Белолуцкая А.К. Анализ зарубежных и отечественных подходов к развитию творческого мышления детей дошкольного возраста в образовательном процессе
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
В статье сформулировано пять современных подходов, являющихся наиболее распространенными среди исследователей и педагогов-практиков в области развития творческого мышления дошкольников в образовательном процессе, а именно: работа через искусство, образовательную среду, тренинги креативности, разрешение проблемных ситуаций, детские нарративы. Автором использован метод сравнительного анализа отечественных и зарубежных источников (всего 47 источников, 30 из которых опубликованы за последние 10 лет).
В работе сделаны следующие выводы: а) при работе с предметами эстетического цикла для развития творческого мышления ребенка важно уделять внимание не столько красоте сделанного дошкольником продукта, сколько качеству взаимодействия ребенка с педагогом, возможности действовать по собственному замыслу и доступности материалов, что обеспечивает детям независимость в принятии решений, как и чем заниматься большую часть дня; б) при организации образовательной среды в детском саду необходимо делать акцент на диалоговые и дискуссионные практики, открытые задания, личностную значимость для ребенка предлагаемой ему деятельности, мягкое расписание с длительными периодами, когда ребенок может быть погружен в одно занятие, профессиональную свободу педагога; в) интеграция проблемных ситуаций, требующих экспериментальной деятельности и освоения «наукосообразных» способов ответа на противоречивые вопросы является эффективным способом стимулирования любознательности в дошкольном возрасте.
В качестве заключения автор подчеркивает, что в практике дошкольного образования, безусловно, возможно и оправдано успешное совмещение всех указанных подходов к развитию творческого мышления.
Литература
- Белолуцкая А.К. Анализ особенностей диалектических структур продуктивного мышления детей и взрослых (автореферат). – М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2006. – 21 с.
- Брунер Дж. Жизнь как нарратив // Social Research. No54. pp 11–32 / Пер. с англ. М.В. Соколовой, под ред. А.М. Корбута, 1987.
- Веракса Н.Е. Диалектическое мышление ребенка и возможности его активизации // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». – 2010. – №2. – С. 46–53.
- Веракса Н.Е. Структурные особенности диалектического мышления // Филология и культура. – 2013. – №3. – С. 303–312.
- Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование. – Ч. 1. – Дубна, 1997.
- Николаева О.Ф. Социоигровой подход к развитию творческого мышления старшего дошкольника // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2010. – № 10. – С. 140-149.
- Шиян И.Б. Диалектическое мышление и представление о возможностях ситуации у детей старшего дошкольного возраста // Филология и культура. – 2013. – №3. –С. 329–332.
- Шиян О.А. Образовательный проект «Превращения»: возможности развития творческого (диалектического) мышления ребенка в детском саду // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2016. – №7. – С. 58–59.
- Шиян И.Б. Учимся рассказывать истории // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2008. – №2. – С. 25–32.
- Alfonso-Benlliure Vicente, Juan Carlos Melendez, Marta Garcia-Ballesteros. Evaluation of a creativity intervention program for preschoolers. Thinking Skills and Creativity 10 (2013) 112–120.
- Arlin P. Dialectical thinking: Further implication for Creative thinking // Encyclopedia of Creativity / Eds. Runko A.M., Pritzer S.L. Vol. 1. Academic Press. 2011. P. 383–386.
- Bautista Alfredo, Moreno-Nunez Ana, Bull Rebecca, Amsah Farina, Swee-Fuan Koh. Arts-related pedagogies in preschool education: An Asian perspective. Early childhood Research Quarterly, 45 (2018) 277-288.
- Bautista, A.,Tan,L.S.,Ponnusamy, L.D.,& Yau, X.(2016).Curriculum integration in arts education: Connecting multiple art forms through the idea of space. 288A. Bautistaetal. / Early Childhood Research Quarterly 45 (2018) 277–288 Journal of Curriculum Studies, 48(5), 610–629. http://dx.doi.org/10.1080/00220272.2015.1089940
- Beck, S. R., Williams, C., Cutting, N., Apperly, I. A., & Chappell, J. (2016). Individual differences in children’s innovative problem solving are not predicted by divergent thinking or executive functions. Philosophical Transactions of the Royal Society B:Biological Sciences, 371.https://doi.org/10.1098/rstb.2015.0190
- Bernice Lai-Ting Yan. Nonabsolut/relativistic thinking: a possible unifying commonality underlying models of postformal reasoning, 1995. P. 227.
- Bijvoet-van den Berg, S., & Hoicka, E. (2014). Individual differences and age-related changes in divergent thinking in toddlers and preschoolers. Developmental Psychology, 50(6), 1629.https://doi.org/10.1037/a0036131.
- Bond, V.L. (2015). Sounds to share: The state of music education in three Reggio Emilia – inspired North American preschools. Journal Of Research in Music Education, 62(4), 462–484. http://dx.doi.org/10.1177/0022429414555017
- Chan, S., & Yuen, M. (2014). Personal and environmental factors affecting teachers creativity-fostering practices in Hong Kong. Thinking Skills and Creativity, 12,69–77. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2014.02.003.
- Chen Si, Zhou Jing. Creative writing strategies of young children: Evidence from a study of Chinese emergent writing. Thinking Skills and Creativity 5 (2010) 138–149.
- Cluver, A., Heyman, G., & Carver, L. J. (2013). Young children selectively seek help when solving problems. Journal of Experimental Child Psychology, 115, 570–578.
- Gencer Arzu Akar, Gonen Mubeccel. Examination of The Effects of Reggio Emilia Based Projects on Preschool Children’s Creative Thinking Skills. Procedia – Social and Behavioral Sciences 186 (2015) 456–460.
- Craft, A., McConnon, L., & Matthews, A. (2012).Child-initiated play and professional creativity: Enable four-year-olds possibility thin-king. Thinking Skills and Creativity, 7(1),48–61.
- Garaigordobil, M., & Berrueco, L. (2011). Effects of a play program on creative thinking of preschool children. The Spanish Journal of Psychology, 14, 608–618.
- GuiIfогd, J. P. Three faces of intellect. The American Psychologist, 1959, № 14. P.132-156.
- Henriksson-Macaulay, L., &Welch, G. (2015).The musical key to babies cognitive and social development. The International Journal of Birth and Parent Education, 2(2), 21–25.
- Hun Ping Cheung Rebecca. Exploring the use of the pedagogical framework for creative practice in preschool settings: A phenomenological approach. Thinking Skills and Creativity 10 (2013) 133–142.
- Ferrari, A., Cachia, R., & Punie, Y. (2009). Innovation and creativity in education and training in the EU member states: Fostering creative learning and supportinginnovative teaching. JRC Technical Note, 52374, 64.https://doi.org/10.1007/978-94-6209-149-8_3
- Fusaro Maria, Smith Maureen C. Preschoolers inquisitiveness and science-relevant problem solving. Early Childhood Research Quarterly, 42 (2018). 119-127.
- Jankowska Dorota M., Karwowski Maciej. Family factors and development of creative thinking . Personality and individual differences 142 (2019) 202-206.
- Keen, R. (2011). The development of problem solving in young children: A critical cognitive skill. Annual Review of Psychology,62, 1–21.
- Karpov, Y. V. (2003). Internalization of children’s problem solving and individual differences in learning. Cognitive Development, 18(3), 377–398.http://dx.doi.org/10.1016/S0885-2014(03)00042-X
- Kashapov Mergalyas M., Ogorodova Tatiana V., Pavlova Svetlana A. Relationship between aggression and creativity in senior preschool children. Procedia – Social and Behavioral Sciences 233 (2016) 264 – 268.
- Komarik, E., & Brutenicova, E. (2003). Effect of creativity training on preschool children. Studia Psychologica, 45, 37–42.
- Lee, Y., Bain, S.K., & McCallum, R.S. (2007). Improving creative problem-solving in a sample of Third Culture Kids. School Psychology International, 28, 449–463.
- Ma, H.H. (2006). A synthetic analysis of the effectiveness of single components and packages in creativity training programs. Creativity Research Journal, 18, 435–446.
- Magsamen, S.H., & Battro, A.M. (2011). Understanding how the arts can enhance learning. Mind, Brain, and Education, 5(1), 1–2. http://dx.doi.org/10.1111/j.1751-228X.2011.01101
- Menzer, M. (2015). The arts in early childhood: Social and emotional benefits of arts participation. Washington, DC: NEA Office of Research & Analysis.
- McCabe A., Bliss Lynn S. Pattern of Narrative Discourse. Cambridge, 2002. 224 p.
- Sotiropoulou-Zormpala, M.(2012).Aesthetic teaching: Seeking a balance between teaching arts and teaching through the arts. Arts Education Policy Review, 113(4), 123–128. http://dx.doi.org/10.1080/10632913.2012.719419
- Sheridan, K. M., Konopasky, A. W., Kirkwood, S., & Defeyter, M. A. (2016). The effects of environment and ownership on children’s innovation of tools and tool material selection. Philosophical Transactions of the Royal Society of London B: Biological Sciences, 371.https://doi.org/10.1098/rstb.2015.0191
- Smith, M., & Mathur, R. (2009). Children’s imagination and fantasy: Implications for development, education and classroom activities. Research in the Schools, 16, 52–63.
- Sternberg, R. J., & Grigorenko, E. Guilford’s intelligence model: A structure without a basement. In D. B. Bogoyavlenskaya (Ed.), Major modern concepts of creativity and giftedness. Moscow: Molodaya gvardia, 1997.
- Sternberg, R. J. The assessment of creativity: An investment-based approach. Creativity Research Journal, 2012, 24(1), 3-12.
- Torrance E. P. Creativity: Just wanting to know. Pretoria. RSA. 1994.
- Voigt Babett, Pauen Sabina, Bechtel-Kuehne Sabrina. Getting the mouse out of the box: Tool innovation in preschoolers. Journal of Experimental Child Psychology 184 (2019) 65–81.
- Комментарии