Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Урунтаева Г. А., Гошева Е.Н. Проблема оценки процесса и результата изучения воспитателем ребенка

    Урунтаева Г. А., Гошева Е.Н. Проблема оценки процесса и результата изучения воспитателем ребенка

    Урунтаева Г. А., Гошева Е.Н. Проблема оценки процесса и результата изучения воспитателем ребенка
    Скачать в формате PDF
    DOI: 10.24411/1997-9657-2018-00010
    Ключевые слова: психологический портрет дошкольника модель аналитической деятельности воспитателя
    Для цитирования статьи:
    Урунтаева Г. А., Гошева Е.Н. Проблема оценки процесса и результата изучения воспитателем ребенка // Современное дошкольное образование. – 2018. – №3(85). – С.12–23.

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2018. - №3
    Урунтаева Галина Анатольевна
    доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» (Москва, Россия)

    Гошева Екатерина Николаевна
    кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ГАУ ДО Мурманской области «Институт развития образования» (Мурманск, Россия)

    Аннотация

    Введение. В статье представлены результаты теоретического исследования проблемы оценки процесса и результата изучения воспитателем ребенка-дошкольника. Цель проведенного исследования – разработка модели аналитической деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации.

    Методы. Методологической основой исследования выступили системно-деятельностный и компетентностный подходы, представления о рефлексивно-оценочной деятельности педагога, о практических целях психодиагностики детей дошкольного возраста, схема анализа возраста в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, принципы организации объективного психологического исследования, разработанные С.Л. Рубинштейном, а методами исследования – теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, моделирование этапов аналитической деятельности воспитателя, осуществляемой в процессе изучения дошкольника, и средств контроля за эффективностью протекания этой деятельности.

    Результаты. Результатом исследования явилось построение структурно-функциональной критериальной модели аналитической деятельности воспитателя, направленной на оценку процесса и результата изучения ребенка. Модель содержит два взаимосвязанных блока: содержательно-процессуальный и операционально-технический, т.е. ее структура ориентирована на представление о процессах контроля и оценки за ходом изучения ребенка. Содержательно-процессуальный блок включает описание критериев для оценки данных о ребенке, выстроенных по этапам изучения: 1) позиция воспитателя во взаимодействии с ребенком; 2) целостность возрастно-психологического портрета; 3) качество выводов, прогноза дальнейшего развития ребенка, педагогических рекомендаций; 4) язык описания возрастно-психологического портрета. Операционально-технический блок содержит способы оценки информации о ребенке в соответствии с содержанием предложенных критериев: сравнение информации с критерием, уточнение ее соответствия определенному критерию, отнесение к одному из трех уровней этого соответствия.

    Вывод. Модель позволяет воспитателю оценить как эффективность каждого из этапов изучения в отдельности, так и процесса в целом, а также составить на основе всех полученных результатов целостный возрастно-психологический портрет дошкольника.

    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    1. Андронова Н.В. Умение разрабатывать психолого-педагогические рекомендации как компонент психологической компетентности учителя. – Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Казань, 2000. – 16 с.
    2. Басов М.Я. Избранные психологиче­ские произведения. – М.: Педагогика, 1975. –
    432 с.
    3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. труды. – 2-е изд. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. – 352 с.
    4. Бурменская Г.В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. – 480 с.
    5. Бусыгина Н.П. Методология качественных исследований в психологии: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 304 с.
    6. Венгер Л.А. Характеристика ребенка // Дошкольное воспитание. – 1977. – №5. – С. 40–46.
    7. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003. – 656 с.
    8. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Смысл, Эксмо, 2005. – 512 с.
    9. Знаков В.В. Три традиции психологических исследований – три типа понимания // Вопросы психологии. – 2009. – №4. – С. 14–23.
    10. Зубрицкая Е.М., Куликова А.А. Проблемы составления психолого-педагогических характеристик учащихся у студентов педагогического вуза // Психологические науки: Сборник научных статей. – Вып. I. – Мурманск: МГПИ, 2001. – С. 79–85.
    11. Как научить ребенка быть внимательным и терпимым к людям: Пособие для воспитателей ДОУ и детских психологов / Авт.-сост. В.Г. Маралов. – М.: АРКТИ, 2009. – 136 с.
    12. Квале С. Исследовательское интер-вью. – М.: Смысл, 2003. – 301 с.
    13. Костромина С.Н. Особенности становления специалиста как субъекта психодиагностической деятельности [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электронный научный журнал. – 2010. – №4(12). URL:http://psystady.ru
    14. Пичугина В.К., Сериков В.В. Гума­нитарная парадигма как перспектива преодоления методологического кризиса в педагогике // Педагогика. – 2016. – №1. – С. 19–29.
    15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. – Т.1. – М.: Педагогика, 1989. – 488 с.
    16. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1976. –416 с.
    17. Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. – СПб.: Речь, 2006. – 280 с.
    18. Справочник практического психолога. Психодиагностика. / Под общ. ред. С.Т. Посоховой. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. – 671 с.
    19. Фокина А.В. Как разработать психологические рекомендации // Справочник педагога-психолога. – 2016. – №5. – С. 31–39.
    20. Хиггинс Р. Методы анализа клинических случаев: Руководство для начинающих психотерапевтов / Пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2003. – 168 с. (Мастер-класс)
    21. Шванцара Й. и др. Диагностика психического развития. – Прага, 1978. – 388 с.
    22. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
    23. Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. – СПб.: Питер, 2004. – 336 с.
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью