Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Коммуникация как показатель социализации детей 6–7 лет в инклюзивной образовательной среде

    Коммуникация как показатель социализации детей 6–7 лет в инклюзивной образовательной среде

    Коммуникация как показатель социализации детей 6–7 лет в инклюзивной образовательной среде
    Скачать в формате PDF
    Поступила: 08.04.2024
    DOI: https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-4124-38-47
    Ключевые слова: группы комбинированной направленности тяжелые нарушения речи коммуникативные навыки социальное развитие инклюзивная образовательная среда
    Для цитирования статьи:
    Мурашова, И.Ю., Марченко, А.И. (2024). Коммуникация как показатель социализации детей 6–7 лет в инклюзивной образовательной среде. Современ­ное дошкольное образование, 18(4), 38–47. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-4124-38-47

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2024. - №4
    Марченко Анастасия Игоревна
    магистрант, Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Иркутский государственный университет», Иркутск, Российская Федерация

    Мурашова Ирина Юрьевна
    кандидат психологических наук, доцент кафедры комплексной коррекции нарушений детского развития, Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Иркутский государственный университет», Иркутск, Российская Федерация

    Аннотация

    Актуальность. В статье освещается проблема коммуникации и социализации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи и с нормальным речевым развитием, посещающих подготовительные к школе группы комбинированной направленности детского сада. В последние годы в детских садах все чаще функционируют группы комбинированной направленности, являющиеся инклюзивными, что вызывает необходимость поиска результативных путей психолого-педагогической работы.

    Цель. Изучить состояние коммуникации дошкольников 6–7 лет с тяжелыми нарушениями речи в сравнении со сверстниками с нормальным речевым развитием, в соотношении с показателями их социализации в инклюзивных образовательных условиях.

    Выборка. В исследовании приняли участие 60 обучающихся 6–7 лет, посещавших подготовительные группы комбинированной направленности МБДОУ г. Иркутска детский сад №153. Из них 30 дошкольников были с нормальным речевым развитием и столько же с тяжелыми нарушениями речи.

    Методы. В исследовании использовались методики: «Изучение общения и характера межличностных отношений» (Айзман и др., 1994); методика экспертной шкальной оценки сформированности социальных форм поведения старших дошкольников А.М. Щетининой и Л.В. Кирс (Щетинина, 2000).

    Результаты. Установлено, что дети 6–7 лет с нарушениями речи имеют достоверно более низкие показатели коммуникации и социализации, чем сверстники с нормальным речевым онтогенезом. Показано, что изучение уровня коммуникации дошкольников может служить как надежным показателем их предшкольной социализации, так и основой для определения условий психологического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в инклюзивной среде.

    Выводы. Были получены данные о коммуникации дошкольников, обучающихся в инклюзивных условиях. Во-первых, постоянное общение детей 6–7 лет, имеющих нормальное речевое развитие со сверстниками с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзии, не оказывают пагубного влияния на их коммуникативное и социальное развитие. Во-вторых, несмотря на то, что у детей 6–7 лет тяжелые нарушения речи обусловливают несовершенство формирования коммуникативных навыков и, в целом, их социализации, у всех дошкольников повышение частоты коммуникации со сверстниками положительно влияет на их социальное развитие.

    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    Абраменкова, В.В. (2014). Социальная психология детства. Москва: Изд-во «Инфра-М».

    Айзман, Р.И., Жарова, Г.Н., Айзман, Л.К., Савенков, А.И., Забрамная, С.Д., Ядрихинская, И.Е. (1994). Подготовка к школе ребенка. Томск: Изд-во «Пеленг».

    Ананьева, Т.В. (2022). Психологическое сопровождение дошкольника. Программа для подготовки к школьному обучению (6–7 лет). Москва: Изд-во «Детство-Пресс».

    Аржанова, А.И. (1951). Психологические основы товарищества и дружбы детей дошкольного возраста: автореферат дисс. канд. пед. наук. Московский городской педагогический институт им. В.П. По­темкина; Саратов.

    Богинская, Ю.В. (2015). Инклюзивная образовательная среда дошкольного образовательного учреждения и начальной школы: комплексный подход. Гуманитарные науки, (4), 47–53.

    Волковская, Т.Н., Юсупова, Г.Х. (2021). Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. Москва: Изд-во «Национальный книжный центр».

    Гребенникова, О.В. (2015). Современный дошкольник: межличностное общение в контексте игровой деятельности. Мир психологии, (1), 101–111.

    Еманова, С.В. (2021). Педагогика и психология раннего и дошкольного возраста: учебное пособие. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та. 

    Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. (2021). Логопедия. Основы теории и практики. Москва: Изд-во «Эксмо-детство».

    Игнатьева, С.А. (2007). Оценка состояния коммуникативно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, (2), 29–32.

    Карпушкина, Н.В., Федотова, Д.П. (2017). Особенности общения со сверстниками старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Проблемы современного педагогического образования, (9). 312–320.

    Лагунина, Е.С. (2014). Особенности общения младших школьников с речевыми нарушениями со сверстниками в условиях интегративной среды. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии, (38). 190–195.

    Лебедева, С.А. (2021). Психология дошкольного образования: монография. Чебоксары: Изд-во «Среда».

    Лисина, М.И. (2009). Формирование личности ребенка в общении. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер».

    Малофеев, Н.Н., Никольская, О.С., Кукушкина, О.И., Гончарова, Е.Л. (2009). Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения. Альманах Института коррекционной педагогики, (13). URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-13/edinaja-koncepcija-specialnogo-federalnogo-gosudarstvennogo (дата обращения: 21.03.2024).

    Мурашова, И.Ю., Менькова, Ю.А. (2019). Сюжетно-ролевая игра и социальное развитие старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Дошкольное воспитание, (5), 88–96.

    Мурашова, И.Ю., Нодельман, В.И. (2020). Развитие полимодального восприятия детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии. Педагогический имидж, 14(4), 775–790. https://doi.org/10.32343/2409-5052-2020-14-4-775-790

    Нищева, Н.В. (2024). Современная система коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет. Санкт-Петербург: Изд-во «Детство-Пресс».

    Рябова, Е.В. (2021). Развитие коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями речи в условиях инклюзивной среды. Педагогические исследования, (3), 97–111.

    Соловьева, Л.Г. (2006). Развитие вербальной коммуникации дошкольников, имеющих речевые нарушения: монография. Архангельск: Изд-во Поморского университета.

    Щетинина, А.М. (2000). Диагностика социального развития ребенка: учебно-методическое пособие. Великий Новгород: Изд-во НовГУ им. Ярослава Мудрого.

    Эльконин, Д.Б. (2004). Детская психология: учеб. пособие для вузов. Москва: Изд-во «Академия».

    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью