Белобрыкина О.А. Симплификация дошкольного детства в условиях стандартизации образования
Скачать в формате PDF
DOI:
10.24412/2782-4519-2023-2116-54-64
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Белобрыкина О.А. Симплификация дошкольного детства в условиях стандартизации образования // Современное дошкольное образование. – 2023. – №2(116). – С. 54–64. DOI: 10.24412/2782-4519-2023-2116-54-64
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. Роль игры в дошкольном возрасте приоритетна. Вместе с тем преобладание когнитивной доминанты в образовательных стандартах оказывает неблагоприятное влияние на полноценное проживание ребенком дошкольного периода детства.
При обсуждении проблемы стандартизации образования особое внимание уделяется прогнозам Д.Б.Эльконина, не утратившим и сегодня своего значения в отношении реформирования образования в целом и дошкольного воспитания в частности. Отмечается, что идея «высоких стандартов обучения», реализуемая посредством внедрения программ раннего развития интеллектуальных навыков у детей и подготовки их к использованию в будущем высоких технологий, симплифицирует развитие дошкольника.
Организация исследования. Цель исследования состояла в определении наличия онтогенетически сменяющих друг друга видов игры в системе дополнительного образования дошкольников. Методом исследования выступал контент-анализ содержания рекламной продукции по услугам, предлагаемым учреждениями дополнительного образования для детей раннего и дошкольного возраста. Проанализировано более 500 рекламных объявлений. Проведенный анализ показал, что в перечне предложений преобладают направления, ориентированные на знаниевую составляющую, многие из которых препятствуют становлению возрастных новообразований.
Результаты исследования. Результаты аналитического исследования предлагаемых учреждениями дополнительного образования услуг для детей раннего и дошкольного возраста указывают на доминирование услуги по подготовке к школе, осуществление которой начинается с 2–3-летнего возраста. Показано соотношение предлагаемых внешкольными учреждениями «развивающих» услуг для детей, в которых полностью отсутствует ориентация на ведущий вид деятельности дошкольника – игру.
Обозначается, что реализация и основного, и дополнительного образования детей дошкольного возраста в современных условиях осуществляется с преимущественным использованием школьных форм и средств обучения.
Выводы. Анализ показал, что использование при обучении дошкольников в учреждениях дошкольного и дополнительного образования школьных форм, методов и приемов вне опоры на ведущий вид деятельности лишает детей полноценного детства. Ограниченное рамками образовательных и иных стандартов, дошкольное детство сегодня оказывается лишено средств для конструирования образа взрослости, образа социального будущего и перспектив собственного индивидуального становления.
Литература
- Белобрыкина О.А. Билингвизм: парадоксы детского двуязычия в современной реальности // Образование в этнополикультурной среде: состояние, проблемы, перспективы: Материалы VI Меж- дународного молодежного научно-культурного форума / Под науч. ред. Л.В. Ахметовой. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2016. – С. 72–78.
- Белобрыкина О.А. Децентрация как интегральный критерий готовности ребенка к обучению в школе // Коммуникативная педагогика: от «школы знания» к «школе понимания»: Материалы научно-практической конференции / Отв. ред. Ю.Л. Троицкий. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2004. – С. 225–234.
- Белобрыкина О.А. Итоги и проблемы инновационной деятельности дошкольных образовательных учреждений // Концепция философии образования и современная антропология: Материалы Международного семинара. – Новосибирск: ГЦРО, 2001. – С. 273–277.
- Белобрыкина О.А. Предшкольное образование: quo vadis (камо грядеши)? // Проблемы современной школы и пути их решения: Материалы Всероссийской (с международным участием) конференции / Науч. ред. С.И. Ануфриев, Л.В. Ахметова. – Томск: ТЦНТИ, 2007. – С. 43–55.
- Белобрыкина О.А. Ребенок вне игры: трансформации игровой деятельности в современном детстве // Современное дошкольное образование. – 2021. – №3 (105). – С. 24–32. DOI: 10.24412/1997-9657-2021-3105-24-32
- Белобрыкина О.А. Социально-психологическая сущность и смысл предшкольного образования: размышления и прогнозы // Наука и образование: Материалы Всероссийской конференции. В 6 т.: Т. 3. Ч. 4. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2007. – С. 39–51.
- Большунова Н.Я. Что не так с системой ЕГЭ? [Электронный ресурс] // Газета педагогов. 11.06.2019. URL: https://gazeta-pedagogov.ru/avtorskaya-kolonka-chto-ne-tak-s-sistemoj-ege/ (дата обращения: 10.12.2022).
- Веракса Н.Е. Игра – зона ближайшего развития ребенка // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2011. – №1. – С. 2.
- Веракса Н.Е., Вересов Н.Н., Веракса А.Н., Сухих В.Л. Современные проблемы детской игры: культурно-исторический контекст // Культурно-историческая психология. – 2020. – Т.16. – №3. – С. 60–70. DOI: 10.17759/chp.2020160307
- Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Смысл, 2004. – 512 с.
- Денисенко Л.А., Белобрыкина О.А. Психологические проблемы построения методики раннего обучения иностранному языку // «Я» и социальная среда: Материалы региональной научно-практической конференции / Под науч. ред. О.А. Белобрыкиной, О.А. Шамшиковой. – Новосибирск: НГПУ, 2004. – С. 146–151.
- Жизнь детских садов может измениться: опасения экспертов [Электронный ресурс] // НИИ УГО. 30.11.2022. URL: https://www.mgpu.ru/zhizn-detskih-sadov-mozhet-izmenitsya-opaseniya-ekspertov/ (дата обращения: 08.01.2023).
- Костромина С.Н. Аксиология цифрового образования: назад в будущее? // Психология образования: современный вектор развития: [монография] / Науч. ред. С.Б. Малых, Т.И. Тихомирова; отв. ред. И.А. Ершова. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2020. – С. 98–120.
- Кравцов Г.Г, Кравцова Е.Е. Психология игры. Культурно-исторический подход. – М.: Левъ, 2017. – 344 с.
- Крэйн У. Теория развития и движение за высокие стандарты обучения // Теории развития: Секреты формирования личности. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – С. 487–498.
- Кудрявцев В.Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка. – М.: УРАО, 1997. – 156 с.
- Михеева А.В., Белобрыкина О.А. Проблема «недоигравших» детей // Формирование мотивационной сферы личности: Сборник научных трудов. В 2-х ч. Ч. 2. – Новосибирск: НГПУ, 2003. – С. 129–133.
- Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. – 2013. – Т. 5. – № 3. – С. 92–98. URL: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2013_3_3402.pdf (дата обращения: 24.12.2022).
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. – М.: Педагогика, 1968. – 557 с.
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Утверждена приказом Минпросвещения РФ от 25.11.2022 № 1028 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044 (дата обращения: 24.12.2022).
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 10.01.2023).
- Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. – 2011. – Т.8. – №1. – С. 45–54.
- Шнейдер Л.Б. Образовательные инновации: позитивное и негативное // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2014. – №2. – С. 6–19.
- Шнейдер Л.Б., Зыкова М.Н. Пути и средства содействия жизнедеятельности ребенка-билингва (инофона) // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2022. – №1. – С. 304–318.
- Эксперты дошкольного образования предложили изменения в новый проект Федеральной образовательной программы [Электронный ресурс] //Вести образования. 18.11.2022. URL: https://vogazeta.ru/articles/2022/11/18/edpolitics/21326-eksperty_doshkolnogo_obrazovaniya_predlozhi... (дата обращения: 10.12.2022).
- Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии. – 1992. – №3–4. – С. 7–13.
- Эльконин Д.Б. Психология игры: монография. – М.: Книга по Требованию, 2013. – 228 с.
- Эльконин Д.Б. Размышления над проектом // Дошкольное образование. – 2006. – №7. URL: https://dob.1sept.ru/article.php?ID=200600711 (дата обращения: 12.12.2022).
- Chaudron S. Young children (0-8) and digital technology: a qualitative exploratory study across seven countries. Luxembourg: Joint Research Centre, Publications Office of the European Union, 2015. 528 р. DOI: 10.2788/00749
- Gray P. The decline of play and the rise of psychopathology in children and adolescents // American Journal of Play. 2011. Vol. 3. Is. 4. Pр. 443-463. URL: https://www.psychologytoday.com/files/attachments/1195/ajp-decline-play-published.pdf (дата обращения: 10.01.2023).
- Parrott H.M., Cohen L.E. Advocating for Play: The Benefits of Unstructured Play in Public Schools //School Community Journal. 2020. Vol. 30. Is. 2. Pр. 229-254. URL: https://eric.ed.gov/?id=EJ1276879
- Veraksa N., Veraksa A., Bukhalenkova D.A., Säljö R. Exploring the development of executive functions in children in a digital world //European Journal of Psychology of Education. 2021. Vol. 37. Рр. 1035-1050. DOI:10.1007/s10212-021-00584-8.
- Комментарии
Загрузка комментариев...