Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все номера журнала
    • 2024
    • СДО - 2024. - №6

    СДО - 2024. - №6

    СДО - 2024. - №6
    0%
    СДО - 2024. - №1
    СДО - 2024. - №2
    СДО - 2024. - №3
    СДО - 2024. - №4
    СДО - 2024. - №5
    СДО - 2024. - №6
    Теория и практика образования
    Образовательная программа дошкольного образования ДОО: переосмысление подхода к проектированию и реализации
    СДО - 2024. - №6 с. 4-21
    Кривцова Т.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    1019

    Актуальность. Данная проблема обусловлена двумя факторами. С одной стороны — потребностью в разработке образовательных программ для различных типов дошкольных образовательных организаций, функционирующих в условиях стандартизации содержания дошкольного образования. С другой стороны — отсутствием подхода, позволяющего проектировать и реализовывать образовательные программы в соответствии с действующей нормой.

    Цель. Апробация регионального подхода к проектированию основных образовательных программ дошкольного образования в условиях дошкольных образовательных организаций с различными ключевыми характеристиками и масштабом.

    Выборка. В исследовании приняли участие 6 дошкольных образовательных организаций региональной сети различного масштаба и с различными исходными характеристиками и объемами ресурсов.

    Методы. В ходе исследования использовались: обучение управленческих команд, индивидуальное консультирование по вопросам применения подхода, экспертное сопровождение процесса проектирования образовательных программ дошкольного образования и их экспериментальная реализация в детских садах.

    Результаты. В каждой дошкольной образовательной организации, участвующей в исследовании, была разработана образовательная программа дошкольного образования. Все программы проектировались в соответствии с содержанием федеральной образовательной программы дошкольного образования на основе предложенного регионального подхода. Презентация полученных в ходе исследования программных продуктов была проведена в пяти субъектах РФ в рамках реализации мероприятий федерального гранта Министерства просвещения РФ.

    Выводы. Результаты исследования позволяют переосмыслить подходы к проектированию образовательных программ дошкольного образования, минимизировать риски полноценной реализации ФОП ДО и формального подхода к проектированию образовательных программ дошкольного образования. Полученные программные продукты могут быть использованы при разработке рекомендаций образовательным организациям, испытывающим трудности в проектировании образовательных программ и в качестве модельных программных решений при реализации практической части программ повышения квалификации, учитывающих данную проблематику.

    Ключевые слова: образовательная программа дошкольного образования ДОО проектирование программ реализация программ региональный подход региональная сеть унификация содержания федеральная образовательная программа
    DOI: 10.24412/2782-4519-2024-6126-4-21
    Связь представлений педагогов о детской партиципации с поддержкой ими детского мнения и участия в принятии решений
    СДО - 2024. - №6 с. 22-33
    Урсуленко Л.М.
    ПОДРОБНЕЕ
    640

    Актуальность. Представления педагогов оказывают существенное влияние на принимаемые ими практические решения. Поддержка мнения ребенка и его участия в процессе принятия решений способствует формированию у детей чувства принадлежности и самовыражения, что, в свою очередь, положительно сказывается как на образовательных достижениях, так и на общем качестве жизни. Тем не менее, вопросы, касающиеся восприятия педагогами концепции соучастия и ее реализации в учебной группе, остаются недостаточно исследованными.

    Цели. Разработать модель партиципаторного подхода, позволяющую определять степень реализации принципа участия в образовательной организации. Проанализировать взаимосвязь представлений педагогов о детской партиципации и уровня поддержки ими детского мнения и участия в принятии решений.

    Выборка. В исследовании приняли участие 42 педагога из 30 дошкольных групп. Для анализа связи представлений педагогов с поддержкой ими детского мнения, все респонденты были разделены на три подгруппы по уровню качества среды групп, в которых они работают.

    Методы. Представления педагогов о партиципации исследовались при помощи авторской модификации опросника «Представления дошкольных педагогов об обучении в детском саду» (Broström et al., 2012; модификация Урсуленко, 2020), в который был добавлен показатель участия родителей. Экспертиза уровня поддержки детского мнения и участия в принятии решений выполнена специально обученным внешним экспертом на основании инструмента оценки качества образовательной среды «Поддержка детского мнения и участия в принятии решений», разрабатываемой НИИ УГО МГПУ в качестве возможного дополнения к шкалам ECERS-3.

    Результаты. Респонденты первой подгруппы, с неудовлетворительным качеством среды их дошкольных групп, не имеют значимых корреляционных связей в представлениях, описывающих участие детей в принятии решений. У респондентов второй подгруппы, с минимальным качеством среды, значимые связи есть и в представлениях, описывающих участие детей в принятии решений, и в представлениях, описывающих проявление их инициативности. Но между собой эти представления не связаны. Респонденты третьей подгруппы, с хорошим качеством среды, считают, что участие в деятельности, затрагивающей интересы детей, связано с принятием решений и способностью инициировать совместную деятельность. Подгрупп с высоким качеством среды нет. Число дошкольных групп, в которых педагогами созданы условия, препятствующие соучастию или недостаточное его поддерживающие, превалирует — 80% (24 группы).

    Выводы. Разработанная нами структурно-диалектическая модель реализации партиципаторного подхода позволяет выполнить содержательный анализ практик реализации принципа участия в дошкольном образовании, что представлено в теоретической части исследования. Представления педагогов о детской партиципации связаны с поддержкой ими детского мнения и участия в принятии решений. Для соучастия в деятельности, затрагивающей интересы детей, значимы не только участие в принятии решений, но и способность инициировать совместную деятельность, которые между собой связаны.

    Ключевые слова: партиципация партиципаторный подход структурно-диалектическая модель представления педагогов о детской партиципации модель партиципаторного взаимодействия детское мнение принятие решений
    DOI: 10.24412/2782-4519-2024-6126-22-33
    Мониторинг рынка труда в сфере дошкольного образования как инструмент прогнозирования и совершенствования кадровой политики
    СДО - 2024. - №6 с. 34-47
    Духанина Л.Н.
    ПОДРОБНЕЕ
    465

    Актуальность. Мониторинг рынка труда в сфере образования позволяет своевременно выявлять потребности работодателей в педагогических и управленческих кадрах, анализировать востребованность профессий, функциональную загруженность работников, выявлять зоны дефицита и неэффективного использования кадров, исследовать влияние различных экономических и социальных факторов на изменение содержания труда. Анализ результатов мониторинга способ­ствует подготовке концептуальных решений в рамках реализации стратегические задач развития дошкольного образования.

    Цель. Проанализировать итоги мониторинга рынка труда в дошкольном образовании и предложить рекомендации по оптимизации профессиональной деятельности и совершенствованию механизмов профессионального развития работников дошкольного образования.

    Выборка. В исследовании приняли участие 46 766 работников системы дошкольного образования из 81 субъекта Российской Федерации.

    Методы. В рамках исследования использовались следующие методы: онлайн-опрос, расчет описательных статистик, факторный (эксплораторный) анализ, корреляционный анализ по Ч. Спирмену, U-критерий Манна-Уитни.

    Результаты. Определена степень удовлетворенности работников дошкольного образования условиями труда, в результате анализа функциональной нагрузки воспитателей, установлена частота выполнения ими определенных трудовых функций, определены дополнительные, избыточные и дублирующие трудовые функции воспитателей, уточнена потребность системы дошкольного образования в новых квалификациях, выделены факторы, влияющие на прохождение воспитателями повышения квалификации.

    Выводы. Результаты проведенного анализа имеют ключевое значения для прогнозирования потребности рынка труда в сфере дошкольного образования в новых квалификациях и своевременного решения выявленных системных проблем данной сферы — устранения избыточной функциональной нагрузки специалистов и дублирования трудовых функций.

    Ключевые слова: дошкольное образование рынок труда квалификационная структура функциональная нагрузка удовлетворенность трудом мониторинг рынка труда кадровая политика
    DOI: 10.24412/2782-4519-2024-6126-34-47
    Системный подход к формированию представлений руководителей ДОУ о психологической безопасности образовательной среды
    СДО - 2024. - №6 с. 48-60
    Кукушкина М.Д.
    ПОДРОБНЕЕ
    386

    Актуальность. Социальные представления руководителей образовательных учреждений о психологических характеристиках образовательной среды являются ключевым фактором, влияющим на эффективность системы взаимодействия в коллективе. Организационно-управленческий компонент образовательной среды имеет первостепенную значимость при формировании психологически безопасной образовательной среды детского сада, способствующей поддержанию эмоционального благополучия всех ее субъектов.

    Цель. Теоретическое и эмпирическое обоснование разработки программы социально-психологического сопровождения руководителей детских садов, а также оценка ее эффективности.

    Выборка. В исследовании участвовали 111 руководителей детских садов из семи городов России. В формирующем эксперименте участвовали 72 человека: заведующие, заместители заведующих и старшие воспитатели ДОУ в возрасте от 35 до 70 лет.

    Методы. В исследовании использовались опросно-диагностические (анкетирование, опросы) методы, наблюдения, формирующий эксперимент. Контент-анализ ассоциаций руководителей проводился с применением методики П. Вержеса (Vergès, 1992).

    Результаты. В исследовании показано, что руководитель выступает ключевым звеном в обеспечении психологической безопасности в образовательном учреждении, что подчеркивает важность выявления и корректировки социальных представлений о создании безопасных условий обучения. Эти представления играют значительную роль в формировании организационно-управленческого компонента образовательной среды ДОУ. В исследовании определена структура социальных представлений руководителей ДОУ до и после участия в программе социально-психологического сопровождения. Также выявлены и описаны содержание данных представлений, а затем проанализированы изменения, произошедшие в результате формирующего эксперимента.

    Выводы. Программа социально-психологического сопровождения, включающая пять смысловых блоков: диагностический, информационно-просветительский, формирующий, рефлексивный и аналитический, является эффективным инструментом формирования социальных представлений руководителей ДОУ о принципах организации психологически безопасной образовательной среды детского сада.

    Ключевые слова: психологическая безопасность образовательной среды детского сада эмоциональное благополучие субъектов образовательной среды организационно-управленческий компонент образовательной среды социальные представления руководителей о психологической безопасн
    DOI: 10.24412/2782-4519-2024-6126-48-60
    Дискуссионный клуб
    Книга в мире детства: от традиций до вызовов современности
    СДО - 2024. - №6 с. 61-67
    Мороз В.В. , Бурмистрова Л.Л.
    ПОДРОБНЕЕ
    622

    Рэй Брэдбери однажды признался: «Я получил образование в библиотеке. Совершенно бесплатно». Это яркое свидетельство того, насколько велика сила книги в формировании личности. Для ребенка книга — это не просто источник знаний или развлечений, открывающий двери в неизведанные миры, но и мощный инструмент воспитания, формирования ценностей и развития воображения. Как отметил Александр Блок, «Книга — великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться». Однако в эпоху цифровых технологий интерес к чтению заметно угасает. Гаджеты стали привычным спутником как взрослых, так и детей, оттесняя книгу на второй план. Перед нами встает важная задача — вернуть ребенку радость общения с книгой, показать ему, что она может стать верным проводником в мир знаний и фантазий. Особенно актуально это сегодня, когда необходимо сохранить и передать молодому поколению умение ценить и любить книги.

    Чтобы разобраться, какая же должна быть современная детская книга и что делает чтение по-настоящему увлекательным и полезным, мы обратились за советом к детским писателям, не понаслышке знающим о проблемах детской литературы.

    В беседе приняли участие:

    Борис Минаев – писатель.

    Юлия Брыкова — член Союза детских и юношеских писателей и Российского книжного союза.

    Тамара Крюкова — член Союза писателей России, лауреат международных и всероссийских фестивалей и литературных конкурсов.

    Станислав Востоков — обладатель престижных литературных премий: им. Вл. Крапивина, им. С. Я. Маршака и др.

    Ключевые слова: книги детская литература писатель цифровые технологии
    Мировой опыт
    Предпочтения в выборе игрушек у детей 3–4 лет: влияние социально-демографических факторов и особенностей развития
    СДО - 2024. - №6 с. 68-80
    Вересов Н.Н. , Гаврилова М.Н. , Сухих В.Л.
    ПОДРОБНЕЕ
    615

    Актуальность. Распространенные на сегодняшний день типологии и категории детских игрушек определяются в основном производителями и розничными продавцами детских товаров. Такая классификация редко учитывает теоретические аспекты детского развития и не отражает потенциал игрушек как инструментов для стимулирования когнитивных, эмоциональных и физиче­ских способностей у детей младшего возраста.

    Цель. В данном исследовании были предложены три критерия для классификации игрушек на основе культурно-исторического подхода: степень их реалистичности, степень антропоморфности и степень детализации. Эти критерии были выбраны в результате анализа теоретических работ, выполненных в рамках культурно-исторического подхода.

    Дизайн. Предложенные критерии были проверены в ходе эксперимента по определению предпочтений детей в отношении игрушек. В нем приняли участие 129 детей в возрасте 3–4 лет. Экспериментальные данные подтвердили, что большинство детей предпочитают реалистичные и детализированные игрушки, а не те, которые обладают меньшими выразительными характеристиками. Кроме того, был проведен анализ влияния социально-демографических факторов и индивидуальных показателей развития детей на их игровые предпочтения.

    Результаты. Исследование показало, что среди различных социально-демографических факторов только пол ребенка и количество братьев и сестер в семье являются значимыми предикторами предпочтений в отношении игрушек. Было обнаружено, что ни одна из характеристик развития ребенка (невербальный интеллект, исполнительные функции и эмоциональное понимание) не является значимым предиктором, определяющим предпочтение определенным игрушкам.

    Выводы. Предположение о том, что игрушки можно оценивать с точки зрения их реалистичности и степени детализации, нашло эмпирическое подтверждение. Результаты этого исследования могут быть полезны при разработке дальнейших исследований и в практическом решении во­проса выбора игрушек для детей в возрасте 3–4 лет.

    Ключевые слова: детская психология культурно-исторический подход игра предпочтение игрушек исполнительные функции понимание эмоций
    DOI: 10.24412/2782-4519-2024-6126-68-80
    весь номер в формате pdf
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью