Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Белолуцкая А.К. Анализ зарубежных и отечественных подходов к развитию творческого мышления детей дошкольного возраста в образовательном процессе

    Белолуцкая А.К. Анализ зарубежных и отечественных подходов к развитию творческого мышления детей дошкольного возраста в образовательном процессе

    Белолуцкая А.К.  Анализ зарубежных и отечественных подходов к развитию творческого мышления детей дошкольного возраста  в образовательном процессе
    Скачать в формате PDF
    DOI: 10.24411/1997-9657-2021-10093
    Ключевые слова: творческое мышление креативность проблемные ситуации дошкольники искусство
    Для цитирования статьи:
    Белолуцкая А.К. Анализ зарубежных и отечественных подходов к развитию творческого мышления детей дошкольного возраста в образовательном процессе // Современное дошкольное образование. – 2021. – №1(103). – С. 28–42. DOI: 10.24411/1997-9657-2021-10093

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2021. - №1
    Белолуцкая Анастасия Кирилловна
    кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории развития ребенка Научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования МГПУ (Москва, Россия)

    Аннотация

    В статье сформулировано пять современных подходов, являющихся наиболее распространенными среди исследователей и педагогов-практиков в области развития творческого мышления дошкольников в образовательном процессе, а именно: работа через искусство, образовательную среду, тренинги креативности, разрешение проблемных ситуаций, детские нарративы. Автором использован метод сравнительного анализа отечественных и зарубежных источников (всего 47 источников, 30 из которых опубликованы за последние 10 лет).

    В работе сделаны следующие выводы: а) при работе с предметами эстетического цикла для развития творческого мышления ребенка важно уделять внимание не столько красоте сделанного дошкольником продукта, сколько качеству взаимодействия ребенка с педагогом, возможности действовать по собственному замыслу и доступности материалов, что обеспечивает детям независимость в принятии решений, как и чем заниматься большую часть дня; б) при организации образовательной среды в детском саду необходимо делать акцент на диалоговые и дискуссионные практики, открытые задания, личностную значимость для ребенка предлагаемой ему деятельности, мягкое расписание с длительными периодами, когда ребенок может быть погружен в одно занятие, профессиональную свободу педагога; в) интеграция проблемных ситуаций, требующих экспериментальной деятельности и освоения «наукосообразных» способов ответа на противоречивые вопросы является эффективным способом стимулирования любознательности в дошкольном возрасте.

    В качестве заключения автор подчеркивает, что в практике дошкольного образования, безусловно, возможно и оправдано успешное совмещение всех указанных подходов к развитию творческого мышления.

    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    1. Белолуцкая А.К. Анализ особенностей диалектических структур продуктивного мышления детей и взрослых (автореферат). – М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2006. – 21 с.
    2. Брунер Дж. Жизнь как нарратив // Social Research. No54. pp 11–32 / Пер. с англ. М.В. Соколовой, под ред. А.М. Корбута, 1987.
    3. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление ребенка и возможности его активизации // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». – 2010. – №2. – С. 46–53.
    4. Веракса Н.Е. Структурные особенности диалектического мышления // Филология и культура. – 2013. – №3. – С. 303–312.
    5. Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование. – Ч. 1. – Дубна, 1997.
    6. Николаева О.Ф. Социоигровой подход к развитию творческого мышления старшего дошкольника // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2010. – № 10. – С. 140-149.
    7.  Шиян И.Б. Диалектическое мышление и представление о возможностях ситуации у детей старшего дошкольного возраста // Филология и культура. – 2013. – №3. –С. 329–332.
    8.  Шиян О.А. Образовательный проект «Превращения»: возможности развития творческого (диалектического) мышления ребенка в детском саду // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2016. – №7. – С. 58–59.
    9. Шиян И.Б. Учимся рассказывать истории // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2008. – №2. – С. 25–32.
    10. Alfonso-Benlliure Vicente, Juan Carlos Melendez, Marta Garcia-Ballesteros. Evaluation of a creativity intervention program for preschoolers. Thinking Skills and Creativity 10 (2013) 112–120.
    11. Arlin P. Dialectical thinking: Further implication for Creative thinking // Encyclopedia of Creativity / Eds. Runko A.M., Pritzer S.L. Vol. 1. Academic Press. 2011. P. 383–386.
    12. Bautista Alfredo, Moreno-Nunez Ana, Bull Rebecca, Amsah Farina, Swee-Fuan Koh. Arts-related pedagogies in preschool education: An Asian perspective. Early childhood Research Quarterly, 45 (2018) 277-288.
    13. Bautista, A.,Tan,L.S.,Ponnusamy, L.D.,& Yau, X.(2016).Curriculum integration in arts education: Connecting multiple art forms through the idea of space. 288A. Bautistaetal. / Early Childhood Research Quarterly 45 (2018) 277–288 Journal of Curriculum Studies, 48(5), 610–629. http://dx.doi.org/10.1080/00220272.2015.1089940
    14. Beck, S. R., Williams, C., Cutting, N., Apperly, I. A., & Chappell, J. (2016). Individual differences in children’s innovative problem solving are not predicted by divergent thinking or executive functions. Philosophical Transactions of the Royal Society B:Biological Sciences, 371.https://doi.org/10.1098/rstb.2015.0190
    15. Bernice Lai-Ting Yan. Nonabsolut/relativistic thinking: a possible unifying commonality underlying models of postformal reasoning, 1995. P. 227.
    16. Bijvoet-van den Berg, S., & Hoicka, E. (2014). Individual differences and age-related changes in divergent thinking in toddlers and preschoolers. Developmental Psychology, 50(6), 1629.https://doi.org/10.1037/a0036131.
    17. Bond, V.L. (2015). Sounds to share: The state of music education in three Reggio Emilia – inspired North American preschools. Journal Of Research in Music Education, 62(4), 462–484. http://dx.doi.org/10.1177/0022429414555017
    18. Chan, S., & Yuen, M. (2014). Personal and environmental factors affecting teachers creativity-fostering practices in Hong Kong. Thinking Skills and Creativity, 12,69–77. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2014.02.003.
    19. Chen Si, Zhou Jing. Creative writing strategies of young children: Evidence from a study of Chinese emergent writing. Thinking Skills and Creativity 5 (2010) 138–149.
    20. Cluver, A., Heyman, G., & Carver, L. J. (2013). Young children selectively seek help when solving problems. Journal of Experimental Child Psychology, 115, 570–578.
    21. Gencer Arzu Akar, Gonen Mubeccel. Examination of The Effects of Reggio Emilia Based Projects on Preschool Children’s Creative Thinking Skills. Procedia – Social and Behavioral Sciences 186 (2015) 456–460.
    22. Craft, A., McConnon, L., & Matthews, A. (2012).Child-initiated play and professional creativity: Enable four-year-olds possibility thin-king. Thinking Skills and Creativity, 7(1),48–61.
    23. Garaigordobil, M., & Berrueco, L. (2011). Effects of a play program on creative thinking of preschool children. The Spanish Journal of Psychology, 14, 608–618.
    24. GuiIfогd, J. P. Three faces of intellect. The American Psychologist, 1959, № 14. P.132-156.
    25. Henriksson-Macaulay, L., &Welch, G. (2015).The musical key to babies cognitive and social development. The International Journal of Birth and Parent Education, 2(2), 21–25.
    26. Hun Ping Cheung Rebecca. Exploring the use of the pedagogical framework for creative practice in preschool settings: A phenomenological approach. Thinking Skills and Creativity 10 (2013) 133–142.
    27. Ferrari, A., Cachia, R., & Punie, Y. (2009). Innovation and creativity in education and training in the EU member states: Fostering creative learning and supportinginnovative teaching. JRC Technical Note, 52374, 64.https://doi.org/10.1007/978-94-6209-149-8_3
    28. Fusaro Maria, Smith Maureen C. Preschoolers inquisitiveness and science-relevant problem solving. Early Childhood Research Quarterly, 42 (2018). 119-127.
    29. Jankowska Dorota M., Karwowski Maciej. Family factors and development of creative thinking . Personality and individual differences 142 (2019) 202-206.
    30. Keen, R. (2011). The development of problem solving in young children: A critical cognitive skill. Annual Review of Psychology,62, 1–21.
    31. Karpov, Y. V. (2003). Internalization of children’s problem solving and individual differences in learning. Cognitive Development, 18(3), 377–398.http://dx.doi.org/10.1016/S0885-2014(03)00042-X
    32. Kashapov Mergalyas M., Ogorodova Tatiana V., Pavlova Svetlana A. Relationship between aggression and creativity in senior preschool children. Procedia – Social and Behavioral Sciences 233 (2016) 264 – 268.
    33. Komarik, E., & Brutenicova, E. (2003). Effect of creativity training on preschool children. Studia Psychologica, 45, 37–42.
    34. Lee, Y., Bain, S.K., & McCallum, R.S. (2007). Improving creative problem-solving in a sample of Third Culture Kids. School Psychology International, 28, 449–463.
    35. Ma, H.H. (2006). A synthetic analysis of the effectiveness of single components and packages in creativity training programs. Creativity Research Journal, 18, 435–446.
    36. Magsamen, S.H., & Battro, A.M. (2011). Understanding how the arts can enhance learning. Mind, Brain, and Education, 5(1), 1–2. http://dx.doi.org/10.1111/j.1751-228X.2011.01101
    37. Menzer, M. (2015). The arts in early childhood: Social and emotional benefits of arts participation. Washington, DC: NEA Office of Research & Analysis.
    38. McCabe A., Bliss Lynn S. Pattern of Narrative Discourse. Cambridge, 2002. 224 p.
    39. Sotiropoulou-Zormpala, M.(2012).Aesthetic teaching: Seeking a balance between teaching arts and teaching through the arts. Arts Education Policy Review, 113(4), 123–128. http://dx.doi.org/10.1080/10632913.2012.719419
    40. Sheridan, K. M., Konopasky, A. W., Kirkwood, S., & Defeyter, M. A. (2016). The effects of environment and ownership on children’s innovation of tools and tool material selection. Philosophical Transactions of the Royal Society of London B: Biological Sciences, 371.https://doi.org/10.1098/rstb.2015.0191
    41. Smith, M., & Mathur, R. (2009). Children’s imagination and fantasy: Implications for development, education and classroom activities. Research in the Schools, 16, 52–63.
    42. Sternberg, R. J., & Grigorenko, E. Guilford’s intelligence model: A structure without a basement. In D. B. Bogoyavlenskaya (Ed.), Major modern concepts of creativity and giftedness. Moscow: Molodaya gvardia, 1997.
    43. Sternberg, R. J. The assessment of creativity: An investment-based approach. Creativity Research Journal, 2012, 24(1), 3-12.
    44. Torrance E. P. Creativity: Just wanting to know. Pretoria. RSA. 1994.
    45. Voigt Babett, Pauen Sabina, Bechtel-Kuehne Sabrina. Getting the mouse out of the box: Tool innovation in preschoolers. Journal of Experimental Child Psychology 184 (2019) 65–81.
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью