Чернокова Т.Е., Воюшина Е.А. Наглядные модели как средство развития процессов саморегуляции познавательной деятельности у детей дошкольного возраста
Скачать в формате PDF
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Чернокова Т.Е., Воюшина Е.А. Наглядные модели как средство развития процессов саморегуляции познавательной деятельности у детей дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2014. – №8. – С.18–27.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
В статье представлены результаты работы, направленной на развитие процессов саморегуляции познавательной деятельности (метакогнитивных процессов) у детей дошкольного возраста. Описаны методика изучения метакогнитивных процессов у дошкольников и результаты обследования 80 детей 4–6 лет. Обоснована необходимость применения наглядных моделей в метакогнитивном обучении детей дошкольного возраста. Описана методика применения наглядных моделей с целью регуляции познавательной деятельности детей. Такие модели должны отражать в образно-символической форме план познавательной деятельности: цель и задачи, условия их решения, программу действий. Модели познавательной деятельности должны включаться во вводной части занятия и далее использоваться на всех этапах: на основном этапе модель должна использоваться с целью процессуального контроля, а на заключительном этапе – с целью итогового контроля. Представлены образцы моделей. Показано, что наглядные модели, в которых отражаются цель, задачи, познавательные средства, условия их применения и программы действий, являются эффективным средством регуляции познавательной деятельности в ходе ее реализации. Применение этих моделей существенно влияет на развитие таких метакогнитивных процессов, как анализ условий познания и программирование действий, но изменения в показателях целеполагания и самоконтроля незначительны. Использование метакогнитивных бесед при моделировании познавательной деятельности является условием формирования у детей диалектических представлений о познании и умения планировать познавательный процесс. Наиболее эффективна такая работа с детьми 5–6 лет.
Литература
1. Богданова Е.С. Наглядные модели как средство формирования способности к планированию собственной познавательной деятельности у детей 4–5 лет: Выпускная квалификационная работа ГИ САФУ. – Северодвинск, 2014. – 96 с.
2. Е. БодроваВ., Давыдов В.В., Петровский В.А., Стеркина Р.Б. Опыт построения психолого-педагогической концепции дошкольного воспитания // Вопросы психологии. – 1989. – №3. – С. 22–31.
3. Веракса Н.Е. Структурные особенности диалектического мышления // Филология и культура. Philology and Culture. – 2013. – №3. – С. 303–312.
4. Воюшина Е.А. Развитие метакогнитивных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством наглядного моделирования познавательной деятельности: Магистерская диссертация. – Северодвинск, 2012. – 107 с.
5. Гурова Л.Л. Психология мышления. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 136 c.
6. Иевлева Г.Б. Наглядные модели как средство развития способности к самоконтролю собственной познавательной деятельности у детей 4–5 лет: Выпускная квалификационная работа ГИ САФУ. – Северодвинск, 2014. – 106 с.
7. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 1991. – 145 с.
8. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. – СПб, 2009. – 368 с.
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: http://http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 25.03.2014).
10. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Педагогика, 1986. – 224 с.
11. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. – М.: Знание, 1984. – 80 с.
12. Чернокова Т.Е. Метакогнитивная психология: проблема предмета исследования // Вестник Поморского университета. – 2011. – №3. – С. 153–158.
13. Чернокова Т.Е. Особенности процессов саморегуляции познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2012. – №4. – С. 62–67.
14. Чернокова Т.Е. Формирование ментальных представлений у детей старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. – №7. – С. 34–41.
15. Чернокова Т.Е. Моделирование в познании и метапознании // Актуальные проблемы психологического знания. – 2013. – №1. – С. 14–21.
16. Чернокова Т.Е. Диалектические структуры в метапознании // Филология и культура. Philology and Culture. – 2013. – №3. – С. 322–328.
17. Чернокова Т.Е. Особенности ментальных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Психологические исследования, 2014, 7(33), 11. http://psystudy.ru.
18. Fisher R. Thinking about Thinking: developing metacognition in children // Early Child Development and Care. 1998. V.141. P. 1–15.
19. Pramling I. Developing children’s thinking about their own learning // British Journal of Educational Psychology, 1988. V.58. P. 266–278.
20. Quicke J., Winter C. Teaching the language of learning // British Educational Research Journal, 1994. V.1 (20). P. 429–445.
- Комментарии
Загрузка комментариев...