кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета, Москва, Российская Федерация
Рычагова Елена Сергеевна
Актуальность. Реализация задачи приобщения детей к традиционным нравственным ценностям российского народа, социокультурным нормам, культурным традициям своей семьи выделена в числе приоритетных в новой Федеральной образовательной программе дошкольного образования. Поэтому разработка методик изучения культурных традиций современной семьи является важной практической помощью специалистам в обогащении партнерских отношений с родителями.
Цель. Изучение семейных традиций в семьях воспитанников и анализ актуальных аспектов взаимодействия ДОО и семьи в вопросах повышения духовно-нравственного потенциала молодой семьи.
Выборка. В исследовании приняли участие 47 педагогов и 230 родителей детей раннего и дошкольного возраста дошкольных групп образовательных учреждений города Москвы.
Методы. Исследование выполнялось на основе разработанного авторами опросника по изучению традиций воспитания в современной семье, а также в образовательной практике педагогов дошкольного образования и взаимодействии их с родителями.
Результаты. Представлено качественное и количественное описание полученных данных с использованием опросных листов отдельно для педагогов и родителей, а также сводных таблиц для обработки количественных и качественных данных. Проанализированы и обобщены наиболее значимые результаты социологического опроса, связанные с взглядами и отношением поколения молодых родителей и нынешних педагогов к разным аспектам многогранной проблемы сохранения и использования семейных традиций в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Разработана методика социологического опроса по изучению семейных традиций в практике родительского воспитания и образовательной практике педагогов в общении с детьми и сотрудничестве с родителями. По ряду вопросов сделан сравнительный анализ результатов опроса педагогов и родителей. Выделены наиболее актуальные направления сотрудничества с семьями по популяризации семейных традиций.
Выводы. Апробация методики изучения семейных традиций позволяет далее продолжить ее совершенствование и использование в практике взаимодействия с родителями в иных модификациях. Специалистам в области образования важно активно вовлекать молодые семьи в возрождение традиций, вести календари семейных событий и летописи, чтобы формировать более тесные связи между поколениями и способствовать позитивной социализации детей.
Статья посвящена описанию опыта реализации инновационного образовательного проекта, в рамках которого в Московском педагогическом государственном университете при Институте детства был открыт Центр семейного воспитания, объединивший преподавателей, студентов факультета начального образования, сотрудников кафедры психологической антропологии и родителей, имеющих детей раннего и дошкольного возраста. Созданная предметно-развивающая среда Центра основывается на принципах Монтессори-педагогики. В связи с этим, в содержании деятельности Центра интегрируются психолого-педагогические основы отечественной системы дошкольного образования и сильные стороны педагогической системы М. Монтессори.
В статье делается акцент на анализе разных ресурсов высшего учебного заведения для осуществления замысла проекта по организации Центра семейного воспитания; на описании специфики разработанных и апробированных программ дополнительного образования детей и взрослых, на основе которых строится содержание работы Центра. Реализация исследовательского проекта сосредотачивается на результатах апробации следующих программ, разработанных сотрудниками кафедры психологической антропологии Института детства: общеразвивающая общеобразовательная программа дошкольного образования «Плюс-Монтессори», досуговая парциальная программа «Семейные праздники», вариативная образовательная программа психолого-педагогической поддержки родителей «Школа мотивированного родительства».
Первые результаты реализации проекта «Счастливые дети в университете» показали, что работа над проектом стала хорошим стартом к объединению разнообразных образовательных интересов преподавательского профессионального сообщества, студенческой молодежи университета для воплощения интересных и плодотворных решений во благо российского дошкольного образования. Анализ результатов также убеждает в том, что Центр семейного воспитания как структурное подразделение вуза выступает для московских родителей доступным вариантом выбора образовательных маршрутов развития своих детей с раннего возраста, а также источником собственного личностного роста и воспитательной компетентности.