Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все номера журнала
    • 2024
    • СДО - 2024. - №4

    СДО - 2024. - №4

    СДО - 2024. - №4
    0%
    СДО - 2024. - №1
    СДО - 2024. - №2
    СДО - 2024. - №3
    СДО - 2024. - №4
    СДО - 2024. - №5
    СДО - 2024. - №6
    Актуальное мнение
    Художественная литература как средство познания мира и себя: «Разговор под цветущими липами»
    СДО - 2024. - №4 с. 6-7
    Духанина Л.Н.
    ПОДРОБНЕЕ
    668
    Нравственное воспитание — одна из сложнейших и актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. К сожалению, сегодня больше, чем когда-либо, детям доступны образцы низкого уровня поведенческой культуры. Они рано перенимают отрицательный опыт взрослых, усваивают не лучшие примеры поведения и отношений. Нередко в детской среде встречаются грубость, насилие, жестокость.
    Ключевые слова: воспитание нравственность нравственное воспитание поведение взрослые
    Теория и практика образования
    Чувствительность и инициативность матери и ребенка как условия для построения совместного внимания
    СДО - 2024. - №4 с. 8-23
    Федоренко Е.Ю. , Штейгер М.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    666

    Актуальность. Трудно переоценить значимость периода раннего возраста в развитии ребенка. В этот период формируются основы: отношение к себе, взрослым и окружающему миру, происходит активное развитие физических и психических функций. Определяющим фактором развития ребенка раннего возраста служит характер общения с близким взрослым и совместная деятельность с ним. В ряде исследований в качестве такого взаимодействия фигурирует процесс совмест­ного внимания, который определяется как направление внимания взрослого и ребенка к одной цели, объекту в пространстве. В настоящее время условия для построения совместного внимания в процессе взаимодействия близкого взрослого и ребенка раннего возраста недостаточно описаны, что не позволяет типологизировать этот процесс, диагностировать его и конструировать программы развития. В нашем исследовании в качестве условий для построения совместного внимания мы предлагаем рассматривать показатели чувствительности и инициативности матери и ребенка, которые проявляются в процессе взаимодействия и выстраиваются в разные связи, что позволяет определить типы совместного внимания.

    Цель. Показать, как выстраивается совместное внимание при разных показателях инициативности и чувствительности матери и ребенка раннего возраста. 

    Выборка. Эмпирическое исследование было проведено на выборке 29 пар (мать и ребенок от одного до трех лет), посещающих групповые занятия по раннему развитию в семейном центре.

    Методы. Опираясь на культурно-историческую концепцию развития Л.С. Выготского и теорию привязанности Джона Боулби, разработано и описано критериально-оценочное наблюдение за взаимодействием матери и ребенка в паре по показателям чувствительности и инициативности. Для каждого показателя приведены исследования авторов и содержательные обоснования.

    Результаты. Выделены и представлены 4 типа взаимодействия матерей и детей раннего возраста и оценка совместного внимания в каждом типе взаимодействия. Данные исследования позволяют увидеть базовые условия построения процесса совместного внимания, рассмотреть их роль и влияние на результат и его качество.

    Выводы. Выделенные условия построения совместного внимания позволяют выстраивать развивающие программы для работы с парами матерей и детей, которые могут быть направлены на развитие его компонентов: повышение чувствительности матери к чувствительности и инициативности ребенка, актуализацию удовольствия при взаимодействии, формирование инициативного действия матерей, расширение способов стимулирования инициативы ребенка.

    Ключевые слова: совместное внимание чувствительность взрослого инициативность взрослого чувствительность ребенка инициативность ребенка
    DOI: https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-4124-8-23
    Игровое взаимодействие старшего дошкольника с родителями как ресурс развивающей микросреды в условиях цифровизации
    СДО - 2024. - №4 с. 24-36
    Белова Е.С. , Шумакова Н.Б.
    ПОДРОБНЕЕ
    1030
    Актуальность. Обусловлена, с одной стороны, значимостью проблемы детско-родительского игрового взаимодействия как важного аспекта семейного воспитания, а с другой стороны, недостаточной ее изученностью в современных условиях быстро происходящих глубинных изменений в обществе, затрагивающих и семейную микросреду.
    Цели. 1) Выявление и анализ особенностей игрового взаимодействия старших дошкольников с родителями с учетом возможностей использования цифровых устройств. 2) Изучение влияния частоты совместных компьютерных игр в условиях семьи на интеллектуальное и творческое развитие детей.
    Выборка. В исследовании приняли участие 180 дошкольников 6–7 лет (Mвозраст = 6,8, SD = 0,34; 88 мальчиков, 92 девочки) и их родители, преимущественно матери. Все дошкольники и их родители — жители Москвы. Большинство детей (92,78%) посещали дошкольные образовательные организации.
    Методы. Проводился опрос родителей. Для диагностики развития детей использовались: тестовая методика диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС); структурированное наблюдение и экспертные оценки участия детей в игровом занятии по раскрытию творческого и интеллектуального потенциала. Применялись методы качественного и количественного анализа данных (cтатистический пакет Jamovi 1.6.23).
    Результаты. Игровое взаимодействие современных старших дошкольников с родителями в большинстве семей реализуется как в форме традиционных игр (настольные, подвижные, ролевые и др.), так и компьютерных. Однако частота их использования варьируется. В целом традиционные игры выбирают чаще, чем компьютерные. При этом матери чаще играют со своими детьми в традиционные игры, чем отцы. При использовании гаджетов наблюдается обратная тенденция: отцы чаще, чем матери, играют с детьми в компьютерные игры. Более высокие результаты интеллектуального теста были у дошкольников, которые редко играли в компьютерные игры с мамами или папами.
    Выводы. Результаты исследования позволяют расширить научные представления об игровом взаимодействии современных старших дошкольников и родителей. Выделена необходимость психолого-педагогической поддержки родителей в выборе и организации совместных игр с детьми. Полученные данные могут быть использованы при разработке рекомендаций родителям по созданию развивающей семейной микросреды, в частности, по вопросам ее цифровизации.
    Ключевые слова: игра игровое взаимодействие дошкольники родители старший дошкольный возраст развивающая микросреда интеллектуальное развитие цифровизация
    DOI: https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-4124-24-36
    Коммуникация как показатель социализации детей 6–7 лет в инклюзивной образовательной среде
    СДО - 2024. - №4 с. 38-47
    Марченко А.И. , Мурашова И.Ю.
    ПОДРОБНЕЕ
    743

    Актуальность. В статье освещается проблема коммуникации и социализации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи и с нормальным речевым развитием, посещающих подготовительные к школе группы комбинированной направленности детского сада. В последние годы в детских садах все чаще функционируют группы комбинированной направленности, являющиеся инклюзивными, что вызывает необходимость поиска результативных путей психолого-педагогической работы.

    Цель. Изучить состояние коммуникации дошкольников 6–7 лет с тяжелыми нарушениями речи в сравнении со сверстниками с нормальным речевым развитием, в соотношении с показателями их социализации в инклюзивных образовательных условиях.

    Выборка. В исследовании приняли участие 60 обучающихся 6–7 лет, посещавших подготовительные группы комбинированной направленности МБДОУ г. Иркутска детский сад №153. Из них 30 дошкольников были с нормальным речевым развитием и столько же с тяжелыми нарушениями речи.

    Методы. В исследовании использовались методики: «Изучение общения и характера межличностных отношений» (Айзман и др., 1994); методика экспертной шкальной оценки сформированности социальных форм поведения старших дошкольников А.М. Щетининой и Л.В. Кирс (Щетинина, 2000).

    Результаты. Установлено, что дети 6–7 лет с нарушениями речи имеют достоверно более низкие показатели коммуникации и социализации, чем сверстники с нормальным речевым онтогенезом. Показано, что изучение уровня коммуникации дошкольников может служить как надежным показателем их предшкольной социализации, так и основой для определения условий психологического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в инклюзивной среде.

    Выводы. Были получены данные о коммуникации дошкольников, обучающихся в инклюзивных условиях. Во-первых, постоянное общение детей 6–7 лет, имеющих нормальное речевое развитие со сверстниками с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзии, не оказывают пагубного влияния на их коммуникативное и социальное развитие. Во-вторых, несмотря на то, что у детей 6–7 лет тяжелые нарушения речи обусловливают несовершенство формирования коммуникативных навыков и, в целом, их социализации, у всех дошкольников повышение частоты коммуникации со сверстниками положительно влияет на их социальное развитие.

    Ключевые слова: группы комбинированной направленности тяжелые нарушения речи коммуникативные навыки социальное развитие инклюзивная образовательная среда
    DOI: https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-4124-38-47
    Представление о сверстнике у детей старшего дошкольного возраста с различным социометрическим статусом
    СДО - 2024. - №4 с. 48-56
    Кондратюк М.И.
    ПОДРОБНЕЕ
    841

    Актуальность. Проблема взаимоотношений детей дошкольного возраста является одной из важнейших в педагогике и психологии. Характер отношения между детьми в этом возрасте имеет значительное влияние на процесс развития и социализации. Понимание различий представлений о сверстнике у детей старшего дошкольного возраста с различным социометрическим статусом раскрывает особенности их взаимодействия.

    Цель. Выявление особенностей представления о сверстнике у детей старшего дошкольного возраста с различным социометрическим статусом.

    Выборка. В исследовании приняли участие 140 дошкольников в возрасте 6–7 лет, из них 69 девочек и 71 мальчик, посещающих государственные дошкольные образовательные учреждения не менее двух лет. На проведение психологического исследования было получено согласие от всех родителей/законных представителей дошкольников.

    Методы. Были применены следующие методики: «Два домика» Т.Д. Марцинковской; «Рассказ о друге» Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой; «Неоконченные ситуации» А.М. Щетининой, Л.В. Кирс; методика Р. Жиля «Фильм-тест». Значимые различия оценивались с помощью U-критерия Манна-Уитни.

    Результаты. Получены данные о различиях в представлениях о сверстнике у детей старшего дошкольного возраста с различным социометрическим статусом. Так, у дошкольников с высоким и средним социометрическим статусом представление о сверстнике позитивное, они считают, что ровесник открыт и безопасен для общения. Дети с низким социометрическим статусом представляют сверстников более негативно, настороженно относятся к ним, менее склонны к установлению близких отношений с другими детьми и могут испытывать коммуникативные трудности.

    Выводы. Существует взаимосвязь между социометрическим статусом в группе сверстников и представлением о сверстнике у детей старшего дошкольного возраста. Полученные результаты подчеркивают важность социометрического статуса и необходимость учета положения дошкольника в группе при выстраивании индивидуальной работы.

    Ключевые слова: социометрический статус дошкольники сверстник взаимоотношения социометрическая процедура
    DOI: https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-4124-48-56
    Оценка умений учащихся первых классов осуществлять саморегуляцию
    СДО - 2024. - №4 с. 57-69
    Станкевич О.А.
    ПОДРОБНЕЕ
    866

    Актуальность. Быстрый темп изменений, происходящих в современном мире, включая увеличение объема информации, скорость обновления системы научных знаний, рост предъявляемых к человеку требований, ставит задачу подготовки учащихся к вызовам современности, когда необходимо адекватно оценивать происходящее, действовать в ситуации неопределенности с учетом множества условий, т.е. осуществлять саморегуляцию.

    Цель. Целью настоящего исследования является оценка умений учащихся первых классов осуществлять саморегуляцию на уровне представлений и в результате решения задач компьютерной диагностики.

    Выборка. В исследовании приняли участие 78 учащихся первых классов, средний возраст которых составил 6–7 лет на момент диагностики.

    Методы. В исследовании применялись такие методы, как опрос (опросник «Стиль саморегуляции поведения детей (2) — ССПД-М2» (В.И. Моросанова)), методы компьютерной диагностики (методики «Двухцветные таблицы Шульте» (адаптация А.Р. Агрис, Т.В. Ахутина, А.А. Корнеев, Е.Ю. Матвеева) и «Точки DOT (Сердечки и цветочки)» (Davidson M.C., Diamond A., адаптация А.Р. Агрис, Т.В. Ахутина, А.А. Корнеев, Е.Ю. Матвеева)), статистический анализ данных.

    Результаты. Выявлены различия в представлениях учащихся первых классов осуществлять саморегуляцию и их умениях ее осуществлять при решении предложенных заданий.

    Выводы. Формирование системы саморегуляции у учащихся младшего школьного возраста является актуальной психолого-педагогической задачей современного образования. Перспективы использования полученных результатов связаны с их внедрением в образовательный процесс (организация учебной деятельности учащихся, проведение учебных и поддерживающих занятий и др.), в т.ч. при подготовке будущих учителей начальных классов, использованием в научно-методическом обеспечении образования.

    Ключевые слова: саморегуляция младший школьный возраст учебная деятельность умение учиться начальное образование
    DOI: https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-4124-57-69
    Мировой опыт
    Роль зоны ближайшего развития в диагностике интеллектуального развития мексиканских детей
    СДО - 2024. - №4 с. 70-80
    Соловьева Ю.В. , Кинтанар Рохас Л.
    ПОДРОБНЕЕ
    566

    Актуальность. Процесс интеллектуального развития в онтогенезе и способы его оценки изучались многими выдающимися психологами: Ж. Пиаже (1973), А. Валлоном (1942), А.В. Запорожцем (1986), П.Я. Гальпериным (1998). Однако только небольшое количество работ рассматривают зону ближайшего развития (Выготский, 1983) при оценке интеллектуального развития детей. Настоящее исследование является попыткой разработки и применения процедуры, учитывающей зону ближайшего развития (ЗБР), при исследовании детей, живущих в разных социальных и экономических условиях.

    Цель. Исследование показывает, как понятие зоны ближайшего развития может быть использовано при диагностике интеллектуального развития детей по этапам конкретных действий, конкретных образов и словесно-логического мышления. Оценка основана на формировании постепенной ориентировки путем оказания помощи ребенку в выполнении нового задания.

    Выборка. Исследование проводилось в Мексике. Было отобрано 1120 школьников обоих полов из разных слоев населения (село, пригород, более и менее обеспеченные жители города). Возраст детей составлял от 6 до 12 лет. Каждая социально-экономическая группа состояла из 280 детей: по 20 детей из каждого школьного класса (10 девочек и 10 мальчиков). Школьные классы включают последний класс детского сада и 6 классов начальной школы в соответствии с образовательной системой Мексики.

    Методы. Была разработана «Схема оценки интеллектуального развития», которая применялась ко всем детям. Схема представляет собой оценку зоны ближайшего развития как плана выполнения экспериментального задания (словесного, образного или действенного) после предъявления ориентировочной основы действия (Гальперин, 1976; Талызина, 1984; Карпов, 1983; Талызина, Карпов, 1987). Схема состоит из двух заданий, которые предъявляются в разных планах интеллектуального развития: словесном, образном или действенном.

    Результаты. Сначала проверялась возможность выполнения задания без посторонней помощи. Результаты показали невозможность выполнения первоначального задания: 82% в сельской группе; 74,64% в группе пригорода; 64,64% в группе города с низким уровнем жизни и 71,42% в группе обеспеченных жителей города для первого задания и 65,35% в сельской группе; 62,50% в группе пригорода; 52,85% для группы с низким уровнем жизни в городе и 46,42% для группы с высоким уровнем жизни в городе для второго задания. Дисперсионный анализ выявил существенные различия между группами. Однако после предоставления ориентировочной основы действия большинство детей, не справившихся с первоначальным заданием, смогли решить его на разных уровнях. Выполнение на вербальном уровне было очень высоким: 62,17% в сельской группе; 61,27% в группе пригорода; 75,30% в группе с низким уровнем жизни в городе и 77,95% в группе с высоким уровнем жизни в городе для первого задания и 48,00% в сельской группе; 56,80% в группе пригорода; 59,58% в группе с низким уровнем жизни в городе и 66,14% в группе с высоким уровнем жизни в городе для второго задания. Существенные различия были обнаружены только для уровней помощи взрослого во время представления ориентировочной основы действия.

    Выводы. Эти результаты показывают способность детей из всех групп работать в ЗБР и решать задачу после предварительной выработки ориентировочной основы. Согласно нашему исследованию, дети способны достигать вербального уровня, что свидетельствует о наличии широкой зоны ближайшего развития. Обсуждение ведется на основе работы о зоне ближайшего развития (Выготский, 1991) и об ориентировочной основе действия, задаваемой взрослым (Гальперин, 1996; Талызина, 2000) при формировании интеллектуальной деятельности у дошкольников и школьников разных социально-экономических групп.

    Ключевые слова: зона ближайшего развития диагностика интеллектуальное развитие мексиканские дети
    DOI: https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-4124-70-80
    весь номер в формате pdf
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью