Белобрыкина О.А., Лидин К.Л. Эмоциональное содержание современных детских игрушек
Скачать в формате PDF
Поступила:
11.02.2024
Принята к публикации:
10.03.2024
Дата публикации в журнале:
05.05.2024
DOI:
10.24412/2782-4519-2024-2122-48-59
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Белобрыкина, О.А., Лидин, К.Л. (2024). Эмоциональное содержание современных детских игрушек. Современное дошкольное образование, 122(2), 48–59. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-2122-48-59
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. Игрушка является носителем сильных эмоционально нагруженных образов. Она исторически выступает межпоколенным транслятором культуры и представляет собой один из важнейших факторов социализации ребенка. Вместе с тем современный рынок игрушек никак не регулируется в плане эмоционально-образного содержания. Это обусловливает необходимость анализа эмоционально-образных качеств игровой продукции для детей с позиции ее развивающей функции.
Организация исследования. Цель исследования – выявить эмоциональное содержание игрушек, рекомендуемых производителями и продавцами для детей дошкольного возраста. Осуществлена выборка из 150 фотографий игрушек для детей дошкольного возраста, сделанных в магазинах детских товаров, на сайтах производителей и наиболее популярных маркетплейсов. Для обработки данных использовалась программа «Image expert», включающая батарею измеряемых параметров изображения, учитывающих модальности восприятия человека в их выражении через конкретные эмоции.
Результаты исследования. Количественный анализ ассортимента вошедшей в исследовательский комплекс игровой продукции, предлагаемой для детей дошкольного возраста изготовителями, магазинами, электронными торговыми площадками, показал, что в общем объеме преобладают игрушки интеллектуальной и конструктивной направленности. В набор для анализа также вошли мягкие и интерактивные игрушки, профессионально-бытовые игровые наборы, куклы, роботы, детское оружие. Анализ эмоционального наполнения игрушек показал невысокую интенсивность, невыразительность игрушек несмотря на яркие краски и причудливую форму. Перцептивные свойства игрушек противоречивы, что снижает их суммарную эмоциональную наполненность и придает игрушкам обманчивый, неискренний характер. В целом игрушки, предлагаемые для дошкольников, апеллируют в большей мере к разуму, а не к эмоциям ребенка, а также в неявной форме несут информацию о неискренности и недостоверности окружающего мира.
Выводы. Эмоциональное благополучие детерминирует полноценное развитие ребенка, одним из средств обеспечения которого является детская игрушка как особый социокультурный и психологический феномен. Поэтому осознанный и ответственный выбор игрушек взрослыми должен стать устойчивым элементом здорового образа жизни ребенка. Сегодняшние игрушки психологически опасны, они способны затормозить развитие эмоциональной сферы современного ребенка. Полученные данные позволяют наметить научную перспективу и определить тематику дальнейших исследований, а также будут информативны для родителей, педагогов образовательных учреждений в целях формирования у них чувства ответственности при выборе игрушек для детей дошкольного возраста.
Литература
Абраменкова, В.В. (2006). Во что играют наши дети: игрушка и антиигрушка. Москва: Лепта-пресс, Яуза, Эксмо. 640.
Абраменкова, В.В. (2023). Кукла как культурный код: пеленашка VS барби [Электронный ресурс]. Психологическая газета. 20.09. URL: https://psy.su/feed/11600/ (дата обращения: 04.01.2024).
Абраменкова, В.В. (2008). Социальная психология детства: учебное пособие. – М.: ПЕР СЭ. 431.
Агранович, М. (2021). Девятилетняя Алиса Теплякова может стать самой юной студенткой в России [Электронный ресурс]. Российская газета. 28.07. – URL: https://rg.ru/2021/07/28/deviatiletniaia-alisa-tepliakova-mozhet-stat-samoj-iunoj-studentkoj-v-rossi... (дата обращения: 12.01.2024).
Акимова, Ю.А., Вачкова, С.Н., Ключко, О.И., Савенков, А.И., Смирнова, П.В. (2016). Психолого-педагогическая экспертиза игрушки. Москва: МГПУ. 112.
Белобрыкина, О.А. (2008). Игрушка как условие нормализации психологического здоровья ребенка. Психологическое здоровье как условие самореализации личности. Под ред. М.И. Кошеновой, В.М. Физикова. Омск: ОмГПУ. 125–138.
Белобрыкина, О.А. (2016). Особенности эмоционального развития дошкольников в современных условиях. Смальта. 1. 9–15.
Белобрыкина, О.А. (2021). Ребенок вне игры: трансформации игровой деятельности в современном детстве. Современное дошкольное образование. 3 (105). 24-32. DOI: 10.24412/1997-9657-2021-3105-24-32
Белобрыкина, О.А. (2014). Ретроспектива проблемы семантики детской игрушки как психологического феномена. Сборник доклади от Годишна университетска научна конференция. Т. 12: Научно направление «Педагогически и хуманитарни науки». Велико Търново: Издателски комплекс на НВУ «Васил Левски». 225–235.
Белобрыкина, О.А. (2006). Роль игрушки в эмоциональном благополучии ребенка. Социально-педагогические, психологические и философские аспекты формирования личности в культуре современной России. Бирск: БирГСПА. 154–167.
Белобрыкина, О.А., Сергеева, Е.А., Шаманаева, М.А. (2021). Нормативно-правовые основы верификации социально-психологического профиля игрового аддикта. Современная реальность в социально-психологическом контексте – 2021: сборник научных трудов. Под науч. ред. О.А. Белобрыкиной, М.И. Кошеновой. Новосибирск: Изд-во НГПУ. 172–180.
Белобрыкина, О.А., Шамшикова, О.А. (2006). Игрушка как переходный объект. Социально-педагогические, психологические и философские аспекты формирования личности в культуре современной России. Бирск: БирГСПА. 199–207.
В России наградили победителей конкурса новых брендов страны [Электронный ресурс]. Национальныепроекты.рф [сайт]. 29.06.2023. URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/news/v-rossii-nagradili-pobediteley-konkursa-novykh-br... (дата обращения: 18.01.2024).
Игровая культура современного детства: Материалы I Международной научно-практической конференции (2017). Под ред. Е.И. Ивановой. В 2 т. Т. 1. Москва: НАИР. 366.
Игровая культура современного детства: Сборник статей II Международной научно-практической конференции (2018). Под ред. Орловой И.А., Нисской А.К., Цаплиной О.В., Шеиной Е.Г., Кириллова И.Л., Хайдарпашич М.Р. Москва: НАИР. 184.
Кравцов, Г.Г., Кравцова, Е.Е. (2017). Психология игры. Культурно-исторический подход. Москва: Левъ. 344.
Лежепекова, А. (2021). Выпускники МГУ рассказали, как «сломался» их однокурсник-вундеркинд [Электронный ресурс]. Газета.Ру. 23.08. URL: https://www.gazeta.ru/social/news/2021/08/23/n_16418000.shtml?updated (дата обращения: 05.01.2024).
Лидин, К.Л. (2006). К вопросу о психологической экспертизе игрушек (на примере куклы Барби). Развитие человека в современном мире: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под науч. ред. О.А. Белобрыкиной, О.А. Шамшиковой. Новосибирск: Изд. НГПУ. 128–140.
Лидин, К.Л. (2004). Психологические механизмы воздействия образа на эмоциональную сферу личности. Иркутск: ИрГУ. 112.
Лидин, К.Л. (2016). Психологическая экспертиза в урбанистике. Психологическая экспертиза: современность и тенденции развития: монография. Под науч. ред. О.А. Белобрыкиной, В.Л. Дресвянникова. Новосибирск: Немо Пресс. 128–160.
Лидин, К.Л. (2020). Эмоциональный интеллект и его роль в аккультурации иммигрантов. Современная реальность в социально-психологическом контексте – 2020: сборник научных трудов. Под науч. ред. О.А. Белобрыкиной, М.И. Кошеновой. Новосибирск: НГПУ. 108–119.
Разогрелка «Монстрик Упс» [Электронный ресурс]. Мякиши: Фабрика детского счастья. URL: https://myakishi.ru/katalog/razogrelki/igrushka-grelka-so-svetyashchimisya-glazkami-monstrik-ups-3-v... (дата обращения: 12.01.2024).
Смирнова, Е.О. (2017). Современные игрушки: подход к психолого-педагогической экспертизе. Игровая культура современного детства: Материалы I Международной научно-практической конференции. Москва: НАИР. Т.2. 13–20.
Фромм, Э. (2019). Здоровое общество. Москва: АСТ. 528.
Экспертный совет премии «Золотой медвежонок» подвел итоги работы. 24.04.2023 [Электронный ресурс]. Ассоциация предприятий индустрии детских товаров. URL: https://acgi.ru/news/association/ekspertnyy-sovet-premii-zolotoy-medvezhonok-podvel-itogi-raboty/ (дата обращения: 04.01.2024).
Pugh, A.J. (2005). Selling compromise: toys, motherhood, and the cultural deal. Gender & Society. Vol. 19. Is. 6. 729–749.
Retter, H. (2003). Evaluation of toys today – against the background of contemporary changes in society and socialization. Toys in educational and socio-cultural contexts. Toy research in the late twentieth century. Part 1. Stockholm: Stockholm International Toy Reasearch Centre (SITREC). 171–180.
- Комментарии
Загрузка комментариев...