Чувствительность и инициативность матери и ребенка как условия для построения совместного внимания
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. Трудно переоценить значимость периода раннего возраста в развитии ребенка. В этот период формируются основы: отношение к себе, взрослым и окружающему миру, происходит активное развитие физических и психических функций. Определяющим фактором развития ребенка раннего возраста служит характер общения с близким взрослым и совместная деятельность с ним. В ряде исследований в качестве такого взаимодействия фигурирует процесс совместного внимания, который определяется как направление внимания взрослого и ребенка к одной цели, объекту в пространстве. В настоящее время условия для построения совместного внимания в процессе взаимодействия близкого взрослого и ребенка раннего возраста недостаточно описаны, что не позволяет типологизировать этот процесс, диагностировать его и конструировать программы развития. В нашем исследовании в качестве условий для построения совместного внимания мы предлагаем рассматривать показатели чувствительности и инициативности матери и ребенка, которые проявляются в процессе взаимодействия и выстраиваются в разные связи, что позволяет определить типы совместного внимания.
Цель. Показать, как выстраивается совместное внимание при разных показателях инициативности и чувствительности матери и ребенка раннего возраста.
Выборка. Эмпирическое исследование было проведено на выборке 29 пар (мать и ребенок от одного до трех лет), посещающих групповые занятия по раннему развитию в семейном центре.
Методы. Опираясь на культурно-историческую концепцию развития Л.С. Выготского и теорию привязанности Джона Боулби, разработано и описано критериально-оценочное наблюдение за взаимодействием матери и ребенка в паре по показателям чувствительности и инициативности. Для каждого показателя приведены исследования авторов и содержательные обоснования.
Результаты. Выделены и представлены 4 типа взаимодействия матерей и детей раннего возраста и оценка совместного внимания в каждом типе взаимодействия. Данные исследования позволяют увидеть базовые условия построения процесса совместного внимания, рассмотреть их роль и влияние на результат и его качество.
Выводы. Выделенные условия построения совместного внимания позволяют выстраивать развивающие программы для работы с парами матерей и детей, которые могут быть направлены на развитие его компонентов: повышение чувствительности матери к чувствительности и инициативности ребенка, актуализацию удовольствия при взаимодействии, формирование инициативного действия матерей, расширение способов стимулирования инициативы ребенка.
Литература
Баттерворт, Д., Харрис М. (2000). Принципы психологии развития. Москва: Изд-во «Когито-Центр».
Боулби, Дж. (2003). Привязанность. Москва: Изд-во «Гардарики».
Бриш, К.Х. (2012). Терапия нарушений привязанности: От теории к практике. Пер. с нем. Москва: Изд-во «Когито-Центр», 2012.
Выготский, Л.С. (2005). Психология развития человека. Москва: Изд-во «Смысл»; «Эксмо».
Изард, К.Э. (1980). Эмоции человека. Москва: Изд-во МГУ.
Котюсов, А.И., Малых, С.Б. (2021). Роль совместного внимания в раннем развитии социального познания. Теоретическая и экспериментальная психология, 14(2), 6–25. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-sovmestnogo-vnimaniya-v-rannem-razvitii-sotsialnogo-poznaniya (дата обращения: 21.03.2024).
Лисина, М.И. (1985). Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми. Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии АПН СССР. Москва: Изд-во «Педагогика».
Лурия, А.Р. (2003). Основы нейропсихологии. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Изд-во «Академия».
Максимова, Е.В. (2008). Уровни общения. Причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н.А. Бернштейна. Москва: Изд-во «Диалог-МИФИ».
Максимова, Е.В., Семенова, Н.Е., Архипов, Б.А. (2011). Нарушения восприятия себя, как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей. Москва: Изд-во «Диалог-МИФИ».
Мухамедрахимов, Р.Ж. (2003). Мать и младенец: психологическое взаимодействие. Санкт-Петербург: Изд-во «Речь».
Никольская, О.С., Баенская, Е.Р., Либлинг, М.М. (1997). Аутичный ребенок. Пути помощи. Москва: Изд-во «Теревинф».
Обухова, Л.Ф., Шаповаленко, И.В. (1994). Формы и функции подражания в детском возрасте. Москва: Изд-во МГУ.
Смирнова, Е.О., Галигузова, Л.Н., Ермолова, Т.В., Мещерякова, С.Ю. (2005). Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. Методическое пособие для практических психологов. Санкт-Петербург: Изд-во «Детство-пресс».
Смирнова, Е.О., Кондратович, И.А. (1973). Проявление некоторых особенностей в общении со взрослыми у детей раннего и дошкольного возраста. Дошкольное воспитание. Санкт-Петербург: Изд-во «Детство-пресс».
Томаселло, М. (2011). Истоки человеческого общения. Москва: Изд-во «Гнозис».
Фаликман, М.В. (2006). Внимание. Том 4. Москва: Изд-во «Академия».
Фаликман, М.В. (2019). Совместное внимание: роль в речевом и социальном развитии ребенка и возможности интервенции при РАС. Москва: Изд-во «Теревинф».
Цукерман, Г.А. (2006). Взаимодействие ребенка и взрослого, творящее зону ближайшего развития. Культурно-историческая психология, 2(4), 61–73.
Цукерман, Г.А. (2007). О поддержке детской инициативы. Культурно-историческая психология, 3(1), 41–55.
Шевель, Т.М., Фаликман, М.В. (2022). «Подсказка взглядом» как ключ к механизмам совместного внимания: основные результаты исследований. Культурно-историческая психология, 18(1). 6–16. https://doi.org/10.17759/chp.2022180101
Эльконин, Б.Д. (2014). Событие действия (Заметки о развитии предметных действий II). Культурно-историческая психология. Москва: Изд-во МГППУ.
Эльконин, Д.Б. (1999). Психология игры. Москва: Изд-во «Владос».
Adamson, L.B., Bakeman, R., Suma, K., Robins, D. L. (2019). An expanded view of joint attention: Skill, engagement, and language in typical development and autism. Child Development, 90(1), e1–e18. https://doi.org/10.1111/cdev.12973
Ainsworth, М.D., Blehar, М., Waters, Е., Wall, S. (1978). Patterns of attachment. A psychological study of the Strange Situation. NJ, Hillsdale: Erlbaum.
Hamby, W. (2017) Cognitive brain systems in typical development and autism spectrum disorder sources of information about the development of joint attention related to autism spectrum disorder deborah. URL: https://www.researchgate.net/publication/319892640_A_Review_of_Joint_Attention_and_Social-Cognitive_... (accessed: 21.03.2024)
Montagut-Asunción, M, Crespo-Martín, S, Pastor-Cerezuela, G, D’Ocon-Giménez, A. (2022). Joint attention and its relationship with autism risk markers at 18 months of age. Children (Basel), 9(4), 556. https://doi.org/10.3390/children9040556.
Sano, M., Yoshimura, Y., Hirosawa, T., Hasegawa, C., An, K.-M., Tanaka, S., Naitou, N., Kikuchi, M. (2021). Joint attention and intelligence in children with autism spectrum disorder without severe intellectual disability. Autism Research, 14(12), 2603–2612. https://doi.org/10.1002/aur.2600.
Vogrinčič, B. (2020) The development of joint attention and its possible role in early language development. URL: https://urn.nsk.hr/urn:nbn:hr:158:766954 (accessed: 21.03.2024)
- Комментарии