Багадаева О.Ю. Мотивация персонала как организационное условие снижения профессионального стресса педагогов ДОО
Скачать в формате PDF
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Багадаева О.Ю. Мотивация персонала как организационное условие снижения профессионального стресса педагогов ДОО // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2016. – №10. – С.26–37.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Статья основана на данных исследований проведенных в период 2011–2016 гг., посвященных изучению и повышению стрессоустойчивости педагогов системы дошкольного образования в которых «недостаточное моральное и материальное стимулирование труда» выявлено как наиболее значимый стрессогенный фактор в работе педагогов детского сада и дома ребенка. Автор рассматривает стрессоустойчивость в связи с мотивацией педагогов и особенностями развития компетенций деятельности, гражданственности и ценностно-смысловой ориентации в мире, выявляет взаимосвязь уровня стрессоустойчивости с уровнем сформированности компетенций у педагогов. Для снижения влияния стресс-фактора «недостаточное моральное и материальное стимулирование труда» предложено изучить и рационально использовать те мотивационные механизмы, которые могут быть в распоряжении менеджеров образования и существенно снизить стрессогенность педагогического труда за счет внесения изменений в корпоративную культуру организации, введения оригинальных методов стимулирования. Представлен опыт изучения мотивации педагогов, оценки мотивационного потенциала задач и разработки методов мотивации и в ходе проведения научно-методических семинаров и практикумов с педагогами системы дошкольного образования.
Литература
1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. – СПб., 2004. – 166 с.
2. Аминов Н. Учительская усталость // Первое сентября. – 1999. – №26. – С. 5.
3. Багадаева О.Ю. Стрессоустойчивость педагога: особенности и условия формирования. Монография. – Иркутск: ФГБОУ ВПО «ИГУ», 2014. – 171 с.
4. Багадаева О.Ю. Стрессогенные факторы в профессии педагога дома ребенка // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2014. – №2(28). – С. 149–154.
5. Баранов А.А. Психология стрессоустойчивости педагога: Теоретические и прикладные аспекты: дисс. ... доктора психол. наук: 19.00.07. – СПб., 2002. – 405 с.
6. Величковская С.Б. Зависимость возникновения и развития стресса от факторов профессиональной деятельности педагогов: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. – М., 2005. – 171 c.
7. Витвар О.И. Профессиональная подготовка социального педагога к воспитанию детей // Педагогика. – 2006. – №8. – С. 72–78.
8. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
9. Котельникова И.А. Развитие мотивации достижения успеха как фактор стрессоустойчивости личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т.30. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55323.htm
10. Лазарева Н.В. Диагностика «синдрома эмоционального выгорания» // Педагогическая диагностика. – 2009. – №1. – С. 63–73.
11. Лизунова Е.Ю. Методологические основы формирования стрессоустойчивости будущих учителей в чрезвычайных ситуациях: монография. – Самара: Самар. отд-ние Литфонда, 2008. – 134 с.
12. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996. – 312 с.
13. Маслоу А.Х. Мотивация и личность. 3-e изд. Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
14. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. – М.: Академия, 2004.
15. Психодиагностика стресса: практикум / Сост. Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина. – Казань: КНИТУ, 2012. – 212 с.
16. Смолова Л.В. Анализ устойчивости к психологическому стрессу педагогов общеобразовательных школ: автореф. дис. канд. психол. наук.– СПб., 1999. – 326 с.
17. Стаут Л.У. Управление персоналом. Настольная книга менеджера. Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2006. – 536 с.
18. Субботин С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристики метаиндивидуальности учителя: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Пермь, 1992. – 219 с.
19. Херцберг Ф.И. Мотивация к работе / Ф. Херцберг, Б. Моснер, Б. Блох Снидерман / Пер с англ. Д.А. Куликова. – Москва: Вершина, 2007. – 240 с.: ил., табл.
20. Хэкман Дж. Р., Олдхэм Г., Дженсон Р., Пэди К. Новая стратегия обогащения работы // Барри М. Стоу. Антология организационной психологии. – М.: Вершина, 2005.– С. 70–92.
21. Ullrich, A. The relationship of elementary teachers’ years of teaching experience, perceptions of occupational stress, self -acceptance, and challenging student behavior to burnout symptoms in the United States and Germany / A. Ullrich. – Charlotte – The University of North Carolina, 2009.– 242 p.
22. Mulholland R., Teacher Interrupted: Work Stress, Strain, and Teaching Role / R. Mulholland A.McKinlay, J. Sproule.// SAGE Open. July-September (09.2013). P.1–13.
2. Аминов Н. Учительская усталость // Первое сентября. – 1999. – №26. – С. 5.
3. Багадаева О.Ю. Стрессоустойчивость педагога: особенности и условия формирования. Монография. – Иркутск: ФГБОУ ВПО «ИГУ», 2014. – 171 с.
4. Багадаева О.Ю. Стрессогенные факторы в профессии педагога дома ребенка // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2014. – №2(28). – С. 149–154.
5. Баранов А.А. Психология стрессоустойчивости педагога: Теоретические и прикладные аспекты: дисс. ... доктора психол. наук: 19.00.07. – СПб., 2002. – 405 с.
6. Величковская С.Б. Зависимость возникновения и развития стресса от факторов профессиональной деятельности педагогов: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. – М., 2005. – 171 c.
7. Витвар О.И. Профессиональная подготовка социального педагога к воспитанию детей // Педагогика. – 2006. – №8. – С. 72–78.
8. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
9. Котельникова И.А. Развитие мотивации достижения успеха как фактор стрессоустойчивости личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т.30. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55323.htm
10. Лазарева Н.В. Диагностика «синдрома эмоционального выгорания» // Педагогическая диагностика. – 2009. – №1. – С. 63–73.
11. Лизунова Е.Ю. Методологические основы формирования стрессоустойчивости будущих учителей в чрезвычайных ситуациях: монография. – Самара: Самар. отд-ние Литфонда, 2008. – 134 с.
12. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996. – 312 с.
13. Маслоу А.Х. Мотивация и личность. 3-e изд. Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
14. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. – М.: Академия, 2004.
15. Психодиагностика стресса: практикум / Сост. Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина. – Казань: КНИТУ, 2012. – 212 с.
16. Смолова Л.В. Анализ устойчивости к психологическому стрессу педагогов общеобразовательных школ: автореф. дис. канд. психол. наук.– СПб., 1999. – 326 с.
17. Стаут Л.У. Управление персоналом. Настольная книга менеджера. Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2006. – 536 с.
18. Субботин С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристики метаиндивидуальности учителя: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Пермь, 1992. – 219 с.
19. Херцберг Ф.И. Мотивация к работе / Ф. Херцберг, Б. Моснер, Б. Блох Снидерман / Пер с англ. Д.А. Куликова. – Москва: Вершина, 2007. – 240 с.: ил., табл.
20. Хэкман Дж. Р., Олдхэм Г., Дженсон Р., Пэди К. Новая стратегия обогащения работы // Барри М. Стоу. Антология организационной психологии. – М.: Вершина, 2005.– С. 70–92.
21. Ullrich, A. The relationship of elementary teachers’ years of teaching experience, perceptions of occupational stress, self -acceptance, and challenging student behavior to burnout symptoms in the United States and Germany / A. Ullrich. – Charlotte – The University of North Carolina, 2009.– 242 p.
22. Mulholland R., Teacher Interrupted: Work Stress, Strain, and Teaching Role / R. Mulholland A.McKinlay, J. Sproule.// SAGE Open. July-September (09.2013). P.1–13.
- Комментарии
Загрузка комментариев...