Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Белобрыкина О.А., Лидин К.Л. Эмоциональное содержание современных детских игрушек

    Белобрыкина О.А., Лидин К.Л. Эмоциональное содержание современных детских игрушек

    Белобрыкина О.А., Лидин К.Л.  Эмоциональное содержание современных  детских игрушек
    Скачать в формате PDF
    Поступила: 11.02.2024
    Принята к публикации: 10.03.2024
    Дата публикации в журнале: 05.05.2024
    DOI: 10.24412/2782-4519-2024-2122-48-59
    Ключевые слова: игра игрушка современный рынок игрушек эмоциональное содержание дошкольный возраст ведущий вид деятельности риск нарушения развития
    Для цитирования статьи:
    Белобрыкина, О.А., Лидин, К.Л. (2024). Эмоциональное содержание современных детских игрушек. Современное дошкольное образование, 122(2), 48–59. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-2122-48-59

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2024. - №2
    Белобрыкина Ольга Альфонсасовна
    кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры социальной психологии и виктимологии факультета психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, научный сотрудник НИЛ социально-психологических исследований НГПУ, детский практический психолог, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, действительный член Академии полярной медицины и экстремальной экологии человека, Наставник НГПУ, (Новосибирск, Россия)

    Лидин Константин Львович
    кандидат технических наук, доцент, эксперт народной дипломатии Федерации «Союз соотечественников», София, Республика Болгария

    Аннотация

    Актуальность. Игрушка является носителем сильных эмоционально нагруженных образов. Она исторически выступает межпоколенным транслятором культуры и представляет собой один из важнейших факторов социализации ребенка. Вместе с тем современный рынок игрушек никак не регулируется в плане эмоционально-образного содержания. Это обусловливает необходимость анализа эмоционально-образных качеств игровой продукции для детей с позиции ее развивающей функции.

    Организация исследования. Цель исследования – выявить эмоциональное содержание игрушек, рекомендуемых производителями и продавцами для детей дошкольного возраста. Осуществлена выборка из 150 фотографий игрушек для детей дошкольного возраста, сделанных в магазинах детских товаров, на сайтах производителей и наиболее популярных маркетплейсов. Для обработки данных использовалась программа «Image expert», включающая батарею измеряемых параметров изображения, учитывающих модальности восприятия человека в их выражении через конкретные эмоции.

    Результаты исследования. Количественный анализ ассортимента вошедшей в исследовательский комплекс игровой продукции, предлагаемой для детей дошкольного возраста изготовителями, магазинами, электронными торговыми площадками, показал, что в общем объеме преобладают игрушки интеллектуальной и конструктивной направленности. В набор для анализа также вошли мягкие и интерактивные игрушки, профессионально-бытовые игровые наборы, куклы, роботы, детское оружие. Анализ эмоционального наполнения игрушек показал невысокую интенсивность, невыразительность игрушек несмотря на яркие краски и причудливую форму. Перцептивные свойства игрушек противоречивы, что снижает их суммарную эмоциональную наполненность и придает игрушкам обманчивый, неискренний характер. В целом игрушки, предлагаемые для дошкольников, апеллируют в большей мере к разуму, а не к эмоциям ребенка, а также в неявной форме несут информацию о неискренности и недостоверности окружающего мира.

    Выводы. Эмоциональное благополучие детерминирует полноценное развитие ребенка, одним из средств обеспечения которого является детская игрушка как особый социокультурный и психологический феномен. Поэтому осознанный и ответственный выбор игрушек взрослыми должен стать устойчивым элементом здорового образа жизни ребенка. Сегодняшние игрушки психологически опасны, они способны затормозить развитие эмоциональной сферы современного ребенка. Полученные данные позволяют наметить научную перспективу и определить тематику дальнейших исследований, а также будут информативны для родителей, педагогов образовательных учреждений в целях формирования у них чувства ответственности при выборе игрушек для детей дошкольного возраста.

    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    Абраменкова, В.В. (2006). Во что играют наши дети: игрушка и антиигрушка. Москва: Лепта-пресс, Яуза, Эксмо. 640.

    Абраменкова, В.В. (2023). Кукла как культурный код: пеленашка VS барби [Электронный ресурс]. Психологическая газета. 20.09. URL: https://psy.su/feed/11600/ (дата обращения: 04.01.2024).

    Абраменкова, В.В. (2008). Социальная психология детства: учебное пособие. – М.: ПЕР СЭ. 431.

    Агранович, М. (2021). Девятилетняя Алиса Теплякова может стать самой юной студенткой в России [Электронный ресурс]. Российская газета. 28.07. – URL: https://rg.ru/2021/07/28/deviatiletniaia-alisa-tepliakova-mozhet-stat-samoj-iunoj-studentkoj-v-rossi... (дата обращения: 12.01.2024).

    Акимова, Ю.А., Вачкова, С.Н., Ключко, О.И., Савенков, А.И., Смирнова, П.В. (2016). Психолого-педагогическая экспертиза игрушки. Москва: МГПУ. 112.

    Белобрыкина, О.А. (2008). Игрушка как условие нормализации психологического здоровья ребенка. Психологическое здоровье как условие самореализации личности. Под ред. М.И. Кошеновой, В.М. Физикова. Омск: ОмГПУ. 125–138.

    Белобрыкина, О.А. (2016). Особенности эмоционального развития дошкольников в современных условиях. Смальта. 1. 9–15.

    Белобрыкина, О.А. (2021). Ребенок вне игры: трансформации игровой деятельности в современном детстве. Современное дошкольное образование. 3 (105). 24-32. DOI: 10.24412/1997-9657-2021-3105-24-32

    Белобрыкина, О.А. (2014). Ретроспектива проблемы семантики детской игрушки как психологического феномена. Сборник доклади от Годишна университетска научна конференция. Т. 12: Научно направление «Педагогически и хуманитарни науки». Велико Търново: Издателски комплекс на НВУ «Васил Левски». 225–235.

    Белобрыкина, О.А. (2006). Роль игрушки в эмоциональном благополучии ребенка. Социально-педагогические, психологические и философские аспекты формирования личности в культуре современной России. Бирск: БирГСПА. 154–167.

    Белобрыкина, О.А., Сергеева, Е.А., Шаманаева, М.А. (2021). Нормативно-правовые основы верификации социально-психологического профиля игрового аддикта. Современная реальность в социально-психологическом контексте – 2021: сборник научных трудов. Под науч. ред. О.А. Белобрыкиной, М.И. Кошеновой. Новосибирск: Изд-во НГПУ. 172–180.

    Белобрыкина, О.А., Шамшикова, О.А. (2006). Игрушка как переходный объект. Социально-педагогические, психологические и философские аспекты формирования личности в культуре современной России. Бирск: БирГСПА. 199–207.

    В России наградили победителей конкурса новых брендов страны [Электронный ресурс]. Национальныепроекты.рф [сайт]. 29.06.2023. URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/news/v-rossii-nagradili-pobediteley-konkursa-novykh-br... (дата обращения: 18.01.2024).

    Игровая культура современного детства: Материалы I Международной научно-практической конференции (2017). Под ред. Е.И. Ивановой. В 2 т. Т. 1. Москва: НАИР. 366.

    Игровая культура современного детства: Сборник статей II Международной научно-практической конференции (2018). Под ред. Орловой И.А., Нисской А.К., Цаплиной О.В., Шеиной Е.Г., Кириллова И.Л., Хайдарпашич М.Р. Москва: НАИР. 184.

    Кравцов, Г.Г., Кравцова, Е.Е. (2017). Психология игры. Культурно-исторический подход. Москва: Левъ. 344.

    Лежепекова, А. (2021). Выпускники МГУ рассказали, как «сломался» их однокурсник-вундеркинд [Электронный ресурс]. Газета.Ру. 23.08. URL: https://www.gazeta.ru/social/news/2021/08/23/n_16418000.shtml?updated (дата обращения: 05.01.2024).

    Лидин, К.Л. (2006). К вопросу о психологической экспертизе игрушек (на примере куклы Барби). Развитие человека в современном мире: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под науч. ред. О.А. Белобрыкиной, О.А. Шамшиковой. Новосибирск: Изд. НГПУ. 128–140.

    Лидин, К.Л. (2004). Психологические механизмы воздействия образа на эмоциональную сферу личности. Иркутск: ИрГУ. 112.

    Лидин, К.Л. (2016). Психологическая экспертиза в урбанистике. Психологическая экспертиза: современность и тенденции развития: монография. Под науч. ред. О.А. Белобрыкиной, В.Л. Дресвянникова. Новосибирск: Немо Пресс. 128–160.

    Лидин, К.Л. (2020). Эмоциональный интеллект и его роль в аккультурации иммигрантов. Современная реальность в социально-психологическом контексте – 2020: сборник научных трудов. Под науч. ред. О.А. Белобрыкиной, М.И. Кошеновой. Новосибирск: НГПУ. 108–119.

    Разогрелка «Монстрик Упс» [Электронный ресурс]. Мякиши: Фабрика детского счастья. URL: https://myakishi.ru/katalog/razogrelki/igrushka-grelka-so-svetyashchimisya-glazkami-monstrik-ups-3-v... (дата обращения: 12.01.2024).

    Смирнова, Е.О. (2017). Современные игрушки: подход к психолого-педагогической экспертизе. Игровая культура современного детства: Материалы I Международной научно-практической конференции. Москва: НАИР. Т.2. 13–20.

    Фромм, Э. (2019). Здоровое общество. Москва: АСТ. 528.

    Экспертный совет премии «Золотой медвежонок» подвел итоги работы. 24.04.2023 [Электронный ресурс]. Ассоциация предприятий индустрии детских товаров. URL: https://acgi.ru/news/association/ekspertnyy-sovet-premii-zolotoy-medvezhonok-podvel-itogi-raboty/ (дата обращения: 04.01.2024).

    Pugh, A.J. (2005). Selling compromise: toys, motherhood, and the cultural deal. Gender & Society. Vol. 19. Is. 6. 729–749.

    Retter, H. (2003). Evaluation of toys today – against the background of contemporary changes in society and socialization. Toys in educational and socio-cultural contexts. Toy research in the late twentieth century. Part 1. Stockholm: Stockholm International Toy Reasearch Centre (SITREC). 171–180.

    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью