Чернокова Т.Е., Ракитина П.А. Квест-игра как средство формирования способности к наглядному моделированию у детей старшего дошкольного возраста
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. Способность к наглядному моделированию является универсальной способностью, которая формируется в дошкольном возрасте. Овладение детьми этой способностью – важный показатель психического развития и интеллектуальной готовности ребенка к школе. Наименее изученным методом формирования способности к наглядному моделированию у детей является квест-игра.
Цель – изучить возможности использования квест-игры как средства работы по формированию способности к наглядному моделированию у детей дошкольного возраста.
Методы. Исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Для диагностики способности к наглядному моделированию у детей использовалась методика Л.А. Венгера «Полянки». Методика формирования у детей способности к наглядному моделированию посредством квест-игр основывалась на следующих условиях: 1) формирование способности к наглядному моделированию должно осуществляться поэтапно: от обучения детей использованию готовых наглядных моделей к обучению их создавать; 2) каждая квест-игра должна включать задания, предполагающие использование разных видов моделей (пространственных, временных, математических, логических) в едином сюжете. В исследовании принимали участие 41 ребенок 5–6 лет.
Результаты. Анализ результатов констатирующего этапа показал, что у 43% детей 5–6 лет, участвовавших в исследовании, способность к наглядному моделированию на низком уровне. Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют об эффективности проведенной работы: показатели способности к наглядному моделированию у детей, участвующих в квест-играх, повысились; количество детей, показавших низкий уровень, уменьшилось на 15%. Позитивная динамика обусловлена следующими обстоятельствами: 1) квест-игра – увлекательная для детей дошкольного возраста форма организации коррекционно-развивающих занятий; 2) форма квест-игры позволяет включать задания как на применение, так и на создание детьми наглядных моделей; 3) независимо от сюжета квест-игра дает возможность применения разных видов моделей: пространственных, временных, математических, логических.
Выводы. Полученные данные подтверждают наше предположение о том, что квест-игра может рассматриваться как средство формирования способности к наглядному моделированию у детей старшего дошкольного возраста.
Литература
Алмазова, О.В., Асланова, М.С., Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н., Нечаева, Д.М., Плотникова, В.А. (2023). Наглядная модель как культурное средство детей дошкольного возраста. Психологическая наука и образование. 28-1. 97–111. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2023280105
Брофман, В.В., Мастеров, Б.М., Текоева, З.С. (2022). Терапия развитием: опосредствование и окно детских возможностей. Современное дошкольное образование. 4(112). 32–49. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-4112-32-49
Венгер, Л.А. (1983). Овладение опосредствованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка. Вопросы психологии. 2. 43–50.
Венгер, Л.А., Холмовская, В.В. (1978). Диагностика умственного развития дошкольников. Москва: Педагогика. 248.
Веракса, А.Н., Якупова, В.А., Мартыненко, М.Н. (2015). Символизация в структуре способностей детей дошкольного и школьного возраста. Культурно-историческая психология. 11-2. 48–56. DOI: 10.17759/chp.2015110205.
Веракса, Н.Е. (2008). Проблемы детской одаренности. Современное дошкольное образование. 4. 3.
Выготский, Л.С. (1983). Проблемы развития психики. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 3 Под ред. А.М. Матюшкина. Москва: Педагогика. 368.
Гавришова, Е., Березка, О., Звягинцева, С., Миленко, В. (2016). Квест – игровая форма комплексного решения образовательных задач в коррекционной группе. Дошкольное воспитание. 5. 79–84.
Гордеева, В.В. (2019). Образовательный квест как средство формирования познавательных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста. Вопросы педагогики. 12. 83–86.
Запорожец, А.В. (1986). Психическое развитие ребенка. Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 1. Под. ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. Москва: Педагогика. 320.
Иванова, Н.М. (2021). Развитие интеллектуальных способностей дошкольников в процессе квест-игр. Психология одаренности и творчества: Сборник научных трудов участников III Международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 3 ноября 2021 года. Под ред. А.И. Савенкова. Москва: Известия института педагогики и психологии образования. 68–73.
Кравцова, К.А. (2011). Психологические условия формирования способности старшего дошкольника к наглядному моделированию: специальность 19.00.07 «Педагогическая психология»: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Самара. 218.
Мельникова, О.В. (2020). Образовательный квест – интерактивная форма взаимодействия в ДОО. Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 4. 43.
Осяк, С.А., Султанбекова, С.С., Захарова, Т.В., Яковлева, Е.Н., Лобанова, О.Б., Плеханова, Е.М. (2015). Образовательный квест – современная интерактивная технология. Современные проблемы науки и образования. 1–2. 157.
Павлова, Т.Л. (2010). Развивающее значение модельной формы опосредствованного познания в дошкольном возрасте. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 7(51). 95–99.
Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания (1986). Под ред. Л.А. Венгера. НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Москва: Педагогика. 224.
Салаватова, Т.А., Черных, К.И. (2021). Моделирование как эффективное средство развития логического мышления и формирования интегративных качеств дошкольников. Вестник Воронежского института развития образования. 8. 144–148.
Сотникова, В.Н., Башкатова, И.А. (2011). Использование наглядного моделирования в ходе коррекционно-развивающего обучения. Современное дошкольное образование. 5. 64–66.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 (ред. от 21.01.2019) [Электронный ресурс] // URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do (дата обращения: 08.02.2024).
Чернокова, Т.Е., Воюшина, Е.А. (2014). Наглядные модели как средство развития процессов саморегуляции познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Современное дошкольное образование. 8. 18–27.
Шебуняева, Е.В., Толстикова, О.Н., Градова, Г.Н. (2019). К вопросу овладения опосредствованными формами познания дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья. Мир науки, культуры, образования. 5(78). 154–156.
Veraksa, N., Veraksa, A. (2018). Developing the Ability of Children to Use and Construct Visual Models. International Handbook of Early Childhood Education. Vol. 2. Springer London. 1421–1438.
- Комментарии