Аскерли А.С. Распознавание эмоций в дошкольном возрасте: теоретический анализ проведенных исследований
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Способность распознавать эмоциональные состояния по выражению лица входит в группу компетенций, необходимых для успешного осуществления коммуникативной деятельности. Мимические сигналы, будучи важным средством общения, отличаются неоднозначностью содержания, что может приводить к затруднению восприятия заключенной в них информации и реагирования на нее (Лисина, Шерьязданова). Актуальность изучения распознавания эмоций в детском возрасте связана с высокой значимостью коммуникативной компетентности ребенка для его социализации в детском саду и подготовки к школьному обучению.
В данной работе анализируются исследования, посвященные особенностям и условиям развития способности распознавать эмоции в детском возрасте. Большинством ученых выделяются следующие базовые закономерности: распознавание эмоций по выражению лица проходит путь от недифференцированного восприятия знака эмоции через выделение отдельных элементов мимики к целостному и обобщенному восприятию; существуют различия в типе восприятия эмоций разных модальностей; способность распознавать эмоции зависит от опыта детско-родительских отношений и оказывает влияние на личностное и социальное развития ребенка.
На основе результатов исследований А.М. Щетининой, Е.М. Листик, М.А. Кузьмищевой, Дж. Рассела, Д. Лэйбла и Р. Томсона, Т. Форслунда, С. Денхам и др. обосновывается гипотеза о взаимосвязи двух детерминант, определяющих успешность распознавания эмоций в детском возрасте: развития собственно когнитивных средств, участвующих в данном процессе, и особенностей межличностных отношений между ребенком и родителями. Данный вывод согласуется с положениями Л.С. Выготского, Л.И. Божович, М.И. Лисиной и др. о значимой роли общения с близким взрослым для психического развития ребенка: взрослый выступает источником разнообразных воздействий, обогащает опыт ребенка, ставит перед ним задачи овладения новым знанием, подкрепляет и корректирует его усилия, а также выступает для ребенка объектом подражания.
Литература
2. Бреслав Г.М. Психология эмоций: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям «Психология», «Клиническая психология» / Гершон Бреслав. – 3-е изд. – М.: Смысл: Академия, 2007. – 541 с.
3. Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. – 2000. – №5.
4. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. – М.; Л.: Учпедгиз, 1935.
5. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии. – 1995. – №2.
6. Золотнякова А.С. Восприятие человека и развитие представления о нем у ребенка-дошкольника [Текст]: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (по психологии). (731) / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. –
Ленинград: [б. и.], 1968. – 18 с.
7. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030900 «Дошкольная педагогика и психология»; 031100 «Педагогика и методика дошкольного образования». –
М.: Академия, 2004. – 283 с.
8. Карелина И.О. Развитие у детей восприятия, понимания и вербализации эмоциональных состояний: учебное пособие. Министерство образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «Ярославский гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского». – Ярославль: Ярославский гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского, 2008. – 59 с.
9. Кузьмищева М.А. Динамика представлений об эмоциях детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.13. –
М., 2002. – 207 с.
10. Лисина М.И., Шерьязданова Х.Т. Специфика восприятия и общения у дошкольников. – Алма-Ата: Мектеп, 1989.
11. Листик Е.М. Развитие способности к распознаванию эмоций в старшем дошкольном возрасте: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.13. – М., 2003. – 175 с.
12. Прусакова О.А. Генезис понимания эмоций: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.13. – М., 2005. – 164 с.
13. Сергиенко Е.А. Модель психического в онтогенезе человека / Е.А. Сергиенко, Е.И. Ле-
бедева, О.А. Прусакова; Российская акад. наук, Ин-т психологии. – М.: Ин-т психологии РАН, 2009. – 413 с.
14. Щетинина А.М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07. – Ленинград, 1984. – 196 c.
15. Bailey Bisson J. It’s written all over their faces: Preschoolers’ emotion understanding. Social Development. 2018; 00:1–16. https://doi.org/10.1111/sode.12322.
16. Camras, L. A., Allison, K. (1985). Children’s understanding of emotional facial expressions and verbal labels. Journal of Nonverbal Behavior, 9, 84–94.
17. Dana L. Reker. Children’s Emotional Intelligence as a Mediator between Children’s Attachment Security and their Internalizing and Externalizing Behaviours. A Thesis Submitted to the Committee on Graduate Studies in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree of Master of Science in the Faculty of Arts and Science. Trent University Peterborough, Ontario, Canada, 2003.
18. Denham S.A., Mitchell-Copeland J., Strandberg K., Auerbach S., and Blair K. Parental Contributions to Preschoolers’ Emotional Competence: Direct and Indirect Effects. Motivation and Emotion, Vol. 21, No. 1, 1997.
19. Dе Stasio S, Fiorilli C., Di Chiacchio C. Effects of verbal ability and fluid intelligence on children’s emotion understanding. International Journal of Psychology, 2014 Vol. 49, No. 5, 409–414, DOI: 10.1002/ijop.12032.
20. Feinman, S. & Lewis, M. (1983) Social referencing at ten months: A second order effect on infant’s responses to strangers. Child Development, 54, 878-887.
21. Forslund, T., Kenward, B., Granqvist, P., Gredeback, G. & K.C. Brocki. (2017). Diminished ability to identify facial emotional expressions in children with disorganized attachment representations. Developmental Science, 2017; 20: e12465.
22. Laible, D. J., & Thompson, R. A. (1998). Attachment and emotional understanding in Preschool children. Developmental Psychology, 34(5), 1038-1045.
23. Lisa J. Berlin, Jude Cassidy, Self-Reported Control of Their Preschool Children’s Emotional Expressiveness:A Longitudinal Study of Associations with Infant–Mother Attachment and Children’s Emotion Regulation. Social Development, 12, 4, 2003.
24. Mayer, J. D., Caruso, D. R., & Salovey, P. (2016). The ability model of emotional intelligence: Principles and updates. Emotion Review, 8, 290–300.
25. Montague, D.P.F., &Walker-Andrews, A.S. (2001) Peekaboo: A New Look at Infant’s Perception of Emotion Expression. Developmental Psychology, 37(6), 826-838.
26. Petrides K. V., Sangareau Y., Furnham A., Frederickson N. Trait Emotional Intelligence and Children’s Peer Relations at School. Social Development, 15, 3, 2006.
27. Pons, F., Harris, P.L.., & de Rosnay, M. (2004). Emotion comprehension between 3 and 11 years: Developmental periods and hierarchical organisation. European Journal of Developmental Psychology, June 2004, 1(2), 127-152.
28. Qualter P., Urquijo I., Henzi P., Barrett L., Humphrey N. Ability emotional intelligence and children’s behaviour in the playground. Social Development. 2018; 1–19.
29. Reichenbach, L., Masters, J. C. (1983). Children’s use of expressive and contextual cues in judgments of emotion. Child Development, 54, 993–1004.
30. Russel J. A. Culture, scripts and children’s understudying of emotion //Saarni C., Harris P. L. (Eds.). Cambridge: University press. 1985. P. 293 – 378.
31. Russel J. A., Bullock М. On the dimensions preschoolers use to interpret facial expressions of emotion. Developmental Psychology. 1986. V. 22. №1. P. 97– 102.
32. Russel J.A. & Ridgeway D. (1983). Dimensions underlying children’s emotion concepts. Developmental Psychology, 19(6), 795-804.
33. Troy, M. & Sroufe, L. A. (1987). Victimization among preschoolers: Role of attachment relationship history. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 26, 166-172.
34. Widen, S. C., & Russell, J. A. (2010). Children’s scripts for social emotions: Causes and consequences are more central than are facial expressions. British Journal of Developmental Psychology, 28, 565–581. https://doi.org/10.1348/026 151009X457550d.
35. Widen, S. C., & Russell, J. A. (2010). Differentiation in preschooler’s categories of emotion. Emotion, 10, 651–661. https:// doi.org/10.1037/a0019005.
- Комментарии