Белова Е.С., Шумакова Н.Б. Особенности использования цифровых устройств как компонентов семейной микросреды для познавательного развития старших дошкольников
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность и цель исследования. Изучение влияния цифровых технологий на развитие детей дошкольного возраста является одним из актуальных направлений современной психологии. Цифровые устройства становятся частью микросреды развития маленького ребенка с первых лет жизни. Однако их воздействие на дошкольника, сопряженное, с одной стороны, с открытием новых возможностей, а с другой стороны, с появлением рисков и трудностей, является большим вызовом для родителей, педагогов, психологов. В связи с этим проведенное исследование было нацелено на выявление особенностей использования цифровых устройств (планшет / компьютер) как компонентов семейной образовательной микросреды и изучение влияния их на интеллектуальное развитие старших дошкольников.
Выборка. 200 дошкольников в возрасте 6–7 лет, их родители (преимущественно матери). Дети с родителями проживали в Москве.
Методы. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей МЭДИС (Е.И.Щебланова, И.С.Аверина, Е.Н.Задорина); экспертная оценка интеллектуальной и творческой активности, творческого мышления дошкольников в специально разработанном игровом занятии; опрос родителей об использовании дома планшета / компьютера для развития ребенка (частота, время, программы / игры); методы качественного и количественного анализа (статистический пакет SPSS Statistics 22).
Результаты. Выявлено, что в семьях большинства дошкольников (96%) цифровые устройства (планшет/компьютер) используются для их развития, но интенсивность (время) использования была различной: 20–30 минут для почти половины старших дошкольников и 30–60 минут для чуть меньшего числа детей; но для отдельных дошкольников время превышало один час. Анализ количества взаимодействий детей с цифровыми устройствами (как частью семейной образовательной среды) на протяжении недели показал, что значительная часть детей разделилась на две примерно равные группы (около 40% в каждой): частота использования планшета / компьютера в первой группе составляла 1–2 раза в неделю, во второй – 3–4 раза в неделю. Дошкольников, которые пользовались планшетом / компьютером 5–7 раз в неделю, было значимо меньше – примерно пятая часть. Среди компьютерных программ / игр, используемых в домашних условиях для развития старших дошкольников, наиболее востребованными оказались те, которые развивают логическое мышление: их используют три четверти детей. Около 50 процентов детей осваивают программы / игры, развивающие память, навыки счета, чтения. Сравнение интеллектуальных показателей детей с учетом частоты использования цифровых устройств показало: у дошкольников, проводящих за планшетом / компьютером 1–2 раза в неделю, выше уровень развития интеллектуальных способностей, чем у сверстников, использующих данное цифровое средство чаще.
Заключение. Особенности использования дошкольниками планшета / компьютера как компонента семейной образовательной микросреды могут обусловливать вариативность показателей интеллектуального развития детей. Эти особенности необходимо учитывать при разработке рекомендаций родителям по вопросам цифровизации семейной микросреды.
Литература
1. Бухаленкова Д.А., Чичинина Е.А., Чурсина А.В., Веракса А.Н. Обзор исследований, посвященных изучению взаимосвязи использования цифровых устройств и развития когнитивной сферы у дошкольников [Электронный ресурс] // Science for Education Today. – 2021. – № 3. – С. 7–25. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2103.01(дата обращения 07.08.2022).
2. Веракса А.Н. Что такое современное детство? [Электронный ресурс] // Психологическая газета 1 июня 2022. URL: https://psy.su/feed/9708/ (дата обращения 07.08.2022).
3. Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А., Чичинина Е.А., Алмазова О.В. Особенности использования цифровых устройств современными дошкольниками // Социологические исследования. – 2020. – №6. – С. 82–92.
4. Веракса А.Н., Чичинина Е.А. Сравнение особенностей использования цифровых устройств детьми старшего дошкольного возраста до начала и в ходе пандемии COVID-19 // Современное дошкольное образование. – 2022. – №2(110). – С. 30–39. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-2110-30-39
5. Калабина И.А., Прогацкая Т.К. Формирование цифровой компетентности детей старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. – 2022. – №2(110). – С. 58–69. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-2110-58-69
6. Кириллов И.Л., Соловьева Д.А. Психологическая безопасность детей дошкольного возраста при работе с компьютером и интернет-средой [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. – 2020. – Том 17. – № 1. – C. 80–84. DOI: 10.17759/ bppe.2020170109 (дата обращения 17.08.2022).
7. Клопотова Е.Е., Романова Ю.А. Компьютерные игры как фактор познавательного развития дошкольников [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. – 2020. – Т. 17. – № 1. – С. 32-40. DOI: https://doi.org/10.17759/ bppe.2020170104 (дата обращения 17.08.2022).
8. Комарова И.И. Будущее дошкольного образования в эпоху цифровизации // Современное дошкольное образование. – 2018. – №8(90). – С. 16–25. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10032
9. Комарова И.И. Цифровая трансформация и детский сад // Современное дошкольное образование. – 2022. – №2(110). – С. 4–15. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-2110-4-15
10. Кривцова Т.В. Цифровая среда дошкольной образовательной организации: пространство новых возможностей // Современное дошкольное образование. – 2022. – №2(110). – С. 16–29. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-2110-16-2
11. Смирнова Е.О. Специфика современного дошкольного детства // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 2(34). – С. 25–32. doi: 10.11621/npj.2019.0205
12. Смирнова Е.О., Матушкина Н.Ю., Смирно-ва С.Ю. Виртуальная реальность современного раннего и дошкольного детства // Психологическая наука и образование. – 2018. – №3. – С. 42–53. DOI: 10.17759/pse.2018230304.
13. Смирнова Е.О., Смирнова С.Ю., Шеина Е.Г. Родительские стратегии в использовании детьми цифровых технологий [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. – 2019. –Т. 8. – № 4. – С. 79–87. DOI: 10.17759/jmfp.2019080408 (дата обращения 19.08.2022).
14. Солдатова Г.У., Вишнева А.Е. Особенности развития когнитивной сферы у детей с разной онлайн-активностью: есть ли золотая середина? // Консультативная психология и психотерапия. – 2019. – Т.27. – №3. – С. 97–118. DOI: 10.17759/cpp.2019270307.
15. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. – М.: Смысл, 2018. – 375 с.
16. Солдатова Г.У., Теславская О.И. Особенности использования цифровых технологий в семьях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 4(36). – С. 12–27. doi: 10.11621/npj.2019.0402
17. Щебланова Е.И., Аверина И.С., Задорина Е.Н. Методика экспресс диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС) детей 6–7 лет // Вопросы психологии. – 1994. – №4. – С. 143–146.
18. Chaudron, S., Di Giota, R., Gemo, M. (2018). Young Children (0–8) and Digital Technology, a Qualitative Study across Europe. Joint Research Centre (European Commission). https://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/handle/JRC110359 (дата обращения 12.08.2022).
19. Dias, P., Brito, R., Ribbens, W., Daniela, L., Rubene, Z., Dreier, M., Dreier, M., Gemo, M., Di Gioia, R. Chaudron, S. (2016). The role of parents in the engagement of young children with digital technologies: Exploring tensions between rights of access and protection, from ‘Gatekeepers’ to ‘Scaffolders’. Global Studies of Childhood, 6(4), 414–427. doi. org/10.1177/2043610616676024
20. McGlynn-Stewart, M., Murphy, S., Pinto, I., Mogyorodi, E., Nguyen, T. (2019). Technology supported early literacy learning in a multilingual community preschool. Education 3-13, 47(6), 692–704. DOI: 10.1080/03004279.2018.1520279
21. Ozturk, G., Ohi, S. (2022). What do they do digitally? Identifying the home digital literacy practices of young children in Turkey. Early Years, 42(2), 151–166. DOI: 10.1080/09575146.2019.1702925
22. Plowman, L. (2015) Researching young children’s everyday uses of technology in the family home // Interacting with Computers. Vol. 27. № 1. P. 36–46. DOI:10.1093/iwc/iwu031
23. Scott, F.L. (2022). Family mediation of preschool children’s digital media practices at home. Learning, Media and Technology, 47(2), 235–250. DOI: 10.1080/17439884.2021.1960859
24. Yong Tay, L., Begum Aiyoob, T., Buan Kiong Chua, T., Ramachandran, K., Yong Hwa Chia, M. (2021). Pre-schoolers’ use of technology and digital media in Singapore: entertainment indulgence and/or learning engagement? Educational Media International, 58(1), 1–20. DOI: 10.1080/09523987.2021.1908498
25. Zheng, P., Sun, J. (2022). Preschool Children’s Use of Digital Devices and Early Development in Hong Kong: The Role of Family Socioeconomic Status. Early Education and Development, 33(5), 893–911. DOI: 10.1080/10409289.2021.1920767.
- Комментарии