кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры социальной психологии и виктимологии факультета психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, научный сотрудник НИЛ социально-психологических исследований НГПУ, детский практический психолог, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, действительный член Академии полярной медицины и экстремальной экологии человека, Наставник НГПУ, (Новосибирск, Россия)
Белобрыкина Ольга Альфонсасовна
Актуальность. Игрушка является носителем сильных эмоционально нагруженных образов. Она исторически выступает межпоколенным транслятором культуры и представляет собой один из важнейших факторов социализации ребенка. Вместе с тем современный рынок игрушек никак не регулируется в плане эмоционально-образного содержания. Это обусловливает необходимость анализа эмоционально-образных качеств игровой продукции для детей с позиции ее развивающей функции.
Организация исследования. Цель исследования – выявить эмоциональное содержание игрушек, рекомендуемых производителями и продавцами для детей дошкольного возраста. Осуществлена выборка из 150 фотографий игрушек для детей дошкольного возраста, сделанных в магазинах детских товаров, на сайтах производителей и наиболее популярных маркетплейсов. Для обработки данных использовалась программа «Image expert», включающая батарею измеряемых параметров изображения, учитывающих модальности восприятия человека в их выражении через конкретные эмоции.
Результаты исследования. Количественный анализ ассортимента вошедшей в исследовательский комплекс игровой продукции, предлагаемой для детей дошкольного возраста изготовителями, магазинами, электронными торговыми площадками, показал, что в общем объеме преобладают игрушки интеллектуальной и конструктивной направленности. В набор для анализа также вошли мягкие и интерактивные игрушки, профессионально-бытовые игровые наборы, куклы, роботы, детское оружие. Анализ эмоционального наполнения игрушек показал невысокую интенсивность, невыразительность игрушек несмотря на яркие краски и причудливую форму. Перцептивные свойства игрушек противоречивы, что снижает их суммарную эмоциональную наполненность и придает игрушкам обманчивый, неискренний характер. В целом игрушки, предлагаемые для дошкольников, апеллируют в большей мере к разуму, а не к эмоциям ребенка, а также в неявной форме несут информацию о неискренности и недостоверности окружающего мира.
Выводы. Эмоциональное благополучие детерминирует полноценное развитие ребенка, одним из средств обеспечения которого является детская игрушка как особый социокультурный и психологический феномен. Поэтому осознанный и ответственный выбор игрушек взрослыми должен стать устойчивым элементом здорового образа жизни ребенка. Сегодняшние игрушки психологически опасны, они способны затормозить развитие эмоциональной сферы современного ребенка. Полученные данные позволяют наметить научную перспективу и определить тематику дальнейших исследований, а также будут информативны для родителей, педагогов образовательных учреждений в целях формирования у них чувства ответственности при выборе игрушек для детей дошкольного возраста.
Актуальность. Роль игры в дошкольном возрасте приоритетна. Вместе с тем преобладание когнитивной доминанты в образовательных стандартах оказывает неблагоприятное влияние на полноценное проживание ребенком дошкольного периода детства.
При обсуждении проблемы стандартизации образования особое внимание уделяется прогнозам Д.Б.Эльконина, не утратившим и сегодня своего значения в отношении реформирования образования в целом и дошкольного воспитания в частности. Отмечается, что идея «высоких стандартов обучения», реализуемая посредством внедрения программ раннего развития интеллектуальных навыков у детей и подготовки их к использованию в будущем высоких технологий, симплифицирует развитие дошкольника.
Организация исследования. Цель исследования состояла в определении наличия онтогенетически сменяющих друг друга видов игры в системе дополнительного образования дошкольников. Методом исследования выступал контент-анализ содержания рекламной продукции по услугам, предлагаемым учреждениями дополнительного образования для детей раннего и дошкольного возраста. Проанализировано более 500 рекламных объявлений. Проведенный анализ показал, что в перечне предложений преобладают направления, ориентированные на знаниевую составляющую, многие из которых препятствуют становлению возрастных новообразований.
Результаты исследования. Результаты аналитического исследования предлагаемых учреждениями дополнительного образования услуг для детей раннего и дошкольного возраста указывают на доминирование услуги по подготовке к школе, осуществление которой начинается с 2–3-летнего возраста. Показано соотношение предлагаемых внешкольными учреждениями «развивающих» услуг для детей, в которых полностью отсутствует ориентация на ведущий вид деятельности дошкольника – игру.
Обозначается, что реализация и основного, и дополнительного образования детей дошкольного возраста в современных условиях осуществляется с преимущественным использованием школьных форм и средств обучения.
Выводы. Анализ показал, что использование при обучении дошкольников в учреждениях дошкольного и дополнительного образования школьных форм, методов и приемов вне опоры на ведущий вид деятельности лишает детей полноценного детства. Ограниченное рамками образовательных и иных стандартов, дошкольное детство сегодня оказывается лишено средств для конструирования образа взрослости, образа социального будущего и перспектив собственного индивидуального становления.