Системный подход к формированию представлений руководителей ДОУ о психологической безопасности образовательной среды
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. Социальные представления руководителей образовательных учреждений о психологических характеристиках образовательной среды являются ключевым фактором, влияющим на эффективность системы взаимодействия в коллективе. Организационно-управленческий компонент образовательной среды имеет первостепенную значимость при формировании психологически безопасной образовательной среды детского сада, способствующей поддержанию эмоционального благополучия всех ее субъектов.
Цель. Теоретическое и эмпирическое обоснование разработки программы социально-психологического сопровождения руководителей детских садов, а также оценка ее эффективности.
Выборка. В исследовании участвовали 111 руководителей детских садов из семи городов России. В формирующем эксперименте участвовали 72 человека: заведующие, заместители заведующих и старшие воспитатели ДОУ в возрасте от 35 до 70 лет.
Методы. В исследовании использовались опросно-диагностические (анкетирование, опросы) методы, наблюдения, формирующий эксперимент. Контент-анализ ассоциаций руководителей проводился с применением методики П. Вержеса (Vergès, 1992).
Результаты. В исследовании показано, что руководитель выступает ключевым звеном в обеспечении психологической безопасности в образовательном учреждении, что подчеркивает важность выявления и корректировки социальных представлений о создании безопасных условий обучения. Эти представления играют значительную роль в формировании организационно-управленческого компонента образовательной среды ДОУ. В исследовании определена структура социальных представлений руководителей ДОУ до и после участия в программе социально-психологического сопровождения. Также выявлены и описаны содержание данных представлений, а затем проанализированы изменения, произошедшие в результате формирующего эксперимента.
Выводы. Программа социально-психологического сопровождения, включающая пять смысловых блоков: диагностический, информационно-просветительский, формирующий, рефлексивный и аналитический, является эффективным инструментом формирования социальных представлений руководителей ДОУ о принципах организации психологически безопасной образовательной среды детского сада.
Литература
Баева, И.А., Гаязова, Л.А., Кондакова, И.В. (2021). Личностные ресурсы психологической безопасности подростков и молодежи в образовательной среде. Интеграция образования, 25(3), 192–213. https://doi.org/10.15507/1991-9468.104.025.202103.192-213
Баева, И.А., Кондакова, И.В. (2020). Психологическая безопасность образовательной среды в оценках педагогов и учащихся колледжей. В кн.: Профилактика девиантного поведения детей и молодежи: региональные модели и технологии: сборник материалов второй Международной научно-практической конференции (8–10 октября 2020 года). Под науч. ред. В.В. Коврова. Симферополь: Изд-во «АРИАЛ».
Баева, И.А., Кукушкина, М.Д. (2023). Социальные представления руководителей детского сада о психологической безопасности образовательной среды. Мир психологии, 3(114), 91–102.
Баева, И.А., Тарасов, С.В. (2018). Показатели психологической безопасности образовательного пространства как фактор принятия управленческих решений. Научное мнение: научный журнал. Санкт-Петербургский университетский консорциум, 1, 28–38.
Барышникова, Е.В. (2018). Психологическая безопасность предметно-развивающей среды в дошкольной образовательной организации. АНИ: педагогика и психология, 3(24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-bezopasnost-predmetno-razvivayuschey-sredy-v-dos... (дата обращения: 27.07.2023).
Бовина, И.Б. (2007). Социальная психология здоровья и болезни. Москва: Изд-во «Аспект Пресс».
Бовина, И.Б. (2011). Стратегии исследования социальных представлений. Социологический журнал, 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-issledovaniya-sotsialnyhpredstavleniy (дата обращения: 21.07.2023).
Бовина, И.Б., Дворянчиков, Н.В., Мельникова, Д.В., Лаврешкин, Н.В. (2022). К вопросу об исследовании социальных представлений: взгляд со стороны. Социальная психология и общество, 13(3), 8–25. https://doi.org/10.17759/sps.2022130302
Галашева, О.И. (2018). Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ. Вопросы дошкольной педагогики, 3(13), 21–24. URL: https://moluch.ru/th/1/archive/92/3327/ (дата обращения: 01.07.2023).
Киселева, Н.С., Кукушкина, М.Д. (2024). Факторы образовательной среды дошкольного образовательного учреждения, способствующие формированию мотивации к чтению у дошкольников. Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал, 3, ART 3359. URL: http://emissia.org/offline/2024/3359.htm (дата обращения: 12.09.2024).
Кукушкина, М.Д. (2022). Компоненты психологической безопасности образовательной среды детского сада. Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал, 12, ART 3177. URL: http://emissia.org/offline/2022/3177.htm (дата обращения:19.09.2024).
Кукушкина, М.Д., Савина, А.Д. (2024). Наставничество как инструмент формирования психологически безопасной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения. Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал, 7, ART 3397. URL: http://emissia.org/offline/2024/3397.htm (дата обращения:13.09.2024)
Лактионова, Е.Б., Баева, И.А., Орлова, А.В., Кондакова, И.В., Тузова, А.С. (2020). Роль образовательной среды в психологическом благополучии учащихся специализированных и общеобразовательных школ. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 197, 31–41.
Лактионова, Е.Б. (2013). Психологическая экспертиза образовательной среды. Санкт-Петербург: Изд-во «Книжный Дом».
Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство (2006). Под ред. И.А. Баевой. Санкт-Петербург: Изд-во «Речь».
Панов, В.И. (2007). Психодидактика образовательных систем: теория и практика. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер».
Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов (2015). В кн.: Материалы Всероссийской заочной научной интернет-конференции (2 октября 2015 года). Центр экстренной психологической помощи МГППУ. Под ред. И.А. Баевой, Л.А. Гаязовой, О.В. Вихристюк, В.В. Коврова. Москва: Изд-во МГППУ.
Синягин, Ю.В. (2019) Особенности представлений руководителей об эффективной управленческой команде и способах ее формирования. Живая психология, 6(1). С. 25–45.
Терещенко, М.Н., Евтушенко, И.Н., Иванова, И.Ю., Комарова, А.Ю. (2021). Психологическая безопасность детей в дошкольной образовательной организации. АНИ: педагогика и психология, 4(37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-bezopasnost-detey-v-doshkolnoy-obrazovatelnoy-or... (дата обращения: 27.07.2023).
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф от 29 декабря 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 20.10.2024)
Ясвин, В.А. (2010). Школа как развивающая среда (монография). Москва: Изд-во Института научной информации и мониторинга РАО.
Bucher, K.T., Manning, M.L. (2005). Creating safe schools. The Clearing House, 79, 55–60.
Edmondson, A.C., Higgins, M., Singer, S., Weiner, J. (2016). Understanding psychological safety in health care and education organizations: A comparative perspective. Research in Human Development, 13(1), 65–83. https://doi.org/10.1080/15427609.2016.1141280.
Moscovici, S. (1984). The phenomenon of social representations. Cambridge: Cambridge University Press.
Vergès, P. (1992). The Evocation of money: a method for defining the central core of a representation. Psychology Bulletin, 45, 203–209.
- Комментарии