Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Системный подход к формированию представлений руководителей ДОУ о психологической безопасности образовательной среды

    Системный подход к формированию представлений руководителей ДОУ о психологической безопасности образовательной среды

    Системный подход к формированию представлений руководителей ДОУ о психологической безопасности образовательной среды
    Скачать в формате PDF
    Поступила: 26.09.2024
    Принята к публикации: 01.12.2024
    Дата публикации в журнале: 15.12.2024
    DOI: 10.24412/2782-4519-2024-6126-48-60
    Ключевые слова: психологическая безопасность образовательной среды детского сада эмоциональное благополучие субъектов образовательной среды организационно-управленческий компонент образовательной среды социальные представления руководителей о психологической безопасн
    Для цитирования статьи:
    Кукушкина, М.Д. (2024). Системный подход к формированию представлений руководителей ДОУ о психологической безопасности образовательной среды. Современ­ное дошкольное образование, 18(6), 48–60. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-6126-48-60

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2024. - №6
    Кукушкина Мария Дмитриевна
    заведующая учебно-проектной арт-лабораторией «ArtPolyLab» Гуманитарного института, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Российская Федерация

    Аннотация

    Актуальность. Социальные представления руководителей образовательных учреждений о психологических характеристиках образовательной среды являются ключевым фактором, влияющим на эффективность системы взаимодействия в коллективе. Организационно-управленческий компонент образовательной среды имеет первостепенную значимость при формировании психологически безопасной образовательной среды детского сада, способствующей поддержанию эмоционального благополучия всех ее субъектов.

    Цель. Теоретическое и эмпирическое обоснование разработки программы социально-психологического сопровождения руководителей детских садов, а также оценка ее эффективности.

    Выборка. В исследовании участвовали 111 руководителей детских садов из семи городов России. В формирующем эксперименте участвовали 72 человека: заведующие, заместители заведующих и старшие воспитатели ДОУ в возрасте от 35 до 70 лет.

    Методы. В исследовании использовались опросно-диагностические (анкетирование, опросы) методы, наблюдения, формирующий эксперимент. Контент-анализ ассоциаций руководителей проводился с применением методики П. Вержеса (Vergès, 1992).

    Результаты. В исследовании показано, что руководитель выступает ключевым звеном в обеспечении психологической безопасности в образовательном учреждении, что подчеркивает важность выявления и корректировки социальных представлений о создании безопасных условий обучения. Эти представления играют значительную роль в формировании организационно-управленческого компонента образовательной среды ДОУ. В исследовании определена структура социальных представлений руководителей ДОУ до и после участия в программе социально-психологического сопровождения. Также выявлены и описаны содержание данных представлений, а затем проанализированы изменения, произошедшие в результате формирующего эксперимента.

    Выводы. Программа социально-психологического сопровождения, включающая пять смысловых блоков: диагностический, информационно-просветительский, формирующий, рефлексивный и аналитический, является эффективным инструментом формирования социальных представлений руководителей ДОУ о принципах организации психологически безопасной образовательной среды детского сада.

    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    Баева, И.А., Гаязова, Л.А., Кондакова, И.В. (2021). Личностные ресурсы психологической безопасности подростков и молодежи в образовательной среде. Интеграция образования, 25(3), 192–213. https://doi.org/10.15507/1991-9468.104.025.202103.192-213

    Баева, И.А., Кондакова, И.В. (2020). Психологическая безопасность образовательной среды в оценках педагогов и учащихся колледжей. В кн.: Профилактика девиантного поведения детей и молодежи: региональные модели и технологии: сборник материалов второй Международной научно-практической конференции (8–10 октября 2020 года). Под науч. ред. В.В. Коврова. Симферополь: Изд-во «АРИАЛ».

    Баева, И.А., Кукушкина, М.Д. (2023). Социальные представления руководителей детского сада о психологической безопасности образовательной среды. Мир психологии, 3(114), 91–102.

    Баева, И.А., Тарасов, С.В. (2018). Показатели психологической безопасности образовательного пространства как фактор принятия управленческих решений. Научное мнение: научный журнал. Санкт-Петербургский университетский консорциум, 1, 28–38.

    Барышникова, Е.В. (2018). Психологическая безопасность предметно-развивающей среды в дошкольной образовательной организации. АНИ: педагогика и психология, 3(24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-bezopasnost-predmetno-razvivayuschey-sredy-v-dos... (дата обращения: 27.07.2023).

    Бовина, И.Б. (2007). Социальная психология здоровья и болезни. Москва: Изд-во «Аспект Пресс».

    Бовина, И.Б. (2011). Стратегии исследования социальных представлений. Социологический журнал, 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-issledovaniya-sotsialnyhpredstavleniy (дата обращения: 21.07.2023).

    Бовина, И.Б., Дворянчиков, Н.В., Мельникова, Д.В., Лаврешкин, Н.В. (2022). К вопросу об исследовании социальных представлений: взгляд со стороны. Социальная психология и общество, 13(3), 8–25. https://doi.org/10.17759/sps.2022130302

    Галашева, О.И. (2018). Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ. Вопросы дошкольной педагогики, 3(13), 21–24. URL: https://moluch.ru/th/1/archive/92/3327/ (дата обращения: 01.07.2023).

    Киселева, Н.С., Кукушкина, М.Д. (2024). Факторы образовательной среды дошкольного образовательного учреждения, способствующие формированию мотивации к чтению у дошкольников. Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал, 3, ART 3359. URL: http://emissia.org/offline/2024/3359.htm (дата обращения: 12.09.2024).

    Кукушкина, М.Д. (2022). Компоненты психологической безопасности образовательной среды детского сада. Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал, 12, ART 3177. URL: http://emissia.org/offline/2022/3177.htm (дата обращения:19.09.2024).

    Кукушкина, М.Д., Савина, А.Д. (2024). Наставничество как инструмент формирования психологически безопасной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения. Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал, 7, ART 3397. URL: http://emissia.org/offline/2024/3397.htm (дата обращения:13.09.2024)

    Лактионова, Е.Б., Баева, И.А., Орлова, А.В., Кондакова, И.В., Тузова, А.С. (2020). Роль образовательной среды в психологическом благополучии учащихся специализированных и общеобразовательных школ. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 197, 31–41.

    Лактионова, Е.Б. (2013). Психологическая экспертиза образовательной среды. Санкт-Петербург: Изд-во «Книжный Дом».

    Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство (2006). Под ред. И.А. Баевой. Санкт-Петербург: Изд-во «Речь».

    Панов, В.И. (2007). Психодидактика образовательных систем: теория и практика. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер».

    Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов (2015). В кн.: Материалы Всероссийской заочной научной интернет-конференции (2 октября 2015 года). Центр экстренной психологической помощи МГППУ. Под ред. И.А. Баевой, Л.А. Гаязовой, О.В. Вихристюк, В.В. Коврова. Москва: Изд-во МГППУ.

    Синягин, Ю.В. (2019) Особенности представлений руководителей об эффективной управленческой команде и способах ее формирования. Живая психология, 6(1). С. 25–45.

    Терещенко, М.Н., Евтушенко, И.Н., Иванова, И.Ю., Комарова, А.Ю. (2021). Психологическая безопасность детей в дошкольной образовательной организации. АНИ: педагогика и психология, 4(37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-bezopasnost-detey-v-doshkolnoy-obrazovatelnoy-or... (дата обращения: 27.07.2023).

    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф от 29 декабря 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 20.10.2024)

    Ясвин, В.А. (2010). Школа как развивающая среда (монография). Москва: Изд-во Института научной информации и мониторинга РАО.

    Bucher, K.T., Manning, M.L. (2005). Creating safe schools. The Clearing House, 79, 55–60.

    Edmondson, A.C., Higgins, M., Singer, S., Weiner, J. (2016). Understanding psychological safety in health care and education organizations: A comparative perspective. Research in Human Development, 13(1), 65–83. https://doi.org/10.1080/15427609.2016.1141280.

    Moscovici, S. (1984). The phenomenon of social representations. Cambridge: Cambridge University Press.

    Vergès, P. (1992). The Evocation of money: a method for defining the central core of a representation. Psychology Bulletin, 45, 203–209.

    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью