Урунтаева Г. А., Гошева Е.Н. Проблема оценки процесса и результата изучения воспитателем ребенка
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Введение. В статье представлены результаты теоретического исследования проблемы оценки процесса и результата изучения воспитателем ребенка-дошкольника. Цель проведенного исследования – разработка модели аналитической деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации.
Методы. Методологической основой исследования выступили системно-деятельностный и компетентностный подходы, представления о рефлексивно-оценочной деятельности педагога, о практических целях психодиагностики детей дошкольного возраста, схема анализа возраста в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, принципы организации объективного психологического исследования, разработанные С.Л. Рубинштейном, а методами исследования – теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, моделирование этапов аналитической деятельности воспитателя, осуществляемой в процессе изучения дошкольника, и средств контроля за эффективностью протекания этой деятельности.
Результаты. Результатом исследования явилось построение структурно-функциональной критериальной модели аналитической деятельности воспитателя, направленной на оценку процесса и результата изучения ребенка. Модель содержит два взаимосвязанных блока: содержательно-процессуальный и операционально-технический, т.е. ее структура ориентирована на представление о процессах контроля и оценки за ходом изучения ребенка. Содержательно-процессуальный блок включает описание критериев для оценки данных о ребенке, выстроенных по этапам изучения: 1) позиция воспитателя во взаимодействии с ребенком; 2) целостность возрастно-психологического портрета; 3) качество выводов, прогноза дальнейшего развития ребенка, педагогических рекомендаций; 4) язык описания возрастно-психологического портрета. Операционально-технический блок содержит способы оценки информации о ребенке в соответствии с содержанием предложенных критериев: сравнение информации с критерием, уточнение ее соответствия определенному критерию, отнесение к одному из трех уровней этого соответствия.
Вывод. Модель позволяет воспитателю оценить как эффективность каждого из этапов изучения в отдельности, так и процесса в целом, а также составить на основе всех полученных результатов целостный возрастно-психологический портрет дошкольника.
Литература
2. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. – М.: Педагогика, 1975. –
432 с.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. труды. – 2-е изд. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. – 352 с.
4. Бурменская Г.В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. – 480 с.
5. Бусыгина Н.П. Методология качественных исследований в психологии: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 304 с.
6. Венгер Л.А. Характеристика ребенка // Дошкольное воспитание. – 1977. – №5. – С. 40–46.
7. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003. – 656 с.
8. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Смысл, Эксмо, 2005. – 512 с.
9. Знаков В.В. Три традиции психологических исследований – три типа понимания // Вопросы психологии. – 2009. – №4. – С. 14–23.
10. Зубрицкая Е.М., Куликова А.А. Проблемы составления психолого-педагогических характеристик учащихся у студентов педагогического вуза // Психологические науки: Сборник научных статей. – Вып. I. – Мурманск: МГПИ, 2001. – С. 79–85.
11. Как научить ребенка быть внимательным и терпимым к людям: Пособие для воспитателей ДОУ и детских психологов / Авт.-сост. В.Г. Маралов. – М.: АРКТИ, 2009. – 136 с.
12. Квале С. Исследовательское интер-вью. – М.: Смысл, 2003. – 301 с.
13. Костромина С.Н. Особенности становления специалиста как субъекта психодиагностической деятельности [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электронный научный журнал. – 2010. – №4(12). URL:http://psystady.ru
14. Пичугина В.К., Сериков В.В. Гуманитарная парадигма как перспектива преодоления методологического кризиса в педагогике // Педагогика. – 2016. – №1. – С. 19–29.
15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. – Т.1. – М.: Педагогика, 1989. – 488 с.
16. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1976. –416 с.
17. Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. – СПб.: Речь, 2006. – 280 с.
18. Справочник практического психолога. Психодиагностика. / Под общ. ред. С.Т. Посоховой. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. – 671 с.
19. Фокина А.В. Как разработать психологические рекомендации // Справочник педагога-психолога. – 2016. – №5. – С. 31–39.
20. Хиггинс Р. Методы анализа клинических случаев: Руководство для начинающих психотерапевтов / Пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2003. – 168 с. (Мастер-класс)
21. Шванцара Й. и др. Диагностика психического развития. – Прага, 1978. – 388 с.
22. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
23. Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. – СПб.: Питер, 2004. – 336 с.
- Комментарии