Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Белобрыкина О.А. Ребенок вне игры: трансформации игровой деятельности в современном детстве

    Белобрыкина О.А. Ребенок вне игры: трансформации игровой деятельности в современном детстве

    Белобрыкина О.А. Ребенок вне игры: трансформации игровой деятельности  в современном детстве
    Скачать в формате PDF
    DOI: 10.24412/1997-9657-2021-3105-24-32
    Ключевые слова: игровой дизонтогенез игровая депривация дошкольный возраст ведущий вид деятельности амплификация игры девиантное поведение игровая аддикция
    Для цитирования статьи:
    Белобрыкина О.А. Ребенок вне игры: трансформации игровой деятельности в современном детстве // Современное дошкольное образование. – 2021. – №3(105). – С. 24–32. DOI: 10.24412/1997-9657-2021-3105-24-32

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2021. - №3
    Белобрыкина Ольга Альфонсасовна
    кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры социальной психологии и виктимологии факультета психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, научный сотрудник НИЛ социально-психологических исследований НГПУ, детский практический психолог, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, действительный член Академии полярной медицины и экстремальной экологии человека, Наставник НГПУ, (Новосибирск, Россия)

    Аннотация

    В статье рассматривается проблема редукции игровой деятельности современного дошкольника. Представлен обзор взглядов классиков отечественной детской психологии на значимость игры как фактора развития ребенка в дошкольный период детства. Вводится понятие «игровой дизонтогенез», под которым понимается нарушенное, не соответствующее психологическим закономерностям развитие игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте, обусловленное рядом социо­культурных и образовательных факторов. Раскрываются причины возникновения игровой депривации, оказывающие негативное влияние на нормальное развитие ребенка и формирование основных новообразований дошкольного детства. Показано, что симплификация детской игры приводит к психическому и личностному инфантилизму, снижению способности к планированию собственных действий, задержке формирования значимых психических функций и сторон личности, социально-нормативной дезориентации растущего человека. Опираясь на данные отдельных авторов и материалы проведенных нами ранее исследований, высказывается предположение о высоком риске формирования разнообразных психологических зависимостей и девиаций, возникновения игровой аддикции и других социально-поведенческих отклонений как следствия дефицита игры в дошкольном возрасте. Обсуждаются результаты ознакомления с учебными планами профессиональной подготовки кадров для дошкольных образовательных учреждений, которые свидетельствуют о полном отсутствии во многих программах вузов теоретических дисциплин, практических курсов и практикумов по психологии и педагогике детской игры, включая прикладные аспекты обучения будущих воспитателей методике организации и сопровождения игр дошкольников. Обозначены условия по реабилитации игры как уникального социального-психологического, культурного и возрастного феномена, предложенные Е.О. Смирновой в качестве основополагающих мер в современном дошкольном образовании.
    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    1. Баянова Л.Ф. Психология дошкольника в нормативной ситуации. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. – 128 с.
    2. Белобрыкина О.А., Михеева А.В. Влияние игровой депривации на психическое развитие человека: постановка проблемы // Мир человека: Научно-информационное издание. Выпуск 1. – Красноярск: СибГТУ, 2001. – С. 42–47.
    3. Белобрыкина О.А., Михеева А.В. Ролевая игра в юношестве: аддикция или...? // Психология и школа. – 2003. – № 3. – С. 56–61.
    4. Белобрыкина О.А. Предшкольное образование: quo vadis (камо грядеши)? // Проблемы современной школы и пути их решения: материалы Всероссийской (с международным участием) конференции / Науч. ред. С.И. Ануфриев, Л.В. Ахметова. – Томск: ТЦНТИ, 2007. – С. 43–55.
    5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: «МОДЭК», 2001. – 352 с.
    6. Большунова Н.Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки. – Новосибирск: НГПУ, 1999. – 407 с.
    7. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988. – 336 с.
    8. Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Воспитание детей в игре: Спецкурс. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование, 1994. – С. 4–7.
    9. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003. – 656 с.
    10. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Смысл, 2004. – 512 с.
    11. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника: методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. – 128 с.
    12. Записные книжки Л.С. Выготского. Избранное / Под общ. ред. Е. Завершневой и Р. ван дер Веера. – М.: Изд-во «Канон+» РООИ «Реабилитация, 2017. – 608 с.
    13. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под. ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. – М.: Педагогика, 1986.
    14. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – 286 с.
    15. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 1991. – 152 с.
    16. Кравцов Г.Г, Кравцова Е.Е. Психология игры. Культурно-исторический подход. – М.: Левъ, 2017. – 344 с.
    17. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 144 с.
    18. Михеева А.В., Белобрыкина О.А. Проблема «недоигравших» детей // Формирование мотивационной сферы личности: Сборник научных трудов. В 2-х ч. Ч. 2. – Новосибирск: НГПУ, 2003. – С. 129–133.
    19. Психология и педагогика игры дошкольника: Материалы симпозиума / Под ред.
    А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М.: Просвещение, 1966. – 351 с.
    20. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: Владос, 2006. – 366 с.
    21. Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. – 2013. – Т.5. – №3. – С. 92–98. URL: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2013_3_3402.pdf (дата обращения: 14.01.2021).
    22. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Психология и педагогика игры: Учебник и практикум. Сер. 58. Бакалавр. Академический курс. – М.: Юрайт, 2018. – 223 с.
    23. Шаманаева М.А., Белобрыкина О.А. Социально-психологические особенности подростков, склонных к игровой зависимости // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2019. – №4. – С. 45–60.
    24. Эльконин Д.Б. Психология игры: монография. – М.: Владос, 1999. – 360 с.
    25. Эльконин Д.Б. Размышления над проектом [Электронный ресурс] //Дошкольное образование. – 2006. – №7. URL: https://dob.1sept.ru/article.php?ID=200600711 (дата обращения: 18.01.2021).
    26. Belobrykina O.A., Vorobyova P.S. Psychological descriptors of emotional competence of modern preschool children // Pedagogics. Psychology: Selected Papers of the International Scientific School «Paradigma» (Summer-2015, Varna, Bulgaria) / Compiling coeditors Dr Dr.Sc., Prof. A.V.Berlov, Dr.h.c.mult., Ph.D. L.F. Chuprov, Dr.Sc., Prof. E.K. Yanakieva. Yelm, WA, USA: Science Book Publishing House, 2015. Рр. 90–99.
    27. Veraksa N.E., Veresov N.N., Veraksa A.N., Sukhikh V.L. Modern Problems of Children’s Play: Cultural-Historical Context // Cultural-Historical Psychology. 2020. Vol. 16. №3. Pp. 60–70. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2020160307
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью