Психорегуляция полимодального восприятия старших дошкольников с разными характеристиками речи
Скачать в формате PDF
Поступила:
22.04.2025
Принята к публикации:
12.05.2025
Дата публикации в журнале:
10.06.2025
DOI:
10.24412/2782-4519-2025-3129-14-25
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Мурашова, И.Ю. (2025). Психорегуляция полимодального восприятия старших дошкольников с разными характеристиками речи. Современное дошкольное образование, 19(3), 14–25. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2025-3129-14-25
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. В современном инклюзивном образовании приобретает особую важность необходимость поиска возможностей сохранения и укрепления когнитивного здоровья детей, имеющих разное состояние речевого развития. Особое внимание уделено детям с речевыми недостатками, не попадающим под категорию ограниченных возможностей здоровья, но испытывающим трудности в восприятии информации и усвоении программ. Полимодальное восприятие, являясь базовой когнитивной функцией, тесно связано с речью и психическим развитием ребенка. Важно отметить, что старший дошкольный возраст — наиболее благоприятный период для коррекции этих процессов благодаря нейропластичности мозга. Именно поэтому разработка профилактико-реабилитационных мероприятий, направленных на усиление межанализаторных связей и интеграции сенсорных модальностей, становится важным направлением повышения качества образования и логопедической помощи.
Цель. Изучение функционального состояния полимодального восприятия и возможностей его психорегуляции в образовательном процессе у детей старшего дошкольного возраста в инклюзивной среде.
Выборка. В исследовании приняли участие 349 детей 6–7 лет из детских садов Иркутской области с нормальным и нарушенным развитием речи.
Методы. Для исследования речи и составления характеристик речевого развития испытуемых использовалась методика, составленная на основе методических рекомендаций О.Б. Иншаковой (Иншакова, 2022). Применялась диагностика полимодального восприятия И.Ю. Мурашовой (Мурашова, 2018), выявляющая ведущую модальность и степень активности неведущих, функциональный индивидуальный профиль полимодального восприятия детей: гармоничный (достаточное взаимодействие доминантной и субдоминантных модальностей в процессе восприятия, создающее полноценный полимодальный образ), дисгармонично-избирательный (с избирательной акцентуацией на доминантной модальности), дисгармонично-инертный (с застреванием на доминантной модальности).
Результаты. В ходе исследования были изучены особенности полимодального восприятия у старших дошкольников с разными уровнями речевого развития в условиях инклюзивного образования. На констатирующем этапе выявлены дисгармонии в структуре восприятия, что послужило основой для формирующего эксперимента. Экспериментальное обучение было направлено на психорегуляцию восприятия через создание специальной информационной среды без изменения программного содержания. Сущность создания информационной образовательной среды состояла в том, что на занятиях вместо традиционных вербальных методов использовались мономодальный и мультисенсорный методы подачи информации. Результаты контрольного этапа показали, что без целенаправленного воздействия компенсация нарушений происходит слабо. Вместе с тем доказана высокая эффективность реабилитационных мероприятий, направленных на укрепление когнитивного здоровья детей через усиление интегративной активности сенсорных модальностей.
Выводы. Получены данные о целостной структуре полимодального восприятия детей 6–7 лет как в норме, так и в условиях патогенеза речевого развития. Разработанные подходы способствуют более успешному освоению образовательных программ и повышают результативность логопедической помощи. Исследование имеет важную практическую значимость, поскольку предложенные методы могут быть использованы в дошкольных образовательных учреждениях для поддержки детей с особенностями речевого развития.
Литература
Айрес, Э.Дж. (2017). Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития [пер. с англ. Юлии Даре]. Москва: Изд-во «Теревинф».
Александров, Ю.И. (2010). Системогенез и индивидуальное развитие. В: Четвертая международная конференция по когнитивной науке 22–26 июня 2010 г. (С. 124–125). Томск.
Анохин, П.К. (1980). Узловые вопросы теории функциональных систем. Москва: Изд-во «Наука».
Бандурка, Т.Н. (2005). Полимодальность восприятия в обучении. Как раздвинуть границы познания: монография. Иркутск: Изд-во «Оттиск».
Белозерцева, И.Н. (2001). Обучаем ребенка саморегуляции. Иркутск: Изд-во «Сервико».
Белозерцева, И.Н. (2001). Учет индивидуальных особенностей восприятия детей как фактор сохранения их здоровья и оптимизации учебного процесса. В: Здоровьесберегающие технологии в образовании: наука и практика (С. 33–40). Иркутск: Изд-во ИГУ.
Битянова, М.Р., Азарова, Т.В., Земских, Т.В. (2000). Профессия — школьник. Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников. Москва: Изд-во «Генезис».
Божович, Е.Д. (2018). Речевое поведение ребенка как индикатор его психического развития. В: Проблемы онтолингвистики-2018. Материалы ежегодной международной научной конференции. 20–23 марта 2018, Санкт-Петербург (С. 15–20). Т. А. Круглякова (отв. ред.), Т. А. Ушакова, М. А. Еливанова, Т. В. Кузьмина (ред.). Иваново: Изд-во «ЛИСТОС».
Горелов, И.Н. (1977). Проблема «глубинных» и «поверхностных» структур в связи с данными психолингвистики и нейрофизиологии. Известия АН СССР. Серия литературы и языка, 36(2), 165–178.
Дзятковская, Е.Н. (1998). Коррекция организации ментальных структур ребенка как принцип профилактики и реабилитации: дисс. д-ра. биол. наук. Иркутск.
Елина, Е.А., Прокофьева, Л.П. (2021). Проблема сенсорной мотивированности языкового знака. В: Российская психолингвистика: итоги и перспективы (1966–2021): коллективная монография (С. 195–203). Науч. ред.: И.А. Стернин, Н.В. Уфимцева, Е.Ю. Мягкова. Москва: Институт языкознания — ММА.
Иншакова, О.Б. (2022). Альбом для логопеда. Москва: Изд-во «ВЛАДОС».
Казакова, Е.В., Соколова, Л.В. (2018). Особенности психологического здоровья первоклассников с наличием медико-биологических факторов риска в раннем развитии. Клиническая и специальная психология , 7(4), 76–99. https://doi.org/10.17759/cpse.2018070405
Корнев, А.Н. (1997). Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Изд-во «МиМ».
Корнев, А.Н. (2011). Состояние сукцессивных функций у детей с нарушениями чтения и письма. В: Р.И. Лалаева, С.Н. Шаховской (ред.), Логопатопсихология (С. 376–377). Москва: Изд-во «ВЛАДОС».
Котягина, С.Н. (2006). Нейропсихологический анализ сформированности психической сферы у детей, поступающих в общеобразовательную школу. В: Л.С. Цветкова (ред.). Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста (С. 174–229). Москва — Воронеж: Изд-во «МОДЭК».
Логопедия. Теория и практика (2020) (Т. Б. Филичева, ред.). Москва: Изд-во «Эксмо».
Лурия, А.Р. (1964). Курс лекций по общей психологии. Москва: Изд-во МГУ.
Лурия, А.Р. (2003). Основы нейропсихологии: Учебное пособие. Москва: Изд-во «Академия».
Мурашова, И.Ю. (2018). Полимодальное восприятие дошкольников: как повысить эффективность преодоления недоразвития речи: монография. Ставрополь: Изд-во «Логос».
Мурашова, И.Ю. (2024). Технология совершенствования полимодального восприятия детей с нарушениями речи: учебно-методическое пособие. Иркутск: Изд-во «Аспринт».
Мурашова, И.Ю., Пантилеева, Е.Г. (2022). Полимодальное восприятие детей предшкольного возраста с речевым недоразвитием. Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология, (40), 67–77. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2022.40.67
Основы теории и практики логопедии (1967) (Р.Е. Левина, ред.). Москва: Изд-во «Просвещение».
Распоряжение Министерства просвещения РФ № Р-193 (2020). Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях от 28.12.2020.
Сиротюк, А.Л. (2003). Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. Москва: Изд-во «Сфера».
Третьякова, В.С. (2005). Речь, как характеристика здоровья. В: Здоровье, физическое развитие и образование: состояние, проблемы и перспективы. Тезисы докладов 1-й региональной научно-практической конференции, 19-21 октября 2005 г., г. Екатеринбург (С. 117–121). Екатеринбург: РГППУ. URL: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/36095
Федеральный закон № 273-ФЗ (2012). Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 (последняя редакция).
Цветкова, Л.С. (1988). Афазия и восстановительное обучение: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. Москва: Изд-во «Просвещение».
Цейтлин, С.Н. (2000). Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. Москва: Изд-во «ВЛАДОС».
Шаховский, В.И. (2016). Диссонанс экологичности в коммуникативном круге: человек, язык, эмоции (монография). Волгоград: Изд-во «Поликарпов И.Л.»
Швырков, В.Б. (2006). Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики: избранные труды: сборник научных трудов. Москва: Изд-во РАН.
Kaluger, G., Kolson, C.J. (1978). Reading and learning disabilities. 2ed. Columbus.
- Комментарии
Загрузка комментариев...