Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Чернокова Т.Е., Ракитина П.А. Квест-игра как средство формирования способности к наглядному моделированию у детей старшего дошкольного возраста

    Чернокова Т.Е., Ракитина П.А. Квест-игра как средство формирования способности к наглядному моделированию у детей старшего дошкольного возраста

    Чернокова Т.Е., Ракитина П.А. Квест-игра как средство формирования способности  к наглядному моделированию у детей старшего  дошкольного возраста
    Скачать в формате PDF
    Поступила: 15.03.2024
    Принята к публикации: 26.03.2024
    Дата публикации в журнале: 05.05.2024
    DOI: 10.24412/2782-4519-2024-2122-12-21
    Ключевые слова: способность к наглядному моделированию дети дошкольного возраста коррекционно-развивающая работа квест-игра
    Для цитирования статьи:
    Чернокова, T.Е., Ракитина, П.А. (2024). Квест-игра как средство формирования способности к наглядному моделированию у детей старшего дошкольного возраста. Современ­ное дошкольное образование, 122(2), 12–21. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-2122-12-21

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2024. - №2
    Чернокова Татьяна Евгеньевна
    кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Гуманитарный институт, Северодвинск, Российская Федерация

    Ракитина Полина Алексеевна
    студентка гуманитарного института, ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», филиал в г. Северодвинске, Северодвинск, Российская Федерация

    Аннотация

    Актуальность. Способность к наглядному моделированию является универсальной способностью, которая формируется в дошкольном возрасте. Овладение детьми этой способностью – важный показатель психического развития и интеллектуальной готовности ребенка к школе. Наименее изученным методом формирования способности к наглядному моделированию у детей является квест-игра.

    Цель – изучить возможности использования квест-игры как средства работы по формированию способности к наглядному моделированию у детей дошкольного возраста.

    Методы. Исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Для диагностики способности к наглядному моделированию у детей использовалась методика Л.А. Венгера «Полянки». Методика формирования у детей способности к наглядному моделированию посредством квест-игр основывалась на следующих условиях: 1) формирование способности к наглядному моделированию должно осуществляться поэтапно: от обучения детей использованию готовых наглядных моделей к обучению их создавать; 2) каждая квест-игра должна включать задания, предполагающие использование разных видов моделей (пространст­венных, временных, математических, логических) в едином сюжете. В исследовании принимали участие 41 ребенок 5–6 лет.

    Результаты. Анализ результатов констатирующего этапа показал, что у 43% детей 5–6 лет, участ­вовавших в исследовании, способность к наглядному моделированию на низком уровне. Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют об эффективности проведенной работы: показатели способности к наглядному моделированию у детей, участвующих в квест-играх, повысились; количество детей, показавших низкий уровень, уменьшилось на 15%. Позитивная динамика обусловлена следующими обстоятельствами: 1) квест-игра – увлекательная для детей дошкольного возраста форма организации коррекционно-развивающих занятий; 2) форма квест-игры позволяет включать задания как на применение, так и на создание детьми наглядных моделей; 3) независимо от сюжета квест-игра дает возможность применения разных видов моделей: пространственных, временных, математических, логических.

    Выводы. Полученные данные подтверждают наше предположение о том, что квест-игра может рассматриваться как средство формирования способности к наглядному моделированию у детей старшего дошкольного возраста.

    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    Алмазова, О.В., Асланова, М.С., Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н., Нечаева, Д.М., Плотникова, В.А. (2023). Наглядная модель как культурное средство детей дошкольного возраста. Психологическая наука и образование. 28-1. 97–111. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2023280105

    Брофман, В.В., Мастеров, Б.М., Текоева, З.С. (2022). Терапия развитием: опосредствование и окно детских возможностей. Современное дошкольное образование. 4(112). 32–49. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-4112-32-49

    Венгер, Л.А. (1983). Овладение опосредствованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка. Вопросы психологии. 2. 43–50.

    Венгер, Л.А., Холмовская, В.В. (1978). Диагностика умственного развития дошкольников. Москва: Педагогика. 248.

    Веракса, А.Н., Якупова, В.А., Мартыненко, М.Н. (2015). Символизация в структуре способностей детей дошкольного и школьного возраста. Культурно-историческая психология. 11-2. 48–56. DOI: 10.17759/chp.2015110205.

    Веракса, Н.Е. (2008). Проблемы детской одаренности. Современное дошкольное образо­вание. 4. 3.

    Выготский, Л.С. (1983). Проблемы развития психики. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 3 Под ред. А.М. Матюшкина. Москва: Педагогика. 368.

    Гавришова, Е., Березка, О., Звягинцева, С., Миленко, В. (2016). Квест – игровая форма комплексного решения образовательных задач в коррекционной группе. Дошкольное воспитание. 5. 79–84.

    Гордеева, В.В. (2019). Образовательный квест как средство формирования познавательных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста. Вопросы педагогики. 12. 83–86.

    Запорожец, А.В. (1986). Психическое развитие ребенка. Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 1. Под. ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. Москва: Педагогика. 320.

    Иванова, Н.М. (2021). Развитие интеллектуальных способностей дошкольников в процессе квест-игр. Психология одаренности и творчества: Сборник научных трудов участников III Международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 3 ноября 2021 года. Под ред. А.И. Савенкова. Москва: Известия института педагогики и психологии образования. 68–73.

    Кравцова, К.А. (2011). Психологические условия формирования способности старшего дошкольника к наглядному моделированию: специальность 19.00.07 «Педагогическая психология»: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Самара. 218.

    Мельникова, О.В. (2020). Образовательный квест – интерактивная форма взаимодействия в ДОО. Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 4. 43.

    Осяк, С.А., Султанбекова, С.С., Захарова, Т.В., Яковлева, Е.Н., Лобанова, О.Б., Плеха­нова, Е.М. (2015). Образовательный квест – современная интерактивная технология. Современные проблемы науки и образования. 1–2. 157.

    Павлова, Т.Л. (2010). Развивающее значение модельной формы опосредствованного познания в дошкольном возрасте. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 7(51). 95–99.

    Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания (1986). Под ред. Л.А. Венгера. НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Москва: Педагогика. 224.

    Салаватова, Т.А., Черных, К.И. (2021). Моделирование как эффективное средство развития логического мышления и формирования интегративных качеств дошкольников. Вестник Воронежского института развития образования. 8. 144–148.

    Сотникова, В.Н., Башкатова, И.А. (2011). Использование наглядного моделирования в ходе коррекционно-развивающего обучения. Современное дошкольное образование. 5. 64–66.

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 (ред. от 21.01.2019) [Электронный ресурс] // URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do (дата обращения: 08.02.2024).

    Чернокова, Т.Е., Воюшина, Е.А. (2014). Наглядные модели как средство развития процессов саморегуляции познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Современное дошкольное образование. 8. 18–27.

    Шебуняева, Е.В., Толстикова, О.Н., Градова, Г.Н. (2019). К вопросу овладения опосредствованными формами познания дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья. Мир науки, культуры, образования. 5(78). 154–156.

    Veraksa, N., Veraksa, A. (2018). Developing the Ability of Children to Use and Construct Visual Models. International Handbook of Early Childhood Education. Vol. 2. Springer London. 1421–1438.

    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью