Авдеева Н.Н. Адаптация ребенка к дошкольному учреждению: влияние матери
Скачать в формате PDF
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Авдеева Н.Н. Адаптация ребенка к дошкольному учреждению: влияние матери // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. №2. – С.20–27.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
В статье представлены результаты исследования влияния матери на процесс адаптации ребенка к ДОУ. Показана взаимосвязь степени привязанности ребенка к матери, характера взаимодействия в диаде, отношения матери к дошкольному учреждению и процесса адаптации к ДОУ детей раннего возраста. В исследованиях принимали участие 107 пар мать – ребенок. В качестве методов исследования использовались: анализ листов адаптации; беседа с воспитателями, направленная на выявление особенностей протекания адаптационного периода ребенка; стандартизованное наблюдение за детьми, в том числе при встрече и расставании с матерью; анкетирование родителей с целью выявления отношения к дошкольному учреждению, особенностей адаптации и характера привязанности к матери, опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И.М. Марковской; опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ). Результаты исследования показали, что благоприятное протекание процесса адаптации происходит у детей с надежной привязанностью, при высоком уровне эмоционального взаимодействия матери с ребенком и позитивном отношении матери к дошкольному образованию. Неблагоприятная адаптация отмечается у детей с ненадежной привязанностью, дефицитом позитивного эмоционального взаимодействия в диаде, негативном детском опыте матери посещения ДОУ.
Литература
1. Авдеева Н.Н., Хохлачева И.В. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ// Психологическая наука и образование. 2010. № 3.
2. Андрусенко Н.О. Родительское отношение как фактор вхождения ребенка раннего возраста в дошкольное учреждение. Магистерская диссертация. М., 2012.
3. Боулби Дж. Привязанность. М., 2003.
4. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М., 1990.
5. Галигузова Л.H., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. М., 1996.
6. Макшанцева Л.В. Программа психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации младших дошкольников к детскому саду // Психолог в детском саду. 2004. № 1.
7. Печера К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях М., 1986 г.
8. Теплюк С. Н. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание. 2006. №3.
9. Филютина Т. Н. Формирование самостоятельности у детей двух-трех лет в семье как фактор адаптации к дошкольному образовательному учреждению: дис... канд. Екатеринбург, 1999.
10. Чепракова Е.А. Адаптация ребенка к детскому саду // Справочник педагога-психолога. Детский сад. 2011. № 1.
11. Ainsworth M.D. Patterns of attachment behavior seen by the infant interaction with his mother // Merril-Palmer Quaterly, 1964.
2. Андрусенко Н.О. Родительское отношение как фактор вхождения ребенка раннего возраста в дошкольное учреждение. Магистерская диссертация. М., 2012.
3. Боулби Дж. Привязанность. М., 2003.
4. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М., 1990.
5. Галигузова Л.H., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. М., 1996.
6. Макшанцева Л.В. Программа психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации младших дошкольников к детскому саду // Психолог в детском саду. 2004. № 1.
7. Печера К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях М., 1986 г.
8. Теплюк С. Н. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание. 2006. №3.
9. Филютина Т. Н. Формирование самостоятельности у детей двух-трех лет в семье как фактор адаптации к дошкольному образовательному учреждению: дис... канд. Екатеринбург, 1999.
10. Чепракова Е.А. Адаптация ребенка к детскому саду // Справочник педагога-психолога. Детский сад. 2011. № 1.
11. Ainsworth M.D. Patterns of attachment behavior seen by the infant interaction with his mother // Merril-Palmer Quaterly, 1964.
- Комментарии
Загрузка комментариев...