Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Чернокова Т.Е., Воюшина Е.А. Наглядные модели как средство развития процессов саморегуляции познавательной деятельности у детей дошкольного возраста

    Чернокова Т.Е., Воюшина Е.А. Наглядные модели как средство развития процессов саморегуляции познавательной деятельности у детей дошкольного возраста

    Чернокова Т.Е., Воюшина Е.А. Наглядные модели как средство развития процессов саморегуляции познавательной деятельности у детей дошкольного возраста
    Скачать в формате PDF
    Ключевые слова: саморегуляция познавательная деятельность развитие метакогнитивных процессов моделирование деятельности гностическое целеполагание анализ условий познания программирование познавательных действий самоконтроль дети дошкольного возраста
    Для цитирования статьи:
    Чернокова Т.Е., Воюшина Е.А. Наглядные модели как средство развития процессов саморегуляции познавательной деятельности у детей дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2014. – №8. – С.18–27.

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2014. - №8
    Чернокова Татьяна Евгеньевна
    кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Гуманитарный институт, Северодвинск, Российская Федерация

    Воюшина Екатерина Александровна
    ассистент кафедры педагогики и психологии общего и профессионального образования Гуманитарного института филиала Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова (г. Северодвинск, Россия)

    Аннотация

    В статье представлены результаты работы, направленной на развитие процессов саморегуляции познавательной деятельности (метакогнитивных процессов) у детей дошкольного возраста. Описаны методика изучения метакогнитивных процессов у дошкольников и результаты обследования 80 детей 4–6 лет. Обоснована необходимость применения наглядных моделей в метакогнитивном обучении детей дошкольного возраста. Описана методика применения наглядных моделей с целью регуляции познавательной деятельности детей. Такие модели должны отражать в образно-символической форме план познавательной деятельности: цель и задачи, условия их решения, программу действий. Модели познавательной деятельности должны включаться во вводной части занятия и далее использоваться на всех этапах: на основном этапе модель должна использоваться с целью процессуального контроля, а на заключительном этапе – с целью итогового контроля. Представлены образцы моделей. Показано, что наглядные модели, в которых отражаются цель, задачи, познавательные средства, условия их применения и программы действий, являются эффективным средством регуляции познавательной деятельности в ходе ее реализации. Применение этих моделей существенно влияет на развитие таких метакогнитивных процессов, как анализ условий познания и программирование действий, но изменения в показателях целеполагания и самоконтроля незначительны. Использование метакогнитивных бесед при моделировании познавательной деятельности является условием формирования у детей диалектических представлений о познании и умения планировать познавательный процесс. Наиболее эффективна такая работа с детьми 5–6 лет.
    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    1. Богданова Е.С. Наглядные модели как средство формирования способности к планированию собственной познавательной деятельности у детей 4–5 лет: Выпускная квалификационная работа ГИ САФУ. – Северодвинск, 2014. – 96 с.

    2. Е. БодроваВ., Давыдов В.В., Петровский В.А., Стеркина Р.Б. Опыт построения психолого-педагогической концепции дошкольного воспитания // Вопросы психологии. – 1989. – №3. – С. 22–31.

    3. Веракса Н.Е. Структурные особен­ности диалектического мышления // Фило­логия и культура. Philology and Culture. – 2013. – №3. – С. 303–312.

    4. Воюшина Е.А. Развитие метакогнитивных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством наглядного моделирования познавательной деятельности: Магистерская диссертация. – Северодвинск, 2012. – 107 с.

    5. Гурова Л.Л. Психология мышления. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 136 c.

    6. Иевлева Г.Б. Наглядные модели как средство развития способности к самоконтролю собственной познавательной деятельности у детей 4–5 лет: Выпускная квалификационная работа ГИ САФУ. – Северодвинск, 2014. – 106 с.

    7. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 1991. – 145 с.

    8. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. – СПб, 2009. – 368 с.

    9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: http://http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 25.03.2014).

    10. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Педагогика, 1986. – 224 с.

    11. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. – М.: Знание, 1984. – 80 с.

    12. Чернокова Т.Е. Метакогнитивная психология: проблема предмета исследования // Вестник Поморского университета. – 2011. – №3. – С. 153–158.

    13. Чернокова Т.Е. Особенности процессов саморегуляции познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2012. – №4. – С. 62–67.

    14. Чернокова Т.Е. Формирование ментальных представлений у детей старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. – №7. – С. 34–41.

    15. Чернокова Т.Е. Моделирование в познании и метапознании // Актуальные проблемы психологического знания. – 2013. – №1. – С. 14–21.

    16. Чернокова Т.Е. Диалектические струк­туры в метапознании // Фило­ло­гия и культура. Philology and Cul­ture. – 2013. – №3. – С. 322–328.

    17. Чернокова Т.Е. Особенности ментальных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Психологические исследования, 2014, 7(33), 11. http://psystudy.ru.

    18. Fisher R. Thinking about Thinking: developing metacognition in children // Early Child Development and Care. 1998. V.141. P. 1–15.

    19. Pramling I. Developing children’s thinking about their own learning // British Journal of Educational Psychology, 1988. V.58. P. 266–278.

    20. Quicke J., Winter C. Teaching the language of learning // British Educational Research Journal, 1994. V.1 (20). P. 429–445.

    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью