Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Игровое взаимодействие старшего дошкольника с родителями как ресурс развивающей микросреды в условиях цифровизации

    Игровое взаимодействие старшего дошкольника с родителями как ресурс развивающей микросреды в условиях цифровизации

    Игровое взаимодействие старшего дошкольника с родителями как ресурс развивающей микросреды в условиях цифровизации
    Скачать в формате PDF
    Поступила: 25.06.2024
    Принята к публикации: 18.07.2024
    Дата публикации в журнале: 30.07.2024
    DOI: https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-4124-24-36
    Ключевые слова: игра игровое взаимодействие дошкольники родители старший дошкольный возраст развивающая микросреда интеллектуальное развитие цифровизация
    Для цитирования статьи:
    Белова, Е.С., Шумакова, Н.Б. (2024). Игровое взаимодействие старшего дошкольника с родителями как ресурс развивающей микросреды в условиях цифровизации. Современ­ное дошкольное образование, 18(4), 24–36. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-4124-24-36

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2024. - №4
    Белова Елена Сергеевна
    кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии одаренности, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Москва, Российская Федерация

    Шумакова Наталья Борисовна
    доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии одаренности, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Москва, Российская Федерация

    Аннотация

    Актуальность. Обусловлена, с одной стороны, значимостью проблемы детско-родительского игрового взаимодействия как важного аспекта семейного воспитания, а с другой стороны, недостаточной ее изученностью в современных условиях быстро происходящих глубинных изменений в обществе, затрагивающих и семейную микросреду.
    Цели. 1) Выявление и анализ особенностей игрового взаимодействия старших дошкольников с родителями с учетом возможностей использования цифровых устройств. 2) Изучение влияния частоты совместных компьютерных игр в условиях семьи на интеллектуальное и творческое развитие детей.
    Выборка. В исследовании приняли участие 180 дошкольников 6–7 лет (Mвозраст = 6,8, SD = 0,34; 88 мальчиков, 92 девочки) и их родители, преимущественно матери. Все дошкольники и их родители — жители Москвы. Большинство детей (92,78%) посещали дошкольные образовательные организации.
    Методы. Проводился опрос родителей. Для диагностики развития детей использовались: тестовая методика диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС); структурированное наблюдение и экспертные оценки участия детей в игровом занятии по раскрытию творческого и интеллектуального потенциала. Применялись методы качественного и количественного анализа данных (cтатистический пакет Jamovi 1.6.23).
    Результаты. Игровое взаимодействие современных старших дошкольников с родителями в большинстве семей реализуется как в форме традиционных игр (настольные, подвижные, ролевые и др.), так и компьютерных. Однако частота их использования варьируется. В целом традиционные игры выбирают чаще, чем компьютерные. При этом матери чаще играют со своими детьми в традиционные игры, чем отцы. При использовании гаджетов наблюдается обратная тенденция: отцы чаще, чем матери, играют с детьми в компьютерные игры. Более высокие результаты интеллектуального теста были у дошкольников, которые редко играли в компьютерные игры с мамами или папами.
    Выводы. Результаты исследования позволяют расширить научные представления об игровом взаимодействии современных старших дошкольников и родителей. Выделена необходимость психолого-педагогической поддержки родителей в выборе и организации совместных игр с детьми. Полученные данные могут быть использованы при разработке рекомендаций родителям по созданию развивающей семейной микросреды, в частности, по вопросам ее цифровизации.
    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    Авдеева, Н.Н., Берсенева, И.В. (2022). Ценностные установки матерей в современных моделях родительства. Социальная психология и общество, 13(2), 163–176. https://doi.org/10.17759/sps.2022130211

    Арамачева, Л.В. Дубовик, Е.Ю., Захарова, А.А. (2021). Изучение представлений детей старшего дошкольного возраста о родителях. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, (3), 77–89. https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-57-3-292

    Белобрыкина, О.А. (2021). Ребенок вне игры: трансформации игровой деятельности в современном детстве. Современное дошкольное образование, (3), 24–32. https://doi.org/10.24412/1997-9657-2021-3105-24-32

    Белобрыкина, О.А. (2023). Симплификация дошкольного детства в условиях стандартизации образования. Современное дошкольное образование, (2), 54–64. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2023-2116-54-64

    Белова, Е.С., Шумакова, Н.Б. (2022). Особенности использования цифровых устройств как компонентов семейной микросреды для познавательного развития старших дошкольников. Современное дошкольное образование, (6), 42–53. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2022-6114-42-53

    Божович, Л.И. (2008). Личность и ее формирование в детском возрасте. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер».

    Бухаленкова, Д.А., Чичинина, Е.А. (2023). Особенности развития воображения у дошкольников, играющих в цифровые игры разных типов. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, 20(3), 482–500. http://doi.org/10.22363/2313-1683-2023-20-3-482-500

    Веракса, А.Н., Бухаленкова, Д.А., Чичинина, Е.А., Калимуллин, А.М., Ощепкова, Е.С., Шатская, А.Н., Зинченко, Ю.П. (2024). Цифровые устройства в жизни современных дошкольников. Наука телевидения, 20(1), 171–215. https://doi.org/10.30628/1994-9529-2024-20.1-171-215

    Веракса, Н.Е. (2018). Детское развитие: две парадигмы. Культурно-историческая психология, 14(2), 102–108. https://doi.org/10.17759/chp.2018140211

    Веракса, Н.Е., Вересов, Н.Н., Веракса, А.Н., Сухих, В.Л. (2020). Современные проблемы детской игры: культурно-исторический контекст. Культурно-историческая психология, 16(3), 60–70. https://doi.org/10.17759/chp.2020160307

    Выготский, Л.С. (1966). Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии, (6), 62–68.

    Денисенкова, Н.С., Тарунтаев, П.И. (2022). Роль взрослого в использовании ребенком цифровых устройств. Современная зарубежная психология, 11(2), 59–67. https://doi.org/10.17759/jmfp.2022110205

    Карабанова, О.А. (2022). Современное детство и дошкольное образование — на защите прав ребенка: к 75-летию со дня рождения Е.О. Смирновой. Национальный психологический журнал, 3(47), 60–68. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0308

    Клопотова, Е.Е., Романова, Ю.А. (2020). Компьютерные игры как фактор познавательного развития дошкольников. Вестник практической психологии образования, 17(1), 32–40. https://doi.org/10.17759/bppe.2020170104

    Комарова, И.И., Тищенко, А.С. (2023). Мир дошкольного образования в XXI веке. Современное дошкольное образование, 2(116), 16–33. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2023-2116-16-33

    Кравцов, Г.Г, Кравцова, Е.Е. (2019). Игра как зона ближайшего развития детей дошкольного возраста. Психолого-педагогические исследования, 11(4), 5–21. https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110401

    Кротова, Т.В., Авдулова, Т.П., Бурлакова, И.А. (2023). Просвещение родителей / законных представителей детей дошкольного возраста как способ формирования позиции осознанного, ответственного родительства. Современное дошкольное образование, 4(118), 64–74. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2023-4118-64-74

    Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З.Н. (2022). Художник в ребенке. Национальный психологический журнал, 3(47), 26–34. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0304

    Сингер, Э., де Хаан, Д. (2019). Играть, удивляться, узнавать. Теория развития, воспитания и обучения детей. Москва: Изд-во «МОЗАИКА-СИНТЕЗ».

    Смирнова, Е.О. (2016). Игра как деятельность и как форма обучения. Воспитание и обучение детей младшего возраста, (5), 62–63.

    Смирнова, Е.О., Матушкина, Н.Ю., Смирнова, С.Ю. (2018). Виртуальная реальность в раннем и дошкольном детстве. Психологическая наука и образование, 23(3), 42–53. https://doi.org/10.17759/pse.2018230304

    Смирнова, Е.О., Соколова, М.В. (2016). Поддержка игры в современной западной культуре: на примере деятельности Международной ассоциации игры, IPA. Современная зарубежная психология, 5(1), 24–31. https://doi.org/10.17759/jmfp.2016050103

    Смирнова, С.Ю., Клопотова, Е.Е., Рубцова, О.В., Сорокова, М.Г. (2022). Особенности использования цифровых устройств детьми дошкольного возраста: новый социокультурный контекст. Социальная психология и общество, 13(2), 177–193. https://doi.org/10.17759/sps.2022130212

    Собкин, В.С., Казначеева, К.Н. (2009). Игра ребенка-дошкольника глазами родителей. Вестник практической психологии образования, 6(2), 45–54.

    Собкин, В.С., Халутина, Ю.А. (2017). Ценностно-целевые установки родителей по воспитанию детей старшего дошкольного возраста и их связь со стилями воспитания. Современное дошкольное образование: теория и практика, 7(79), 4–17.

    Солдатова, Г.У., Рассказова, Е.И., Вишнева, А.Е., Теславская, О.И., Чигарькова, С.В. (2022). Рожденные цифровыми: семейный контекст и когнитивное развитие. Москва: Изд-во «Акрополь».

    Токарчук, Ю.А., Саломатова, О.В., Гаврилова, Е.В. (2024). Использование настольных и цифровых игр дошкольниками: результаты опроса российских родителей. Психолого-педагогические исследования, 16(1), 76–95. https://doi.org/10.17759/psyedu.2024160105

    Урунтаева, Г.А., Гошева, Е.Н. (2019). Современный дошкольник: тенденции изменения в детско-родительских отношениях и психическом развитии. Развитие человека в современном мире, (3), 48–59.

    Щебланова, Е.И., Аверина, И.С., Задорина, Е.Н. (1994). Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6–7 лет. Вопросы психологии, (4), 143–146.

    Эльконин, Д.Б. (1999). Психология игры. Москва: Изд-во «Владос».

    Юдина, Е.Г. (2022). Детская игра как территория свободы. Национальный психологический журнал, 3(47), 13–25. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0303

    Якшина, А.Н. (2020). Условия развития игры в дошкольном возрасте: обзор современных отечественных и зарубежных исследований. Современное дошкольное образование, 4(100), 50–61. https://doi.org/10.24411/1997-9657-2020-10079

    Bipath, K., Muthivhi, A.E., Bhoola, S. (2022). Parents’ understandings and practices regarding play and learning. European Early Childhood Education Research Journal, 30(4), 515–528. https://doi.org/10.1080/1350293X.2022.2070648

    Chaudron, S., Di Giota, R., Gemo, M. (2018). Young Children (0–8) and Digital Technology, a Qualitative Study across Europe. Joint Research Centre (European Commission). URL: https://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/handle/JRC110359 (дата обращения 24.07.2024).

    Griffith, S.F., Arnold, D.H. (2019). Home learning in the new mobile age: Parent–child interactions during joint play with educational apps in the US. Journal of Children and Media, 13(1), 1–19. https://doi.org/10.1080/17482798.2018.1489866

    Foulds, K. (2022). Playful perceptions: the role of and barriers to play for parents of young children in diverse global contexts. International Journal of Play, 12(2), 206–223. https://doi.org/10.1080/21594937.2022.2156040

    Hakkarainen, P., Bredikyte, M., Jakkula, K., Munter, H. (2013). Adult play guidance and children’s play development in a narrative play-world. European Early Childhood Education Research Journal, 21(2), 213–225. https://doi.org/10.1080/1350293X.2013.789189

    Hiniker, A., Lee, B., Kientz, J.A., Radesky, J.S. (2018). Let’s play! Digital and analog play patterns between preschoolers and parents. In: CHI 2018 - Extended Abstracts of the 2018 CHI Conference on Human Factors in Computing Systems: Engage with CHI (Conference on Human Factors in Computing Systems — Proceedings; Vol. 2018-April). Association for Computing Machinery. https://doi.org/10.1145/3173574.3174233

    Ihmeideh, F. (2019). Getting parents involved in children’s play: Qatari parents’ perceptions of and engagement with their children’s play. Education 3–13, 47(1), 47–63. https://doi.org/10.1080/03004279.2017.1399152

    Isikoglu, N., Erol, A., Atan, A., Aytekin, S. (2023). A qualitative case study about overuse of digital play at home. Current Psychology, (42), 1676–1686. https://doi.org/10.1007/s12144-021-01442-y

    Izci, B., Bakır-Yalçın, E., Jones, I. (2023). Parent–child play and coping: Experiences of parents and young children during the pandemic. Early Years: An International Journal of Research and Development. Advance online publication. https://doi.org/10.1080/09575146.2023.2243549 (дата обращения: 27.07.2024).

    Liszkai-Peres, K., Budai, Z., Kocsis, A., Juranyi, Z., Pogány, A., Kampis, G., Miklosi, A., Konok, V. (2024). Association between the use of mobile touchscreen devices and the quality of parent-child interaction in preschoolers. Frontiers in Child and Adolescent Psychiatry, (3), 133–243. https://doi.org/10.3389/frcha.2024.1330243

    Livingstone, S., Mascheroni, G., Dreier, M., Chaudron, S., Lagae, K. (2015). How parents of young children manage digital devices at home: The role of income, education and parental style. London: EU Kids Online, LSE. URL: http://eprints.lse.ac.uk/63378/ (дата обращения: 28.07.2024).

    Nikken, P., Schols, M. (2015). How and Why Parents Guide the Media Use of Young Children. Journal of Child and Family Studies, (24), 3423–3435. https://doi.org/10.1007/s10826-015-0144-4

    Sobkin, V.S., Skobeltsina, K.N. (2012). Play Activity of Preschool Children: Joint Play with Parents, Game Preferences and Favorite Toys. Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences, 5(11), 1602–1616.

    Sulistyaningtyas, R.E., Fauziah, P.Y. (2019). The implementation of traditional games for early childhood education. In 3rd international conference on current issues in education (ICCIE 2018) (pp. 431–435). Atlantis Press. https://doi.org/10.2991/iccie-18.2019.75

    Zippert, E.L., Daubert, E.N., Scalise, N.R., Noreen, G.D., Ramani, G.B. (2019). “Tap space number three”: Promoting math talk during parent-child tablet play. Developmental Psychology, 55(8), 1605. https://doi.org/10.1037/dev0000769

    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью