Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакция
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакция
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Предпочтения в выборе игрушек у детей 3–4 лет: влияние социально-демографических факторов и особенностей развития

    Предпочтения в выборе игрушек у детей 3–4 лет: влияние социально-демографических факторов и особенностей развития

    Предпочтения в выборе игрушек у детей 3–4 лет: влияние социально-демографических факторов и особенностей развития
    Скачать в формате PDF
    Поступила: 04.10.2024
    Принята к публикации: 22.10.2024
    Дата публикации в журнале: 15.12.2024
    DOI: 10.24412/2782-4519-2024-6126-68-80
    Ключевые слова: детская психология культурно-исторический подход игра предпочтение игрушек исполнительные функции понимание эмоций
    Для цитирования статьи:
    Гаврилова, М.Н., Сухих, В.Л., Вересов, Н.Н. (2024). Предпочтения в выборе игрушек
    у детей 3–4 лет: влияние социально-демографических факторов и особенностей развития. Современ­ное дошкольное образование, 18(6), 68–80. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-6126-68-80

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2024. - №6
    Гаврилова Маргарита Николаевна
    кандидат психологических наук, научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Российская Федерация

    Сухих Вера Леонидовна
    научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Российская Федерация

    Вересов Николай Николаевич
    кандидат психологических наук, доктор философии, PhD, профессор факультета образования Университета Монаша (Мельбурн, Австралия)

    Подкасты

    СМОТРЕТЬ
    Гаврилова М.Н., Сухих В.Л., Вересов Н.Н. Предпочтения в выборе игрушек у детей 3–4 лет: влияние социально-демографических факторов и особенностей развития

    Аннотация

    Актуальность. Распространенные на сегодняшний день типологии и категории детских игрушек определяются в основном производителями и розничными продавцами детских товаров. Такая классификация редко учитывает теоретические аспекты детского развития и не отражает потенциал игрушек как инструментов для стимулирования когнитивных, эмоциональных и физиче­ских способностей у детей младшего возраста.

    Цель. В данном исследовании были предложены три критерия для классификации игрушек на основе культурно-исторического подхода: степень их реалистичности, степень антропоморфности и степень детализации. Эти критерии были выбраны в результате анализа теоретических работ, выполненных в рамках культурно-исторического подхода.

    Дизайн. Предложенные критерии были проверены в ходе эксперимента по определению предпочтений детей в отношении игрушек. В нем приняли участие 129 детей в возрасте 3–4 лет. Экспериментальные данные подтвердили, что большинство детей предпочитают реалистичные и детализированные игрушки, а не те, которые обладают меньшими выразительными характеристиками. Кроме того, был проведен анализ влияния социально-демографических факторов и индивидуальных показателей развития детей на их игровые предпочтения.

    Результаты. Исследование показало, что среди различных социально-демографических факторов только пол ребенка и количество братьев и сестер в семье являются значимыми предикторами предпочтений в отношении игрушек. Было обнаружено, что ни одна из характеристик развития ребенка (невербальный интеллект, исполнительные функции и эмоциональное понимание) не является значимым предиктором, определяющим предпочтение определенным игрушкам.

    Выводы. Предположение о том, что игрушки можно оценивать с точки зрения их реалистичности и степени детализации, нашло эмпирическое подтверждение. Результаты этого исследования могут быть полезны при разработке дальнейших исследований и в практическом решении во­проса выбора игрушек для детей в возрасте 3–4 лет.

    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    Веракса, А.Н., Алмазова, О.В., Бухаленкова, Д.А., Гаврилова, М.Н. (2020). Возможности использования игровых ролей для тренировки регуляторных функций у дошкольников. Культурно-историческая психология, 16(1), 111–121. https://doi.org/10.17759/chp.2020160111

    Веракса, А.Н., Веракса, Н.Е. (2021). Взаимосвязь метапознания и регуляторных функций в детстве: культурно-исторический контекст. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 1, 79–113. https://doi.org/10.11621/vsp.2021.01.04

    Веракса, Н.Е. (2022). Диалектическая структура игры дошкольника. Национальный психологический журнал, 3(47), 4–12. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0302

    Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н., Гаврилова, М.Н., Бухаленкова, Д.А., Тарасова, К.С. (2021). Тест на понимание эмоций: адаптация русскоязычной версии на российской выборке детей дошкольного возраста. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 18(1), 56–70. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-1-56-70

    Веракса, Н.Е., Вересов, Н.Н., Веракса, А.Н., Сухих, В.Л. (2020). Современные проблемы детской игры: культурно-исторический контекст. Культурно-историческая психология, 16(3), 60–70. https://doi.org/10.17759/chp.2020160307

    Рябкова, И.А., Смирнова, Е.О., Шеина, Е.Г. (2019). Возрастные особенности игры дошкольников с предметами оперирования. Психологическая наука и образование, 24(5), 5–15. https://doi.org/10.17759/pse.2019240501

    Смирнова, Е.О. (2011а). Психолого-педагогическая экспертиза игрушек в Московском городском центре МГППУ. Психологическая наука и образование, 16(2), 5–12.

    Смирнова, Е.О., Салмина, Н.Г., Тиханова, И.Г. (2008). Психологическая экспертиза игрушки Психологическая наука и образование, 13(3), 5–19.

    Юдина, Е.Г. (2022). Детская игра как территория свободы. Национальный психологический журнал, 3(47), 13–25. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0303

    Ban, M., Uchiyama, I. (2022). Developmental changes in toy preferences during pretend play in toddlerhood. Early Child Development and Care, 192(7), 1069–1078. https://doi.org/10.1080/03004430.2020.1838497

    Bondi, D., Bondi, D. (2021). Free play or not free play: an interdisciplinary approach to deal with paradoxes. Creativity Research Journal, 33(1), 26–32. https://doi.org/10.1080/10400419.2020.1833543

    Chichinina, E.A., Gavrilova, M.N. (2022). Growth of executive functions in preschool-age children during the COVID-19 lockdown: Empirical evidence. Psychology in Russia: State of the Art, 15(2), 124–136. https://doi.org/10.11621/pir.2022.0209

    Clark, E. (2007). The real toy story: Inside the ruthless battle for America’s youngest consumers. Simon and Schuster.

    Colliver, Y., Veraksa, N. (2021). Vygotsky’s contributions to understanding emotional development through early childhood play. In: The Influence of Theorists and Pioneers on Early Childhood Education (pp. 38–52). Routledge. https://doi.org/10.4324/9781003120216-5

    Davis, J.T.M., Hines, M. (2020). How large are gender differences in toy preferences? A systematic review and meta-analysis of toy preference research. Archives of Sexual Behavior, 49(2), 373–39. https://doi.org/10.1007/s10508-019-01624-7

    Doebel, S., Lillard, A.S. (n.d.). Running head: play and executive function.

    Downs, A.C. (1983). Letters to Santa Claus: Elementary school-age children’s sex-typed toy preferences in a natural setting. Sex Roles, 9, 159–163. https://doi.org/10.1007/BF00289620

    Elkonin, D.B. (2005). Chapter 2: On the historical origin of role play. Journal of Russian & East European Psychology, 43(1), 49–89. https://doi.org/10.1080/10610405.2005.11059243

    Fagot, B.I., Patterson, G.R. (1969). An in vivo analysis of reinforcing contingencies for sex-role behaviors in the preschool child. Developmental Psychology, 1(5), 563. https://doi.org/10.1037/h0027965

    Fleer, M. (2022). How conceptual PlayWorlds create different conditions for children’s development across cultural age periods – a programmatic study overview. New Ideas in Child and Educational Psychology, 2, 3–29. https://doi.org/10.11621/nicep.2022.0201

    Fleer, M., Veresov, N., Walker, S. (2019). Playworlds and executive functions in children: Theorising with the cultural-historical analytical lenses. Integrative Psychological and Behavioral Science. https://doi.org/10.1007/s12124-019-09495-2

    Francis, B. (2010). Gender, toys and learning. Oxford Review of Education, 36(3), 325–344. https://doi.org/10.1080/03054981003732278

    Guirguis, R. (2018). Should we let them play? Three key benefits of play to improve early childhood programs. International Journal of Education and Practice, 6(1), 43–49. https://doi.org/10.18488/journal.61.2018.61.43.49

    Hassett, J.M., Siebert, E.R., Wallen, K. (2008). Sex differences in rhesus monkey toy preferences parallel those of children. Hormones and Behavior, 54(3), 359–364. https://doi.org/10.1016/j.yhbeh.2008.03.008

    Howard, J., Miles, G.E., Rees-Davies, L., Bertenshaw, E.J. (2017). Play in middle childhood: Everyday play behaviour and associated emotions. Children and Society, 31(5), 378–389. https://doi.org/10.1111/chso.12208

    Jadva, V., Hines, M., Golombok, S. (2010). Infants’ preferences for toys, colors, and shapes: Sex differences and similarities. Archives of Sexual Behavior, 39, 1261–1273. https://doi.org/10.1007/s10508-010-9618-z

    Kelly, R., Dissanayake, C., Ihsen, E., Hammond, S. (2011). The relationship between symbolic play and executive function in young children. Australasian Journal of Early Childhood, 36(2), 21–27. https://doi.org/10.1177/183693911103600204

    Korkman, M., Kirk, U., Kemp, S. (2007). Nepsy-II. Administrative manual. Pearson, San Antonio.

    Kudrowitz, B.M., Wallace, D.R. (2010). The play pyramid: A play classification and ideation tool for toy design. International Journal of Arts and Technology, 3(1), 36-56. https://doi.org/10.1504/IJART.2010.030492

    Lillard, A.S. (2017). Why Do the Children (Pretend) Play? Trends in Cognitive Sciences, 21(11), 826–834. https://doi.org/10.1016/j.tics.2017.08.001

    Liu, L., Escudero, P., Quattropani, C., Robbins, R.A. (2020). Factors affecting infant toy preferences: Age, gender, experience, motor development, and parental attitude. Infancy, 25(5), 593–617. https://doi.org/10.1111/infa.12352

    Mathieson, K., Banerjee, R. (2011). Peer play, emotion understanding, and socio-moral explanation: The role of gender. British Journal of Developmental Psychology, 29(2), 188–196. https://doi.org/10.1111/j.2044-835X.2010.02020.x

    Mertala, P., Karikoski, H., Tähtinen, L., Sarenius, V.M. (2016). The value of toys: 6-to-8-year-old children’s toy preferences and the functional analysis of popular toys. International Journal of Play, 5(1), 11–27. https://doi.org/10.1080/21594937.2016.1147291

    Nelson, A. (2005). Children’s toy collections in Sweden – A less gender-typed country? Sex Roles, 52, 93–102. https://doi.org/10.1007/s11199-005-1196-5

    Nicolopoulou, A., Cortina, K.S., Ilgaz, H., Cates, C.B., de Sá, A.B. (2015). Using a narrative- and play-based activity to promote low-income preschoolers’ oral language, emergent literacy, and social competence. Early Childhood Research Quarterly, 31, 147–162. https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2015.01.006

    Pasterski, V.L., Geffner, M.E., Brain, C., Hindmarsh, P., Brook, C., Hines, M. (2005). Prenatal hormones and postnatal socialization by parents as determinants of male-typical toy play in girls with congenital adrenal hyperplasia. Child Development, 76(1), 264–278. https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.2005.00843.x

    Platje, E., Huijbregts, S.C.J., van Goozen, S.H.M., Popma, A., Cima, M., Swaab, H.J.T. (2018). Executive functioning, reward / punishment sensitivity, and conduct problems in boys with callous-unemotional traits. International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology, 62(13), 4008–4023. https://doi.org/10.1177/0306624X18758897

    Pons, F., Harris, P. (2000). Test of emotion comprehension: TEC. University of Oxford.

    Quinn, S., Donnelly, S., & Kidd, E. (2018). The relationship between symbolic play and language acquisition: A meta-analytic review. Developmental Review, 49, 121–135. https://doi.org/10.1016/ j.dr.2018.05.005

    Raven, J., Raven, J.K., Cort, J. (2002). Standartnye progressivnye matritsy [Standard progressive matrices]. Translated from English. Kogito-Tsentr.

    Smirnova, E.O. (2011b). Character toys as psychological tools. International Journal of Early Years Education, 19(1), 35–43. https://doi.org/10.1080/09669760.2011.570998

    Sung, J. (2018). How Young Children and Their Mothers Experience Two Different Types of Toys: A Traditional Stuffed Toy Versus an Animated Digital Toy. Child and Youth Care Forum, 47(2), 233–257. https://doi: 10.1007/s10566-017-9428-8

    Veraksa, A. (2022). Child Development in Russia: Perspectives from an International Longitudinal Study (Vol. 3). Springer Nature. https://doi.org/10.1007/978-3-031-05524-9

    Veraksa, N.E., Veresov, N.N., Sukhikh, V.L. (2022). The play matrix: a tool for assessing role-play in early childhood. International Journal of Early Years Education, 30(3), 542–559. https://doi.org/10.1080/09669760.2022.2025582

    Vidal Carulla, C., Christodoulakis, N., Adbo, K. (2021). Development of preschool children’s executive functions throughout a play-based learning approach that embeds science concepts. International Journal of Environmental Research and Public Health, 18(2), 1–11. https://doi.org/10.3390/ijerph18020588

    Vygotsky, L.S. (1972). The psychology of art. J. Aesthet. Art Crit., 30, 564–566. https://doi.org/10.2307/429477

    Whitebread, D. (2017). Prioritizing Play. EarthEd, August 2016, 107–116. https://doi.org/10.5822/978-1-61091-843-5_9

    Whitebread, D. (2018). Play: the new renaissance. International Journal of Play, 7(3), 237–243. https://doi.org/10.1080/21594937.2018.1532952

    Wynberg, E.R., Boland, A., Raijmakers, M.E.J., van der Veen, C. (2022). Towards a Comprehensive View of Object-Oriented Play. Educational Psychology Review, 34(1), 197–228. https://doi.org/10.1007/s10648-021-09608-7

    Zelazo, P.D. (2006). The Dimensional Change Card Sort (DCCS): a method of assessing executive function in children. Nat. Protocols, 1, 297–301. https://doi.org/10.1038/nprot.2006.46

    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью