Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Чернокова Т.Е., Иванова В.В. Формирование познавательного интереса к социальным явлениям у детей 5–6 лет посредством экспериментирования

    Чернокова Т.Е., Иванова В.В. Формирование познавательного интереса к социальным явлениям у детей 5–6 лет посредством экспериментирования

    Чернокова Т.Е., Иванова В.В. Формирование познавательного интереса  к социальным явлениям у детей 5–6 лет посредством экспериментирования
    Скачать в формате PDF
    DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10033
    Ключевые слова: познавательный интерес социальные явления социальное экспериментирование дети дошкольного возраста
    Для цитирования статьи:
    Чернокова Т.Е., Иванова В.В. Формирование познавательного интереса к социальным явлениям у детей 5–6 лет посредством экспериментирования // Современное дошкольное образование. – 2018. – №8(90). – С. 26–37. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10033

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2018. - №8
    Чернокова Татьяна Евгеньевна
    кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Гуманитарный институт, Северодвинск, Российская Федерация

    Иванова Валентина Васильевна
    студентка, направление 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Дошкольное образование», Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Гуманитарный институт (г. Северодвинск, Россия)

    Аннотация

    Цель исследования: выявить возможности формирования познавательного интереса к социальным явлениям у детей 5–6 лет посредством экспериментирования.

    Введение. На основании классических и современных исследований представлено теоретическое обоснование актуальности проблемы формирования познавательного интереса к социальным явлениям у детей и возможности применения социального экспериментирования.

    Методы. Для изучения особенностей и педагогических условий развития познавательных интересов у детей использовались: методика Н.Б. Шумаковой «Вопрошайка»; наблюдение за образовательной деятельностью; анализ календарных планов и анкетирование воспитателей. На формирующем этапе была апробирована серия образовательных ситуаций, включающих социальное экспериментирование детей, оценка эффективности проводилась в ходе контрольной диагностики с применением U-критерия Манна-Уитни. В исследовании приняли участие 40 детей 5–6,5 лет (18 девочек и 22 мальчика).

    Результаты. Данные контрольной диагностики свидетельствуют о положительной динамике показателей познавательного интереса к социальным явлениям у детей экспериментальной группы (ЭГ). Различия между показателями познавательных интересов в ЭГ на констатирующем и контрольном этапах статистически значимы.

    Вывод. Организация социального экспериментирования способствует формированию у детей 5–6 лет познавательного интереса к социальным явлениям, расширению коммуникативных навыков, преодолению эгоцентризма, повышению активности, более безопасно, чем спонтанное социальное экспериментирование дошкольников.

    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    1. Алиева Т.И. Культурная практика детско-взрослой исследовательской деятельности в дошкольном образовании: содержание и риски (часть первая) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. – 2016. – Том 8. – № 4. – C. 24–32. doi:10.17759/psyedu.2016080403 (дата обращения: 14.06.2018).
    2. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. – СПб.: Речь, 2005. – 128 с.
    3. Веракса Н.Е., Галимов О.П. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 77 с.
    4. Виноградова Т.В. Особенности и педагогические условия развития познавательной мотивации у детей 4–5 лет // Ломоносовские научные чтения студентов, аспирантов и молодых ученых – 2018. Материалы конференции /Сост. Ю.С. Кузнецова; Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова. – Архангельск, 2018. – С. 205–209.
    5. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
    6. Дошкольное образование на #EdCrunch: интересно ли детям учиться? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2016. – №8. – С.22–27.
    7. Иванова А.И. Человек. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду (учебно-методическое пособие) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 3–2. – С. 201–202.
    8. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 56 с.
    9. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. – М.: Детство-Пресс, 2015. – 64 с.
    10. Клопотова Е.Е. Особенности ценностных ориентаций современных дошкольников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2017. Том 9. № 1. C. 96–105. doi: 10.17759/psyedu.2017090110 (дата обращения: 14.06.2018).
    11. Клопотова Е.Е., Самкова И.А. Возрастные особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. – 2017. – Том 9. – № 2. – C. 25–37. doi: 10.17759/psyedu.
    2017090203 (дата обращения: 20.06.2017).
    12. Лебедева А.В. Роль познавательного интереса младших школьников в учебном процессе // Начальная школа. – 2010. – №3. – С. 100–103.
    13. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. –368 с.
    14. Пазухина И.А. Маленькие экспериментаторы в детском саду // Дошкольная педагогика. – 2012. – №10. – С. 52–56.
    15. Петунин О.В. Проблема формирования познавательного интереса в зарубежной педагогике и психологии // Инновации в образовании. – 2006. – №1. – С. 95–98.
    16. Поддьяков Н.Н. Детское экспериментирование и эвристическая структура опыта ребенка-дошкольника // Исследователь / Researcher. – 2009. – № 2. – С. 68–75.
    17. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии, познания, помощь, противодействие, конфликт. – М.: Эребус, 2006. – 264 с.
    18. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 240 с.
    19. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 304 с.
    20. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 128 с. 
    21. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки №1155 от 17.10.2013 года) [Электронный ресурс]: URL: http://минобрнауки.рф/документы/6261/файл/5230/Приказ%20№%201155%20от17.10.2013%20г.pdf (дата обращения: 20.06.2017).
    22. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии. – М.: Просвещение, 2006. – 383 с.
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью