Предпочтения в выборе игрушек у детей 3–4 лет: влияние социально-демографических факторов и особенностей развития
у детей 3–4 лет: влияние социально-демографических факторов и особенностей развития. Современное дошкольное образование, 18(6), 68–80. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-6126-68-80
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. Распространенные на сегодняшний день типологии и категории детских игрушек определяются в основном производителями и розничными продавцами детских товаров. Такая классификация редко учитывает теоретические аспекты детского развития и не отражает потенциал игрушек как инструментов для стимулирования когнитивных, эмоциональных и физических способностей у детей младшего возраста.
Цель. В данном исследовании были предложены три критерия для классификации игрушек на основе культурно-исторического подхода: степень их реалистичности, степень антропоморфности и степень детализации. Эти критерии были выбраны в результате анализа теоретических работ, выполненных в рамках культурно-исторического подхода.
Дизайн. Предложенные критерии были проверены в ходе эксперимента по определению предпочтений детей в отношении игрушек. В нем приняли участие 129 детей в возрасте 3–4 лет. Экспериментальные данные подтвердили, что большинство детей предпочитают реалистичные и детализированные игрушки, а не те, которые обладают меньшими выразительными характеристиками. Кроме того, был проведен анализ влияния социально-демографических факторов и индивидуальных показателей развития детей на их игровые предпочтения.
Результаты. Исследование показало, что среди различных социально-демографических факторов только пол ребенка и количество братьев и сестер в семье являются значимыми предикторами предпочтений в отношении игрушек. Было обнаружено, что ни одна из характеристик развития ребенка (невербальный интеллект, исполнительные функции и эмоциональное понимание) не является значимым предиктором, определяющим предпочтение определенным игрушкам.
Выводы. Предположение о том, что игрушки можно оценивать с точки зрения их реалистичности и степени детализации, нашло эмпирическое подтверждение. Результаты этого исследования могут быть полезны при разработке дальнейших исследований и в практическом решении вопроса выбора игрушек для детей в возрасте 3–4 лет.
Литература
Веракса, А.Н., Алмазова, О.В., Бухаленкова, Д.А., Гаврилова, М.Н. (2020). Возможности использования игровых ролей для тренировки регуляторных функций у дошкольников. Культурно-историческая психология, 16(1), 111–121. https://doi.org/10.17759/chp.2020160111
Веракса, А.Н., Веракса, Н.Е. (2021). Взаимосвязь метапознания и регуляторных функций в детстве: культурно-исторический контекст. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 1, 79–113. https://doi.org/10.11621/vsp.2021.01.04
Веракса, Н.Е. (2022). Диалектическая структура игры дошкольника. Национальный психологический журнал, 3(47), 4–12. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0302
Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н., Гаврилова, М.Н., Бухаленкова, Д.А., Тарасова, К.С. (2021). Тест на понимание эмоций: адаптация русскоязычной версии на российской выборке детей дошкольного возраста. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 18(1), 56–70. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-1-56-70
Веракса, Н.Е., Вересов, Н.Н., Веракса, А.Н., Сухих, В.Л. (2020). Современные проблемы детской игры: культурно-исторический контекст. Культурно-историческая психология, 16(3), 60–70. https://doi.org/10.17759/chp.2020160307
Рябкова, И.А., Смирнова, Е.О., Шеина, Е.Г. (2019). Возрастные особенности игры дошкольников с предметами оперирования. Психологическая наука и образование, 24(5), 5–15. https://doi.org/10.17759/pse.2019240501
Смирнова, Е.О. (2011а). Психолого-педагогическая экспертиза игрушек в Московском городском центре МГППУ. Психологическая наука и образование, 16(2), 5–12.
Смирнова, Е.О., Салмина, Н.Г., Тиханова, И.Г. (2008). Психологическая экспертиза игрушки Психологическая наука и образование, 13(3), 5–19.
Юдина, Е.Г. (2022). Детская игра как территория свободы. Национальный психологический журнал, 3(47), 13–25. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0303
Ban, M., Uchiyama, I. (2022). Developmental changes in toy preferences during pretend play in toddlerhood. Early Child Development and Care, 192(7), 1069–1078. https://doi.org/10.1080/03004430.2020.1838497
Bondi, D., Bondi, D. (2021). Free play or not free play: an interdisciplinary approach to deal with paradoxes. Creativity Research Journal, 33(1), 26–32. https://doi.org/10.1080/10400419.2020.1833543
Chichinina, E.A., Gavrilova, M.N. (2022). Growth of executive functions in preschool-age children during the COVID-19 lockdown: Empirical evidence. Psychology in Russia: State of the Art, 15(2), 124–136. https://doi.org/10.11621/pir.2022.0209
Clark, E. (2007). The real toy story: Inside the ruthless battle for America’s youngest consumers. Simon and Schuster.
Colliver, Y., Veraksa, N. (2021). Vygotsky’s contributions to understanding emotional development through early childhood play. In: The Influence of Theorists and Pioneers on Early Childhood Education (pp. 38–52). Routledge. https://doi.org/10.4324/9781003120216-5
Davis, J.T.M., Hines, M. (2020). How large are gender differences in toy preferences? A systematic review and meta-analysis of toy preference research. Archives of Sexual Behavior, 49(2), 373–39. https://doi.org/10.1007/s10508-019-01624-7
Doebel, S., Lillard, A.S. (n.d.). Running head: play and executive function.
Downs, A.C. (1983). Letters to Santa Claus: Elementary school-age children’s sex-typed toy preferences in a natural setting. Sex Roles, 9, 159–163. https://doi.org/10.1007/BF00289620
Elkonin, D.B. (2005). Chapter 2: On the historical origin of role play. Journal of Russian & East European Psychology, 43(1), 49–89. https://doi.org/10.1080/10610405.2005.11059243
Fagot, B.I., Patterson, G.R. (1969). An in vivo analysis of reinforcing contingencies for sex-role behaviors in the preschool child. Developmental Psychology, 1(5), 563. https://doi.org/10.1037/h0027965
Fleer, M. (2022). How conceptual PlayWorlds create different conditions for children’s development across cultural age periods – a programmatic study overview. New Ideas in Child and Educational Psychology, 2, 3–29. https://doi.org/10.11621/nicep.2022.0201
Fleer, M., Veresov, N., Walker, S. (2019). Playworlds and executive functions in children: Theorising with the cultural-historical analytical lenses. Integrative Psychological and Behavioral Science. https://doi.org/10.1007/s12124-019-09495-2
Francis, B. (2010). Gender, toys and learning. Oxford Review of Education, 36(3), 325–344. https://doi.org/10.1080/03054981003732278
Guirguis, R. (2018). Should we let them play? Three key benefits of play to improve early childhood programs. International Journal of Education and Practice, 6(1), 43–49. https://doi.org/10.18488/journal.61.2018.61.43.49
Hassett, J.M., Siebert, E.R., Wallen, K. (2008). Sex differences in rhesus monkey toy preferences parallel those of children. Hormones and Behavior, 54(3), 359–364. https://doi.org/10.1016/j.yhbeh.2008.03.008
Howard, J., Miles, G.E., Rees-Davies, L., Bertenshaw, E.J. (2017). Play in middle childhood: Everyday play behaviour and associated emotions. Children and Society, 31(5), 378–389. https://doi.org/10.1111/chso.12208
Jadva, V., Hines, M., Golombok, S. (2010). Infants’ preferences for toys, colors, and shapes: Sex differences and similarities. Archives of Sexual Behavior, 39, 1261–1273. https://doi.org/10.1007/s10508-010-9618-z
Kelly, R., Dissanayake, C., Ihsen, E., Hammond, S. (2011). The relationship between symbolic play and executive function in young children. Australasian Journal of Early Childhood, 36(2), 21–27. https://doi.org/10.1177/183693911103600204
Korkman, M., Kirk, U., Kemp, S. (2007). Nepsy-II. Administrative manual. Pearson, San Antonio.
Kudrowitz, B.M., Wallace, D.R. (2010). The play pyramid: A play classification and ideation tool for toy design. International Journal of Arts and Technology, 3(1), 36-56. https://doi.org/10.1504/IJART.2010.030492
Lillard, A.S. (2017). Why Do the Children (Pretend) Play? Trends in Cognitive Sciences, 21(11), 826–834. https://doi.org/10.1016/j.tics.2017.08.001
Liu, L., Escudero, P., Quattropani, C., Robbins, R.A. (2020). Factors affecting infant toy preferences: Age, gender, experience, motor development, and parental attitude. Infancy, 25(5), 593–617. https://doi.org/10.1111/infa.12352
Mathieson, K., Banerjee, R. (2011). Peer play, emotion understanding, and socio-moral explanation: The role of gender. British Journal of Developmental Psychology, 29(2), 188–196. https://doi.org/10.1111/j.2044-835X.2010.02020.x
Mertala, P., Karikoski, H., Tähtinen, L., Sarenius, V.M. (2016). The value of toys: 6-to-8-year-old children’s toy preferences and the functional analysis of popular toys. International Journal of Play, 5(1), 11–27. https://doi.org/10.1080/21594937.2016.1147291
Nelson, A. (2005). Children’s toy collections in Sweden – A less gender-typed country? Sex Roles, 52, 93–102. https://doi.org/10.1007/s11199-005-1196-5
Nicolopoulou, A., Cortina, K.S., Ilgaz, H., Cates, C.B., de Sá, A.B. (2015). Using a narrative- and play-based activity to promote low-income preschoolers’ oral language, emergent literacy, and social competence. Early Childhood Research Quarterly, 31, 147–162. https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2015.01.006
Pasterski, V.L., Geffner, M.E., Brain, C., Hindmarsh, P., Brook, C., Hines, M. (2005). Prenatal hormones and postnatal socialization by parents as determinants of male-typical toy play in girls with congenital adrenal hyperplasia. Child Development, 76(1), 264–278. https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.2005.00843.x
Platje, E., Huijbregts, S.C.J., van Goozen, S.H.M., Popma, A., Cima, M., Swaab, H.J.T. (2018). Executive functioning, reward / punishment sensitivity, and conduct problems in boys with callous-unemotional traits. International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology, 62(13), 4008–4023. https://doi.org/10.1177/0306624X18758897
Pons, F., Harris, P. (2000). Test of emotion comprehension: TEC. University of Oxford.
Quinn, S., Donnelly, S., & Kidd, E. (2018). The relationship between symbolic play and language acquisition: A meta-analytic review. Developmental Review, 49, 121–135. https://doi.org/10.1016/ j.dr.2018.05.005
Raven, J., Raven, J.K., Cort, J. (2002). Standartnye progressivnye matritsy [Standard progressive matrices]. Translated from English. Kogito-Tsentr.
Smirnova, E.O. (2011b). Character toys as psychological tools. International Journal of Early Years Education, 19(1), 35–43. https://doi.org/10.1080/09669760.2011.570998
Sung, J. (2018). How Young Children and Their Mothers Experience Two Different Types of Toys: A Traditional Stuffed Toy Versus an Animated Digital Toy. Child and Youth Care Forum, 47(2), 233–257. https://doi: 10.1007/s10566-017-9428-8
Veraksa, A. (2022). Child Development in Russia: Perspectives from an International Longitudinal Study (Vol. 3). Springer Nature. https://doi.org/10.1007/978-3-031-05524-9
Veraksa, N.E., Veresov, N.N., Sukhikh, V.L. (2022). The play matrix: a tool for assessing role-play in early childhood. International Journal of Early Years Education, 30(3), 542–559. https://doi.org/10.1080/09669760.2022.2025582
Vidal Carulla, C., Christodoulakis, N., Adbo, K. (2021). Development of preschool children’s executive functions throughout a play-based learning approach that embeds science concepts. International Journal of Environmental Research and Public Health, 18(2), 1–11. https://doi.org/10.3390/ijerph18020588
Vygotsky, L.S. (1972). The psychology of art. J. Aesthet. Art Crit., 30, 564–566. https://doi.org/10.2307/429477
Whitebread, D. (2017). Prioritizing Play. EarthEd, August 2016, 107–116. https://doi.org/10.5822/978-1-61091-843-5_9
Whitebread, D. (2018). Play: the new renaissance. International Journal of Play, 7(3), 237–243. https://doi.org/10.1080/21594937.2018.1532952
Wynberg, E.R., Boland, A., Raijmakers, M.E.J., van der Veen, C. (2022). Towards a Comprehensive View of Object-Oriented Play. Educational Psychology Review, 34(1), 197–228. https://doi.org/10.1007/s10648-021-09608-7
Zelazo, P.D. (2006). The Dimensional Change Card Sort (DCCS): a method of assessing executive function in children. Nat. Protocols, 1, 297–301. https://doi.org/10.1038/nprot.2006.46
- Комментарии