кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник отдела медицинской психологии ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» (Москва, Россия)
Трушкина Светлана Валерьевна
Введение. Научный обзор посвящен проблеме влияния сильного либо продолжительного стресса на детей первых лет жизни, являющейся малоизученной как в психиатрии, так и в медицинской психологии. В основе исследования лежит сравнение клинических проявлений стрессовых расстройств у маленьких детей, описанных в современной медицинской и психологической литературе, с симптомами различных стрессовых расстройств у взрослых, отраженных в Международной классификации болезней МКБ-10.
Результаты. В обзоре показано, что младенцы и дети раннего возраста страдают от стрессовых воздействий так же, как взрослые люди или более старшие дети, и им также может быть выставлен диагноз стрессового расстройства. При этом конкретные проявления расстройств и события-стрессоры у них могут отличаться. Рассмотрены такие специфические возрастные симптомы стрессовых расстройств, как посттравматическая игра, сепарационная тревога, регресс в развитии и др. Показано, что нарушения психического здоровья у маленьких детей, возникающие вследствие воздействия различных типов стрессоров – внезапного травматического события высокой интенсивности или хронической психотравмирующей ситуации, различаются по своим проявлениям и последствиям. Подчеркнуто, что наличие стрессового расстройства у ребенка может негативно сказываться на его развитии, отражаясь на познавательных процессах и социальных отношениях. Освещен вопрос принципиально важного значения материнско-детских и более широких семейных отношений для возникновения и течения стрессовых расстройств у детей первых лет жизни, а также показана необходимость организации терапевтической помощи для обоих членов материнско-детской диады.
Практическая значимость. Обзор адресован специалистам учреждений дошкольного образования и имеет цель информировать их о признаках стрессовых расстройств у детей первых лет жизни, с тем чтобы они могли первично их распознавать и инициировать обращение семьи за специализированной помощью к детскому психиатру или медицинскому психологу.