кандидат психологических наук, доцент кафедры комплексной коррекции нарушений детского развития, Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Иркутский государственный университет», Иркутск, Российская Федерация
Мурашова Ирина Юрьевна
Актуальность. В современном инклюзивном образовании приобретает особую важность необходимость поиска возможностей сохранения и укрепления когнитивного здоровья детей, имеющих разное состояние речевого развития. Особое внимание уделено детям с речевыми недостатками, не попадающим под категорию ограниченных возможностей здоровья, но испытывающим трудности в восприятии информации и усвоении программ. Полимодальное восприятие, являясь базовой когнитивной функцией, тесно связано с речью и психическим развитием ребенка. Важно отметить, что старший дошкольный возраст — наиболее благоприятный период для коррекции этих процессов благодаря нейропластичности мозга. Именно поэтому разработка профилактико-реабилитационных мероприятий, направленных на усиление межанализаторных связей и интеграции сенсорных модальностей, становится важным направлением повышения качества образования и логопедической помощи.
Цель. Изучение функционального состояния полимодального восприятия и возможностей его психорегуляции в образовательном процессе у детей старшего дошкольного возраста в инклюзивной среде.
Выборка. В исследовании приняли участие 349 детей 6–7 лет из детских садов Иркутской области с нормальным и нарушенным развитием речи.
Методы. Для исследования речи и составления характеристик речевого развития испытуемых использовалась методика, составленная на основе методических рекомендаций О.Б. Иншаковой (Иншакова, 2022). Применялась диагностика полимодального восприятия И.Ю. Мурашовой (Мурашова, 2018), выявляющая ведущую модальность и степень активности неведущих, функциональный индивидуальный профиль полимодального восприятия детей: гармоничный (достаточное взаимодействие доминантной и субдоминантных модальностей в процессе восприятия, создающее полноценный полимодальный образ), дисгармонично-избирательный (с избирательной акцентуацией на доминантной модальности), дисгармонично-инертный (с застреванием на доминантной модальности).
Результаты. В ходе исследования были изучены особенности полимодального восприятия у старших дошкольников с разными уровнями речевого развития в условиях инклюзивного образования. На констатирующем этапе выявлены дисгармонии в структуре восприятия, что послужило основой для формирующего эксперимента. Экспериментальное обучение было направлено на психорегуляцию восприятия через создание специальной информационной среды без изменения программного содержания. Сущность создания информационной образовательной среды состояла в том, что на занятиях вместо традиционных вербальных методов использовались мономодальный и мультисенсорный методы подачи информации. Результаты контрольного этапа показали, что без целенаправленного воздействия компенсация нарушений происходит слабо. Вместе с тем доказана высокая эффективность реабилитационных мероприятий, направленных на укрепление когнитивного здоровья детей через усиление интегративной активности сенсорных модальностей.
Выводы. Получены данные о целостной структуре полимодального восприятия детей 6–7 лет как в норме, так и в условиях патогенеза речевого развития. Разработанные подходы способствуют более успешному освоению образовательных программ и повышают результативность логопедической помощи. Исследование имеет важную практическую значимость, поскольку предложенные методы могут быть использованы в дошкольных образовательных учреждениях для поддержки детей с особенностями речевого развития.
Актуальность. В статье освещается проблема коммуникации и социализации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи и с нормальным речевым развитием, посещающих подготовительные к школе группы комбинированной направленности детского сада. В последние годы в детских садах все чаще функционируют группы комбинированной направленности, являющиеся инклюзивными, что вызывает необходимость поиска результативных путей психолого-педагогической работы.
Цель. Изучить состояние коммуникации дошкольников 6–7 лет с тяжелыми нарушениями речи в сравнении со сверстниками с нормальным речевым развитием, в соотношении с показателями их социализации в инклюзивных образовательных условиях.
Выборка. В исследовании приняли участие 60 обучающихся 6–7 лет, посещавших подготовительные группы комбинированной направленности МБДОУ г. Иркутска детский сад №153. Из них 30 дошкольников были с нормальным речевым развитием и столько же с тяжелыми нарушениями речи.
Методы. В исследовании использовались методики: «Изучение общения и характера межличностных отношений» (Айзман и др., 1994); методика экспертной шкальной оценки сформированности социальных форм поведения старших дошкольников А.М. Щетининой и Л.В. Кирс (Щетинина, 2000).
Результаты. Установлено, что дети 6–7 лет с нарушениями речи имеют достоверно более низкие показатели коммуникации и социализации, чем сверстники с нормальным речевым онтогенезом. Показано, что изучение уровня коммуникации дошкольников может служить как надежным показателем их предшкольной социализации, так и основой для определения условий психологического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в инклюзивной среде.
Выводы. Были получены данные о коммуникации дошкольников, обучающихся в инклюзивных условиях. Во-первых, постоянное общение детей 6–7 лет, имеющих нормальное речевое развитие со сверстниками с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзии, не оказывают пагубного влияния на их коммуникативное и социальное развитие. Во-вторых, несмотря на то, что у детей 6–7 лет тяжелые нарушения речи обусловливают несовершенство формирования коммуникативных навыков и, в целом, их социализации, у всех дошкольников повышение частоты коммуникации со сверстниками положительно влияет на их социальное развитие.