Образовательная программа дошкольного образования ДОО: переосмысление подхода к проектированию и реализации
Скачать в формате PDF
Поступила:
26.09.2024
Принята к публикации:
01.12.2024
Дата публикации в журнале:
15.12.2024
DOI:
10.24412/2782-4519-2024-6126-4-21
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Кривцова, Т.В. (2024). Образовательная программа дошкольного образования ДОО: переосмысление подхода к проектированию и реализации. Современное дошкольное образование, 18(6), 4–21. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-6126-4-21
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. Данная проблема обусловлена двумя факторами. С одной стороны — потребностью в разработке образовательных программ для различных типов дошкольных образовательных организаций, функционирующих в условиях стандартизации содержания дошкольного образования. С другой стороны — отсутствием подхода, позволяющего проектировать и реализовывать образовательные программы в соответствии с действующей нормой.
Цель. Апробация регионального подхода к проектированию основных образовательных программ дошкольного образования в условиях дошкольных образовательных организаций с различными ключевыми характеристиками и масштабом.
Выборка. В исследовании приняли участие 6 дошкольных образовательных организаций региональной сети различного масштаба и с различными исходными характеристиками и объемами ресурсов.
Методы. В ходе исследования использовались: обучение управленческих команд, индивидуальное консультирование по вопросам применения подхода, экспертное сопровождение процесса проектирования образовательных программ дошкольного образования и их экспериментальная реализация в детских садах.
Результаты. В каждой дошкольной образовательной организации, участвующей в исследовании, была разработана образовательная программа дошкольного образования. Все программы проектировались в соответствии с содержанием федеральной образовательной программы дошкольного образования на основе предложенного регионального подхода. Презентация полученных в ходе исследования программных продуктов была проведена в пяти субъектах РФ в рамках реализации мероприятий федерального гранта Министерства просвещения РФ.
Выводы. Результаты исследования позволяют переосмыслить подходы к проектированию образовательных программ дошкольного образования, минимизировать риски полноценной реализации ФОП ДО и формального подхода к проектированию образовательных программ дошкольного образования. Полученные программные продукты могут быть использованы при разработке рекомендаций образовательным организациям, испытывающим трудности в проектировании образовательных программ и в качестве модельных программных решений при реализации практической части программ повышения квалификации, учитывающих данную проблематику.
Литература
Бухвалов, В.А. (1993). Алгоритмы педагогического творчества: Книга для учителя. Москва: Изд-во «Просвещение».
Ван Урс, Б. (2011). Обучение дошкольников в Нидерландах. Инновационная практика с позиции Л.С. Выготского. Современное дошкольное образование. Теория и практика, 4, 88–92.
Веракса, Н.Е. (2011). Субъектность дошкольника в современных условиях. Современное дошкольное образование. Теория и практика, 4, 4.
Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. (2022). Проектная деятельность. Москва: Изд-во «МОЗАИКА-СИНТЕЗ».
Гогоберидзе, А.Г., Изотова, Е.И. (2024). Дошкольное образование. Путеводитель для педагога. Москва: Изд-во «Просвещение».
Князева, О.Л., Маханева, М.Д. (2000). Парциальная программа «Приобщение к истокам русской народной культуры». Санкт-Петербург: Изд-во Детство-Пресс.
Кривцова, Т.В. (2020). Л.С. Выготский: вдохновляя инноватику. Современное дошкольное образование, 4, 62–79.
Львовский, В.А., Нежнов, П.Г., Санина, С.П., Ушакова, Е.Г. (2018). Модель экспертно-методического сопровождения деятельностных образовательных практик. Москва: Изд-во «Авторский клуб».
Метлина, Л.С. (1984). Математика в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. Москва: Изд-во «Просвещение».
Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» (1986). Сост. Л. В. Русскова. Москва: Изд-во «Просвещение».
Методические рекомендации по реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/8a9cc6ca040d8c6dd31a077fd2a6e226/download/5633/ (дата обращения: 15.10.2024).
Михайлова-Свирская, Л.В. (2001). Детский совет: методические рекомендации: Учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования. Москва: Изд-во «Национальное образование».
Николаева, С.Н. (2000). Методика экологического воспитания в детском саду. Работа с детьми средней и старшей групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада. Москва: Изд-во «Просвещение».
Николаева, С.Н. (2015). Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. Москва: Изд-во «МОЗАИКА-СИНТЕЗ».
Образовательная программа дошкольного образования: Технология проектирования на основе требований ФГОС (2014). Под ред. А.А. Майера, А.М. Соломатина, Р.Г. Чураковой. Москва: Изд-во «Академкнига/Учебник».
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ (2019). Инновационная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. Москва: Изд-во «МОЗАИКА-СИНТЕЗ».
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». URL: https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 15.10.2024).
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 21.10.2024).
Программа воспитания и обучения в детском саду (2005). Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Москва: Изд-во «МОЗАИКА-СИНТЕЗ».
Проект концепции развития дошкольного образования к 2030 году. URL: https://irzar.ru/wp-content/uploads/2024/07/konczepcziya-do.pdf (дата обращения: 15.10.2024).
Проект программы просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации. URL: https://irzar.ru/wp-content/uploads/2024/07/proekt-programmy-prosveshheniya-roditelej.pdf (дата обращения: 21.10.2024).
Сборник образовательных практик реализации ФОП ДО (иллюстрированный). Проект «Единое пространство всестороннего развития ребенка». URL: https://obrvrn.ru/doc/ProektEdinoeprostranstvovsestoronnegorazvitiyarebenka/ (дата обращения: 21.10.2024).
Свирская, Л.В. (2010). Утро радостных встреч: Методическое пособие. Москва: Изд-во «Линка-Пресс».
Современный детский сад. Каким он должен быть (2019). Под ред. О.А. Шиян. Москва: Изд-во «МОЗАИКА-СИНТЕЗ».
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (2024). Москва: Изд-во «Сфера».
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 21.10.2024).
- Комментарии
Загрузка комментариев...