2016) Public-private partnerships in early childhood development: the role of publicly funded private provision. Discussion Paper. The Center for Universal Education. The Brookings Institution.
- Комментарии