Игровое взаимодействие старшего дошкольника с родителями как ресурс развивающей микросреды в условиях цифровизации
Скачать в формате PDF
Поступила:
25.06.2024
Принята к публикации:
18.07.2024
Дата публикации в журнале:
30.07.2024
DOI:
https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-4124-24-36
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Белова, Е.С., Шумакова, Н.Б. (2024). Игровое взаимодействие старшего дошкольника с родителями как ресурс развивающей микросреды в условиях цифровизации. Современное дошкольное образование, 18(4), 24–36. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-4124-24-36
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. Обусловлена, с одной стороны, значимостью проблемы детско-родительского игрового взаимодействия как важного аспекта семейного воспитания, а с другой стороны, недостаточной ее изученностью в современных условиях быстро происходящих глубинных изменений в обществе, затрагивающих и семейную микросреду.
Цели. 1) Выявление и анализ особенностей игрового взаимодействия старших дошкольников с родителями с учетом возможностей использования цифровых устройств. 2) Изучение влияния частоты совместных компьютерных игр в условиях семьи на интеллектуальное и творческое развитие детей.
Выборка. В исследовании приняли участие 180 дошкольников 6–7 лет (Mвозраст = 6,8, SD = 0,34; 88 мальчиков, 92 девочки) и их родители, преимущественно матери. Все дошкольники и их родители — жители Москвы. Большинство детей (92,78%) посещали дошкольные образовательные организации.
Методы. Проводился опрос родителей. Для диагностики развития детей использовались: тестовая методика диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС); структурированное наблюдение и экспертные оценки участия детей в игровом занятии по раскрытию творческого и интеллектуального потенциала. Применялись методы качественного и количественного анализа данных (cтатистический пакет Jamovi 1.6.23).
Результаты. Игровое взаимодействие современных старших дошкольников с родителями в большинстве семей реализуется как в форме традиционных игр (настольные, подвижные, ролевые и др.), так и компьютерных. Однако частота их использования варьируется. В целом традиционные игры выбирают чаще, чем компьютерные. При этом матери чаще играют со своими детьми в традиционные игры, чем отцы. При использовании гаджетов наблюдается обратная тенденция: отцы чаще, чем матери, играют с детьми в компьютерные игры. Более высокие результаты интеллектуального теста были у дошкольников, которые редко играли в компьютерные игры с мамами или папами.
Выводы. Результаты исследования позволяют расширить научные представления об игровом взаимодействии современных старших дошкольников и родителей. Выделена необходимость психолого-педагогической поддержки родителей в выборе и организации совместных игр с детьми. Полученные данные могут быть использованы при разработке рекомендаций родителям по созданию развивающей семейной микросреды, в частности, по вопросам ее цифровизации.
Цели. 1) Выявление и анализ особенностей игрового взаимодействия старших дошкольников с родителями с учетом возможностей использования цифровых устройств. 2) Изучение влияния частоты совместных компьютерных игр в условиях семьи на интеллектуальное и творческое развитие детей.
Выборка. В исследовании приняли участие 180 дошкольников 6–7 лет (Mвозраст = 6,8, SD = 0,34; 88 мальчиков, 92 девочки) и их родители, преимущественно матери. Все дошкольники и их родители — жители Москвы. Большинство детей (92,78%) посещали дошкольные образовательные организации.
Методы. Проводился опрос родителей. Для диагностики развития детей использовались: тестовая методика диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС); структурированное наблюдение и экспертные оценки участия детей в игровом занятии по раскрытию творческого и интеллектуального потенциала. Применялись методы качественного и количественного анализа данных (cтатистический пакет Jamovi 1.6.23).
Результаты. Игровое взаимодействие современных старших дошкольников с родителями в большинстве семей реализуется как в форме традиционных игр (настольные, подвижные, ролевые и др.), так и компьютерных. Однако частота их использования варьируется. В целом традиционные игры выбирают чаще, чем компьютерные. При этом матери чаще играют со своими детьми в традиционные игры, чем отцы. При использовании гаджетов наблюдается обратная тенденция: отцы чаще, чем матери, играют с детьми в компьютерные игры. Более высокие результаты интеллектуального теста были у дошкольников, которые редко играли в компьютерные игры с мамами или папами.
Выводы. Результаты исследования позволяют расширить научные представления об игровом взаимодействии современных старших дошкольников и родителей. Выделена необходимость психолого-педагогической поддержки родителей в выборе и организации совместных игр с детьми. Полученные данные могут быть использованы при разработке рекомендаций родителям по созданию развивающей семейной микросреды, в частности, по вопросам ее цифровизации.
Литература
Авдеева, Н.Н., Берсенева, И.В. (2022). Ценностные установки матерей в современных моделях родительства. Социальная психология и общество, 13(2), 163–176. https://doi.org/10.17759/sps.2022130211
Арамачева, Л.В. Дубовик, Е.Ю., Захарова, А.А. (2021). Изучение представлений детей старшего дошкольного возраста о родителях. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, (3), 77–89. https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-57-3-292
Белобрыкина, О.А. (2021). Ребенок вне игры: трансформации игровой деятельности в современном детстве. Современное дошкольное образование, (3), 24–32. https://doi.org/10.24412/1997-9657-2021-3105-24-32
Белобрыкина, О.А. (2023). Симплификация дошкольного детства в условиях стандартизации образования. Современное дошкольное образование, (2), 54–64. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2023-2116-54-64
Белова, Е.С., Шумакова, Н.Б. (2022). Особенности использования цифровых устройств как компонентов семейной микросреды для познавательного развития старших дошкольников. Современное дошкольное образование, (6), 42–53. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2022-6114-42-53
Божович, Л.И. (2008). Личность и ее формирование в детском возрасте. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер».
Бухаленкова, Д.А., Чичинина, Е.А. (2023). Особенности развития воображения у дошкольников, играющих в цифровые игры разных типов. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, 20(3), 482–500. http://doi.org/10.22363/2313-1683-2023-20-3-482-500
Веракса, А.Н., Бухаленкова, Д.А., Чичинина, Е.А., Калимуллин, А.М., Ощепкова, Е.С., Шатская, А.Н., Зинченко, Ю.П. (2024). Цифровые устройства в жизни современных дошкольников. Наука телевидения, 20(1), 171–215. https://doi.org/10.30628/1994-9529-2024-20.1-171-215
Веракса, Н.Е. (2018). Детское развитие: две парадигмы. Культурно-историческая психология, 14(2), 102–108. https://doi.org/10.17759/chp.2018140211
Веракса, Н.Е., Вересов, Н.Н., Веракса, А.Н., Сухих, В.Л. (2020). Современные проблемы детской игры: культурно-исторический контекст. Культурно-историческая психология, 16(3), 60–70. https://doi.org/10.17759/chp.2020160307
Выготский, Л.С. (1966). Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии, (6), 62–68.
Денисенкова, Н.С., Тарунтаев, П.И. (2022). Роль взрослого в использовании ребенком цифровых устройств. Современная зарубежная психология, 11(2), 59–67. https://doi.org/10.17759/jmfp.2022110205
Карабанова, О.А. (2022). Современное детство и дошкольное образование — на защите прав ребенка: к 75-летию со дня рождения Е.О. Смирновой. Национальный психологический журнал, 3(47), 60–68. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0308
Клопотова, Е.Е., Романова, Ю.А. (2020). Компьютерные игры как фактор познавательного развития дошкольников. Вестник практической психологии образования, 17(1), 32–40. https://doi.org/10.17759/bppe.2020170104
Комарова, И.И., Тищенко, А.С. (2023). Мир дошкольного образования в XXI веке. Современное дошкольное образование, 2(116), 16–33. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2023-2116-16-33
Кравцов, Г.Г, Кравцова, Е.Е. (2019). Игра как зона ближайшего развития детей дошкольного возраста. Психолого-педагогические исследования, 11(4), 5–21. https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110401
Кротова, Т.В., Авдулова, Т.П., Бурлакова, И.А. (2023). Просвещение родителей / законных представителей детей дошкольного возраста как способ формирования позиции осознанного, ответственного родительства. Современное дошкольное образование, 4(118), 64–74. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2023-4118-64-74
Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З.Н. (2022). Художник в ребенке. Национальный психологический журнал, 3(47), 26–34. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0304
Сингер, Э., де Хаан, Д. (2019). Играть, удивляться, узнавать. Теория развития, воспитания и обучения детей. Москва: Изд-во «МОЗАИКА-СИНТЕЗ».
Смирнова, Е.О. (2016). Игра как деятельность и как форма обучения. Воспитание и обучение детей младшего возраста, (5), 62–63.
Смирнова, Е.О., Матушкина, Н.Ю., Смирнова, С.Ю. (2018). Виртуальная реальность в раннем и дошкольном детстве. Психологическая наука и образование, 23(3), 42–53. https://doi.org/10.17759/pse.2018230304
Смирнова, Е.О., Соколова, М.В. (2016). Поддержка игры в современной западной культуре: на примере деятельности Международной ассоциации игры, IPA. Современная зарубежная психология, 5(1), 24–31. https://doi.org/10.17759/jmfp.2016050103
Смирнова, С.Ю., Клопотова, Е.Е., Рубцова, О.В., Сорокова, М.Г. (2022). Особенности использования цифровых устройств детьми дошкольного возраста: новый социокультурный контекст. Социальная психология и общество, 13(2), 177–193. https://doi.org/10.17759/sps.2022130212
Собкин, В.С., Казначеева, К.Н. (2009). Игра ребенка-дошкольника глазами родителей. Вестник практической психологии образования, 6(2), 45–54.
Собкин, В.С., Халутина, Ю.А. (2017). Ценностно-целевые установки родителей по воспитанию детей старшего дошкольного возраста и их связь со стилями воспитания. Современное дошкольное образование: теория и практика, 7(79), 4–17.
Солдатова, Г.У., Рассказова, Е.И., Вишнева, А.Е., Теславская, О.И., Чигарькова, С.В. (2022). Рожденные цифровыми: семейный контекст и когнитивное развитие. Москва: Изд-во «Акрополь».
Токарчук, Ю.А., Саломатова, О.В., Гаврилова, Е.В. (2024). Использование настольных и цифровых игр дошкольниками: результаты опроса российских родителей. Психолого-педагогические исследования, 16(1), 76–95. https://doi.org/10.17759/psyedu.2024160105
Урунтаева, Г.А., Гошева, Е.Н. (2019). Современный дошкольник: тенденции изменения в детско-родительских отношениях и психическом развитии. Развитие человека в современном мире, (3), 48–59.
Щебланова, Е.И., Аверина, И.С., Задорина, Е.Н. (1994). Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6–7 лет. Вопросы психологии, (4), 143–146.
Эльконин, Д.Б. (1999). Психология игры. Москва: Изд-во «Владос».
Юдина, Е.Г. (2022). Детская игра как территория свободы. Национальный психологический журнал, 3(47), 13–25. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0303
Якшина, А.Н. (2020). Условия развития игры в дошкольном возрасте: обзор современных отечественных и зарубежных исследований. Современное дошкольное образование, 4(100), 50–61. https://doi.org/10.24411/1997-9657-2020-10079
Bipath, K., Muthivhi, A.E., Bhoola, S. (2022). Parents’ understandings and practices regarding play and learning. European Early Childhood Education Research Journal, 30(4), 515–528. https://doi.org/10.1080/1350293X.2022.2070648
Chaudron, S., Di Giota, R., Gemo, M. (2018). Young Children (0–8) and Digital Technology, a Qualitative Study across Europe. Joint Research Centre (European Commission). URL: https://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/handle/JRC110359 (дата обращения 24.07.2024).
Griffith, S.F., Arnold, D.H. (2019). Home learning in the new mobile age: Parent–child interactions during joint play with educational apps in the US. Journal of Children and Media, 13(1), 1–19. https://doi.org/10.1080/17482798.2018.1489866
Foulds, K. (2022). Playful perceptions: the role of and barriers to play for parents of young children in diverse global contexts. International Journal of Play, 12(2), 206–223. https://doi.org/10.1080/21594937.2022.2156040
Hakkarainen, P., Bredikyte, M., Jakkula, K., Munter, H. (2013). Adult play guidance and children’s play development in a narrative play-world. European Early Childhood Education Research Journal, 21(2), 213–225. https://doi.org/10.1080/1350293X.2013.789189
Hiniker, A., Lee, B., Kientz, J.A., Radesky, J.S. (2018). Let’s play! Digital and analog play patterns between preschoolers and parents. In: CHI 2018 - Extended Abstracts of the 2018 CHI Conference on Human Factors in Computing Systems: Engage with CHI (Conference on Human Factors in Computing Systems — Proceedings; Vol. 2018-April). Association for Computing Machinery. https://doi.org/10.1145/3173574.3174233
Ihmeideh, F. (2019). Getting parents involved in children’s play: Qatari parents’ perceptions of and engagement with their children’s play. Education 3–13, 47(1), 47–63. https://doi.org/10.1080/03004279.2017.1399152
Isikoglu, N., Erol, A., Atan, A., Aytekin, S. (2023). A qualitative case study about overuse of digital play at home. Current Psychology, (42), 1676–1686. https://doi.org/10.1007/s12144-021-01442-y
Izci, B., Bakır-Yalçın, E., Jones, I. (2023). Parent–child play and coping: Experiences of parents and young children during the pandemic. Early Years: An International Journal of Research and Development. Advance online publication. https://doi.org/10.1080/09575146.2023.2243549 (дата обращения: 27.07.2024).
Liszkai-Peres, K., Budai, Z., Kocsis, A., Juranyi, Z., Pogány, A., Kampis, G., Miklosi, A., Konok, V. (2024). Association between the use of mobile touchscreen devices and the quality of parent-child interaction in preschoolers. Frontiers in Child and Adolescent Psychiatry, (3), 133–243. https://doi.org/10.3389/frcha.2024.1330243
Livingstone, S., Mascheroni, G., Dreier, M., Chaudron, S., Lagae, K. (2015). How parents of young children manage digital devices at home: The role of income, education and parental style. London: EU Kids Online, LSE. URL: http://eprints.lse.ac.uk/63378/ (дата обращения: 28.07.2024).
Nikken, P., Schols, M. (2015). How and Why Parents Guide the Media Use of Young Children. Journal of Child and Family Studies, (24), 3423–3435. https://doi.org/10.1007/s10826-015-0144-4
Sobkin, V.S., Skobeltsina, K.N. (2012). Play Activity of Preschool Children: Joint Play with Parents, Game Preferences and Favorite Toys. Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences, 5(11), 1602–1616.
Sulistyaningtyas, R.E., Fauziah, P.Y. (2019). The implementation of traditional games for early childhood education. In 3rd international conference on current issues in education (ICCIE 2018) (pp. 431–435). Atlantis Press. https://doi.org/10.2991/iccie-18.2019.75
Zippert, E.L., Daubert, E.N., Scalise, N.R., Noreen, G.D., Ramani, G.B. (2019). “Tap space number three”: Promoting math talk during parent-child tablet play. Developmental Psychology, 55(8), 1605. https://doi.org/10.1037/dev0000769
- Комментарии
Загрузка комментариев...