Архипова Елена Филипповна
доктор педагогических наук, профессор кафедры логопедии дефектологического факультета МПГУ (Москва, Россия)
В статье рассматриваются вопросы содержания работы педагогов дошкольной образовательной организации (ДОО) с детьми с особыми образовательными потребностями (ООП). Педагогам предлагаются к использованию ряд здоровьесберегающих педагогических технологий, носящих выраженную коррекционную направленность. Здоровьесберегающие (коррекционные) педагогические технологии можно применять в групповой работе со всеми детьми, а не только с детьми, занимающимися по адаптированным образовательным программам. Кроме того, выборочно некоторые из перечисленных в статье технологий можно предлагать особому ребенку с ООП индивидуально с учетом его выявленных особенностей. Приводимые в статье здоровьесберегающие (коррекционные) педагогические технологии будут полезны и доступны всем участникам педагогического процесса в ДОО: психологам, педагогам-воспитателям, музыкальным руководителям, социальным педагогам, инструкторам по физической культуре и специалистам, принимающим участие в реализации адаптированной образовательной программы, в группах компенсирующей или комбинированной направленности. Большинство здоровьесберегающих (коррекционных) педагогических технологий, перечисленных в данной статье, доступны родителям особого ребенка для использования их в домашних условиях. Применение этих технологий не требует специальной дефектологической подготовки. Овладение родителями детей с ООП здоровьесберегающими (коррекционными) педагогическими технологиями повысит уровень педагогической компетенции родителей и будет способствовать улучшению психического, речевого и двигательного развития ребенка, имеющего особые образовательные потребности.
1. Волошина Л.А. Организация здоровьесберегающего пространства // Дошкольное воспитание. – 2004. – №1. – С. 114–117.
2. Евдокимова Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ
// Управление ДОУ. – 2004. – №1.
3. Здоровьесберегающая система ДОУ. Авторы-составители М.А. Павлова, М.В. Лы-
согорская. – Волгоград: Учитель, 2008.
4. Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии. Приказ Минобрнауки РФ от 20 сентября 2013 г. №1082, г. Москва.
5. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20 мая 2015 г., №2/15).
6. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2002.
7. Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении // Методист. – 2005. – №4. – С. 61–65.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., №1155).
9. Шумихина Ю.В. Клуб «Здоровая семья» // Воспитатель ДОУ. – 2009. – №3.