Трушкина С.В. Стресс и его последствия у детей первых лет жизни
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Введение. Научный обзор посвящен проблеме влияния сильного либо продолжительного стресса на детей первых лет жизни, являющейся малоизученной как в психиатрии, так и в медицинской психологии. В основе исследования лежит сравнение клинических проявлений стрессовых расстройств у маленьких детей, описанных в современной медицинской и психологической литературе, с симптомами различных стрессовых расстройств у взрослых, отраженных в Международной классификации болезней МКБ-10.
Результаты. В обзоре показано, что младенцы и дети раннего возраста страдают от стрессовых воздействий так же, как взрослые люди или более старшие дети, и им также может быть выставлен диагноз стрессового расстройства. При этом конкретные проявления расстройств и события-стрессоры у них могут отличаться. Рассмотрены такие специфические возрастные симптомы стрессовых расстройств, как посттравматическая игра, сепарационная тревога, регресс в развитии и др. Показано, что нарушения психического здоровья у маленьких детей, возникающие вследствие воздействия различных типов стрессоров – внезапного травматического события высокой интенсивности или хронической психотравмирующей ситуации, различаются по своим проявлениям и последствиям. Подчеркнуто, что наличие стрессового расстройства у ребенка может негативно сказываться на его развитии, отражаясь на познавательных процессах и социальных отношениях. Освещен вопрос принципиально важного значения материнско-детских и более широких семейных отношений для возникновения и течения стрессовых расстройств у детей первых лет жизни, а также показана необходимость организации терапевтической помощи для обоих членов материнско-детской диады.
Практическая значимость. Обзор адресован специалистам учреждений дошкольного образования и имеет цель информировать их о признаках стрессовых расстройств у детей первых лет жизни, с тем чтобы они могли первично их распознавать и инициировать обращение семьи за специализированной помощью к детскому психиатру или медицинскому психологу.
Литература
2. Гудман Р., Скотт С. Детская психиатрия. – М.: Триада-Х, 2008.
3. Добряков И.В. Острые и посттравматические стрессовые расстройства в детском возрасте // Оказание психологической и психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие. – Бишкек: Папирус-Print, 2013. – С. 133–155.
4. Добряков И.В., Никольская И.М. Методы оказания кризисной психологической помощи детям с посттравматическими стрессовыми расстройствами в рамках модели реабилитации «Добрякова – Никольской» // Оказание психологической и психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие. – Бишкек: Папирус-Print, 2013. – С. 301–309.
5. Добряков И.В., Трушкина С.В. Клинические проявления стрессовых расстройств у детей раннего возраста // XIII Мнухинские чтения. Расстройства личности, адаптации и поведения в детском и подростковом возрасте / Сборник статей под ред. Ю.А. Фесенко, Д.Ю. Шигашова. – СПб.: Альта Астра, 2015.
6. Международная классификация болезней МКБ-10. Электронная версия. http://www.mkb10.ru/. Дата обращения 15.12.2017.
7. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. – СПб.: Речь, 2003.
8. Никольская И.М. Метод серийных рисунков и рассказов в кризисной психологической помощи // Оказание психологической и психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие. – Бишкек: Папирус-Print, 2013. – С. 310–339.
9. Портнова А.А. Особенности клинических проявлений посттравматического стрессового расстройства у детей / Психиатрия чрезвычайных ситуаций. Руководство. В 2-х т. Т.1. –
М.: Издательство Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, 2011. – С. 248–275.
10. Портнова А.А., Серебровская О.В. Острые стрессовые нарушения у детей раннего возраста // Психиатрия. – 2013. – №4(60). – С. 37–40.
11. Ранняя диагностика и коррекция. Практическое руководство. В 2-х т. Т.2 Нарушения поведения / Под ред. У.Д. Брака. – М.: Академия, 2007.
12. Скобло Г.В., Трушкина С.В. Нарушения психического здоровья в первые годы жизни: связанные c психогенными факторами расстройства // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2016. – №12. – С. 81-87.
13. Axis IV: Psychosocial Stressors (2016). In: DС:0-5: Diagnostic Classification of Mental Health and Developmental Disorders of Infancy and Early Childhood. Washington: ZERO TO TREE. 153–158.
14. Black D. (2002) Bereavement. In: Rutter M., Taylor E. (eds) Child and Adolescent Psychiatry, 4th edinion. Oxford: Blackwell Science, 299–308.
15. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (DSM–5. https://www.psychiatry.org/psychiatrists/practice/dsm. Дата обращения 15.12.2017.
16. McNeal C., Amato P.R. (1998) Parents’ marital violence: long-term consequence for children. Journal of Family Issues,19, 123-139.
17. Scheeringa M.S. Posttraumatic stress disorders. In: Zeanah C.H. Jr. (ed.): Handbook of Infant Mental Health. 3rd ed. – New York / London: Guilford Press; 2009.
18. Thomas A., Chess S. Temperament and development. New York: Bruner / Mazel, 1977.
19. ZERO TO TREE. (2005). Diagnostic Classification of Mental Health and Developmental Disorders of Infancy and Early Childhood: Revised edition (DС:0-3R). Washington, DC: ZERO TO TREE press.
20. ZERO TO TREE. (2016). DС:0-5: Diagnostic Classification of Mental Health and Developmental Disorders of Infancy and Early Childhood. Washington, DC: Author.
- Комментарии