Коммуникация как показатель социализации детей 6–7 лет в инклюзивной образовательной среде
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. В статье освещается проблема коммуникации и социализации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи и с нормальным речевым развитием, посещающих подготовительные к школе группы комбинированной направленности детского сада. В последние годы в детских садах все чаще функционируют группы комбинированной направленности, являющиеся инклюзивными, что вызывает необходимость поиска результативных путей психолого-педагогической работы.
Цель. Изучить состояние коммуникации дошкольников 6–7 лет с тяжелыми нарушениями речи в сравнении со сверстниками с нормальным речевым развитием, в соотношении с показателями их социализации в инклюзивных образовательных условиях.
Выборка. В исследовании приняли участие 60 обучающихся 6–7 лет, посещавших подготовительные группы комбинированной направленности МБДОУ г. Иркутска детский сад №153. Из них 30 дошкольников были с нормальным речевым развитием и столько же с тяжелыми нарушениями речи.
Методы. В исследовании использовались методики: «Изучение общения и характера межличностных отношений» (Айзман и др., 1994); методика экспертной шкальной оценки сформированности социальных форм поведения старших дошкольников А.М. Щетининой и Л.В. Кирс (Щетинина, 2000).
Результаты. Установлено, что дети 6–7 лет с нарушениями речи имеют достоверно более низкие показатели коммуникации и социализации, чем сверстники с нормальным речевым онтогенезом. Показано, что изучение уровня коммуникации дошкольников может служить как надежным показателем их предшкольной социализации, так и основой для определения условий психологического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в инклюзивной среде.
Выводы. Были получены данные о коммуникации дошкольников, обучающихся в инклюзивных условиях. Во-первых, постоянное общение детей 6–7 лет, имеющих нормальное речевое развитие со сверстниками с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзии, не оказывают пагубного влияния на их коммуникативное и социальное развитие. Во-вторых, несмотря на то, что у детей 6–7 лет тяжелые нарушения речи обусловливают несовершенство формирования коммуникативных навыков и, в целом, их социализации, у всех дошкольников повышение частоты коммуникации со сверстниками положительно влияет на их социальное развитие.
Литература
Абраменкова, В.В. (2014). Социальная психология детства. Москва: Изд-во «Инфра-М».
Айзман, Р.И., Жарова, Г.Н., Айзман, Л.К., Савенков, А.И., Забрамная, С.Д., Ядрихинская, И.Е. (1994). Подготовка к школе ребенка. Томск: Изд-во «Пеленг».
Ананьева, Т.В. (2022). Психологическое сопровождение дошкольника. Программа для подготовки к школьному обучению (6–7 лет). Москва: Изд-во «Детство-Пресс».
Аржанова, А.И. (1951). Психологические основы товарищества и дружбы детей дошкольного возраста: автореферат дисс. канд. пед. наук. Московский городской педагогический институт им. В.П. Потемкина; Саратов.
Богинская, Ю.В. (2015). Инклюзивная образовательная среда дошкольного образовательного учреждения и начальной школы: комплексный подход. Гуманитарные науки, (4), 47–53.
Волковская, Т.Н., Юсупова, Г.Х. (2021). Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. Москва: Изд-во «Национальный книжный центр».
Гребенникова, О.В. (2015). Современный дошкольник: межличностное общение в контексте игровой деятельности. Мир психологии, (1), 101–111.
Еманова, С.В. (2021). Педагогика и психология раннего и дошкольного возраста: учебное пособие. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та.
Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. (2021). Логопедия. Основы теории и практики. Москва: Изд-во «Эксмо-детство».
Игнатьева, С.А. (2007). Оценка состояния коммуникативно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, (2), 29–32.
Карпушкина, Н.В., Федотова, Д.П. (2017). Особенности общения со сверстниками старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Проблемы современного педагогического образования, (9). 312–320.
Лагунина, Е.С. (2014). Особенности общения младших школьников с речевыми нарушениями со сверстниками в условиях интегративной среды. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии, (38). 190–195.
Лебедева, С.А. (2021). Психология дошкольного образования: монография. Чебоксары: Изд-во «Среда».
Лисина, М.И. (2009). Формирование личности ребенка в общении. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер».
Малофеев, Н.Н., Никольская, О.С., Кукушкина, О.И., Гончарова, Е.Л. (2009). Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения. Альманах Института коррекционной педагогики, (13). URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-13/edinaja-koncepcija-specialnogo-federalnogo-gosudarstvennogo (дата обращения: 21.03.2024).
Мурашова, И.Ю., Менькова, Ю.А. (2019). Сюжетно-ролевая игра и социальное развитие старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Дошкольное воспитание, (5), 88–96.
Мурашова, И.Ю., Нодельман, В.И. (2020). Развитие полимодального восприятия детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии. Педагогический имидж, 14(4), 775–790. https://doi.org/10.32343/2409-5052-2020-14-4-775-790
Нищева, Н.В. (2024). Современная система коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет. Санкт-Петербург: Изд-во «Детство-Пресс».
Рябова, Е.В. (2021). Развитие коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями речи в условиях инклюзивной среды. Педагогические исследования, (3), 97–111.
Соловьева, Л.Г. (2006). Развитие вербальной коммуникации дошкольников, имеющих речевые нарушения: монография. Архангельск: Изд-во Поморского университета.
Щетинина, А.М. (2000). Диагностика социального развития ребенка: учебно-методическое пособие. Великий Новгород: Изд-во НовГУ им. Ярослава Мудрого.
Эльконин, Д.Б. (2004). Детская психология: учеб. пособие для вузов. Москва: Изд-во «Академия».
- Комментарии