Связь представлений педагогов о детской партиципации с поддержкой ими детского мнения и участия в принятии решений
Скачать в формате PDF
Поступила:
23.09.2024
Принята к публикации:
15.11.2024
Дата публикации в журнале:
15.12.2024
DOI:
10.24412/2782-4519-2024-6126-22-33
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Урсуленко, Л.М. (2024). Связь представлений педагогов о детской партиципации с поддержкой ими детского мнения и участия в принятии решений. Современное дошкольное образование, 18(6), 22–33. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-6126-22-33
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. Представления педагогов оказывают существенное влияние на принимаемые ими практические решения. Поддержка мнения ребенка и его участия в процессе принятия решений способствует формированию у детей чувства принадлежности и самовыражения, что, в свою очередь, положительно сказывается как на образовательных достижениях, так и на общем качестве жизни. Тем не менее, вопросы, касающиеся восприятия педагогами концепции соучастия и ее реализации в учебной группе, остаются недостаточно исследованными.
Цели. Разработать модель партиципаторного подхода, позволяющую определять степень реализации принципа участия в образовательной организации. Проанализировать взаимосвязь представлений педагогов о детской партиципации и уровня поддержки ими детского мнения и участия в принятии решений.
Выборка. В исследовании приняли участие 42 педагога из 30 дошкольных групп. Для анализа связи представлений педагогов с поддержкой ими детского мнения, все респонденты были разделены на три подгруппы по уровню качества среды групп, в которых они работают.
Методы. Представления педагогов о партиципации исследовались при помощи авторской модификации опросника «Представления дошкольных педагогов об обучении в детском саду» (Broström et al., 2012; модификация Урсуленко, 2020), в который был добавлен показатель участия родителей. Экспертиза уровня поддержки детского мнения и участия в принятии решений выполнена специально обученным внешним экспертом на основании инструмента оценки качества образовательной среды «Поддержка детского мнения и участия в принятии решений», разрабатываемой НИИ УГО МГПУ в качестве возможного дополнения к шкалам ECERS-3.
Результаты. Респонденты первой подгруппы, с неудовлетворительным качеством среды их дошкольных групп, не имеют значимых корреляционных связей в представлениях, описывающих участие детей в принятии решений. У респондентов второй подгруппы, с минимальным качеством среды, значимые связи есть и в представлениях, описывающих участие детей в принятии решений, и в представлениях, описывающих проявление их инициативности. Но между собой эти представления не связаны. Респонденты третьей подгруппы, с хорошим качеством среды, считают, что участие в деятельности, затрагивающей интересы детей, связано с принятием решений и способностью инициировать совместную деятельность. Подгрупп с высоким качеством среды нет. Число дошкольных групп, в которых педагогами созданы условия, препятствующие соучастию или недостаточное его поддерживающие, превалирует — 80% (24 группы).
Выводы. Разработанная нами структурно-диалектическая модель реализации партиципаторного подхода позволяет выполнить содержательный анализ практик реализации принципа участия в дошкольном образовании, что представлено в теоретической части исследования. Представления педагогов о детской партиципации связаны с поддержкой ими детского мнения и участия в принятии решений. Для соучастия в деятельности, затрагивающей интересы детей, значимы не только участие в принятии решений, но и способность инициировать совместную деятельность, которые между собой связаны.
Литература
Абульханова, К.А. (2002). Социальное мышление личности. В кн.: Современная психология: состояние и перспективы исследований. Ч. 3: Социальные представления и мышление личности. Материалы юбилейной научной конференции ИП РАН (28–29 января 2002 г.). Под ред. К.А. Абульхановой, М.И. Воловиковой, А.Л. Журавлева (С. 88–103). Москва: Изд-во Института психологии РАН.
Андерсен, Р. (2015). Каким может быть инклюзивное дошкольное образование в детских садах. Современное дошкольное образование. Теория и практика, 8, 68–78.
Барсукова, Е.М., Белолуцкая, А.К., Иванова, Е.В., Ле-ван, Т.Н., Лозовский, Т.Г., Шмис, Т.Г., Устинова, М.А. (2019). Формирование современной образовательной среды. Москва: Российский учебник.
Веракса, Н.Е. (2018). Детское развитие: две парадигмы. Культурно-историческая психология, 2(14), 102–108. https://doi.org/10.17759/chp.2018140211
Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. (2008). Проектная деятельность дошкольников. Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ.
Веракса, Н.Е., Зададаев, С.А. (2000). Структурно-диалектический метод психологического анализа и его математическая модель. Журнал Психологического общества им. Л.С. Выготского, 1, 34–43.
Ле-ван, Т.Н., Филатова, Б.А., Якшина, А.Н. (2021). Как спроектировать школьный двор: соучаствующее проектирование с детьми и школьным сообществом. Идеи для руководителей. Москва: Изд-во «Экон-Информ».
Ле-ван, Т.Н., Якшина, А.Н. (2020). Реализация принципа соучастия в детском саду: возможности, риски и перспективы. В кн.: 30 лет Конвенции о правах ребенка: современные вызовы и пути решения проблем в сфере защиты прав детей. Сб. материалов Международной научно-практической конференции (17 ноября 2020 г.). Под ред. А.И. Лыжина, М.Б. Ларионовой, М.В. Ожигановой, М.В. Снегиревой (С. 375–378). Екатеринбург: Изд-во РГППУ.
Ле-ван, Т.Н., Якшина, А.Н., Филатова, Б.А., Родионова, А.Н., Гурарий, Л.В. (2020). Модель соучаствующего проектирования школьных дворов: соавторство детей, педагогов и родителей. Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», 2(52), 55–69.
Михайлова-Свирская, Л.В. (2021). Детский совет. Москва: Национальное образование.
Реджио Чилдрен, Проект Зеро (2020). Делая обучение видимым: как учить детей индивидуально и в группах. Москва: Национальное образование.
Сингер, Э., Хаан, Д. (2019). Играть, удивляться, узнавать. Теория развития. воспитания и обучения детей. Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ.
Филимонова, Н.В., Куликова, Е.В. (2023). Реализация принципа соучастия в детском саду: перспективы детей и педагогов. В кн.: Тенденции развития образования. право и свобода в образовании. Материалы XIX ежегодной Международной научно-практической конференции (17–19 марта 2022 г.) Под ред. М.Г. Пугачева (С. 152–161). Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС.
Шиян, О., Гостева, А., Кислицина, А., Оськина, Ю. (2019). Превращение мысли в действие. Системные решения. В кн.: Практики субъектности в образовании: сборник идей, кейсов и рассуждений о том, как поддерживать становление ребенка как субъекта собственной жизни. Под ред. М.М. Миркес. (С. 34–58). Москва: Изд-во НооГен.
Шиян, О.А. (2016). Образовательный проект «Превращения»: возможности развития творческого (диалектического) мышления ребенка в детском саду. Смена парадигм в дошкольном образовании: принцип участия ребенка в образовательном процессе как ресурс для детей и для взрослых. Современное дошкольное образование. Теория и практика, 7, 58–69.
Этический кодекс Европейской ассоциации изучения образования в раннем детстве (EECERA). (2015). Современное дошкольное образование. Теория и практика, 9, 66–78.
Якшина, А. Ле-ван, Т. Логинова, Л. (2019). Соучаствующее проектирование школьных дворов: как изменить среду и отношения внутри школы? UniverCity: Города и Университеты, 3, 105–119.
Якшина, А.Н., Ле-ван, Т.Н. (2021). Реализация принципа соучастия в образовательной практике: обзор современных исследований и проектов по развитию профессиональных компетенций педагога. Современное дошкольное образование, 4, 4–21. https://doi.org/10.24412/1997-9657-2021-4106-4-21
Barozzi, A., Ferri, G., Margini, D., Soncini, I. (1998). La partecipazione: valori, significati, problemi e strumenti. Reggio Emilia: Reggio Children.
Biroli, P., Boca, D.D., Heckman, J.J., Heckman, L.P., Koh, Y.K., Kuperman, S., Moktan, S., Pronzato, C.D., Ziff, A. (2017). Evaluation of the Reggio approach to early education. Cambridge: National Bureau of Economic Research. https://doi.org/10.3386/w23390
Broström, S., Johansson, I., Margetts, K., Sandberg, A. (2015). Preschool teacher’s views on children’s learning: An international perspective. Early Child Development And Care, 185(5), 824–847. https://doi.org/10.1080/03004430.2014.958483
Broström, S., Johansson, I., Sandberg, A., Thorleif , F. (2012). Preschool teacher’s views on learning in preschool in Sweden and Denmark. European Early Childhood Education Research Journal, 1-14. https://doi.org/10.1080/1350293X.2012.746199
Correia, N.E.F.G. (2019). Children’s right to participate in early childhood education: from rights to empirical evidence. Tese de doutoramento, Iscte: Instituto Universitário de Lisboa. URL: http://hdl.handle.net/10071/20503
Edwards, C., Gandini, L., Forman, G. (2020). I cento linguaggi dei bambini. Reggio Emilia: Edizioni junior.
Hart, R. (1992). Children’s participation: From tokenism to citizenship. Florence: UNICEF. International Child Development Centre.
Hedges, H., Cullen, J. (2012). Participatory learning theories: A framework for early childhood pedagogy. Early Child Development And Care, 182, 921–940. https://doi.org/10.1080/03004430.2011.597504
Jansens, R., Prellwitz, M., Olofsson, A., Lynch, H. (2023). The representation of children’s participation in guidelines for planning and designing public playspaces: a scoping review with “best fit” framework synthesis. International Journal of Environmental Research and Public Health, 20, 5823. https://doi.org/10.3390/ijerph20105823
Meloni, G. (2018). Sostegno alla genitorialità e corresponsabilità educativa nei contesti multiculturali: l’esempio della pedagogia relazionale di Loris Malaguzzi. Annali online della Didattica e della Formazione Docente, 15–16, 349–361. https://doi.org/10.15160/2038-1034/1917
Pascal, K., Bertram, T. (2009). Listening to young citizens: The struggle to make real a participatory paradigm in research with young children. European Early Childhood Education Research Journal, 17(2), 249–262. https://doi.org 10.1080/13502930902951486
Proli, S. (2011). Improving an urban sustainability environment through community participation: The case of Emilia-Romagna region. International Conference on Green Buildings and Sustainable Cities; Procedia Engineering, 21, 1118–1123. https://doi.org/10.1016/j.proeng.2011.11.2119
Rinaldi, C. (2020). The child as citizen: holder of rights and competent. The Reggio Emilia educational experience. Miscellanea Historico-Iuridica, 19(1), 11-22. https://doi.org/10.15290/mhi.2020.19.01.01
Said, I., Sahimi, N., Rahman, P. (2015). Revealing young children and teachers behavior through active participation in deciding classroom layout. Asia Pacific International Conference on Environment-Behavior Studies, Procedia Social and Behavioral Sciences, 168, 22–29. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.10.206
- Комментарии
Загрузка комментариев...